|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Севморпуть: ледовые походыПродолжение. Начало в № 22 45 лет назад Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев обратился с письмом к экипажу атомной подводной лодки Краснознамённого Северного флота под командованием контр-адмирала В. Фролова, в котором призывал подводников: "Продолжайте и впредь неустанно совершенствовать свою боевую выучку и политическую закалку, повышайте техническую и морскую культуру, в любых условиях образцово выполняйте свой сыновий долг перед Советской Родиной". Это напутствие Леонида Ильича стало боевой программой действий для всех подводников Военно-морского флота. Современная Россия, являясь правопреемницей Страны Советов, поднимая на верфях новые атомоходы, модернизирует те, которые проявили себя в длительных морских походах прошлого и продолжают службу сегодня. Внешне атомоход напоминает собой кита с лобастой головой и мощным обтекаемым телом, сужающимся к хвосту. Ощущение огромной величины АПЛ создаётся при одном лишь взгляде на высоту помещений. Мощные атомные двигатели позволяют подводным лодкам практически неограниченное время находиться под толщей воды. Они способны на большой скорости совершать длительные переходы в любую точку океана, сближаться с быстроходными надводными кораблями и неоднократно их атаковать. АПЛ освобождены от необходимости спешить всплывать на поверхность, опасаясь, что им не хватит воздуха, пресной воды, топлива, что иссякнут запасы аккумуляторных батарей. Воздух и пресную воду они вырабатывают самостоятельно, при этом в необходимом количестве. Российским атомоходам не страшна любая непогода, не имеет для них значения время года и суток. Обилие мягкого дневного света на боевых постах, в отсеках, коридорах, свободные каюты для членов экипажа, кондиционеры, душевые, хлеб собственной выпечки, свежие продукты – таковы подводные лодки. В кают-компаниях офицеров и мичманов места за столом строго расписаны. Кресло командира лодки по законам морской этики никто не занимает, даже если он находится на берегу. Не стоит думать, что служба на АПЛ является лёгким делом, а поход не что иное, как приятная прогулка. Возросшие боевые возможности атомоходов, компьютеризация и цифровизация предъявляют особые требования к подводникам, их профессиональным знаниям, мастерству, их физической и моральной закалке. Служба на подводных лодках сложная и ответственная, но в то же время и почётная. Атмосфера строгой взыскательности к каждому члену экипажа сочетается здесь с доброжелательностью, заботой, чуткостью к людям. В походах непременно отмечается день рождения каждого подводника (подобная церемония проводится и на надводных кораблях). Именинника поздравляет командир, сослуживцы, по традиции ему вручают пирог или торт. Незабываемое, волнующее чувство возникает у каждого, когда он за тысячи километров от родных берегов, под толщей океанской воды ощущают свою значимость. На подводных кораблях действуют коллективы художественной самодеятельности, которые выступают перед экипажем. Атомоход так огромен, что порой за год службы (именно такой срок определён морякам в настоящий период) невозможно встретить земляка, приписанного именно к этому крейсеру. На атомоходе всё подчинено обеспечению скрытности плавания под водой, бесшумности и бесследности. С этой целью двигатели и все механизмы установлены на амортизаторах. Надёжная система защиты атомного двигателя и постоянный контроль за радиацией на отечественных атомоходах исключают возможность каких-либо чрезвычайных обстоятельств. Имея новейшие приборы кораблевождения, гидроакустики, радиоэлектронную аппаратуру, экипаж атомной подводной лодки в любое время точно знает своё место в океане. Он тонко улавливает каждый звук или шорох на глубине: дельфиний писк, ход косяков рыбы, многометровую глыбу айсберга и шум винтов любого плавательного средства. Эхоледомеры и телевизионная аппаратура точно информируют командира о толщине льда, его форме и осадке при плавании под ледяными полями, позволяют уверенно всплывать в полыньях. О том, как это было сделано отечественными подводными лодками в 60-е годы прошлого столетия, редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала в прошлом номере. Традиции на подводных лодках крепко-накрепко завязаны морским узлом. Вот, например, традиция встречать из похода корабль жареным поросёнком надолго прижилась на российском флоте. Корни этой морской традиции уводят нас на Северный флот. В первый год Великой Отечественной войны капитан 2 ранга Михаил Петрович Августинович, командир советской дизель-электрической подводной лодки К‑1 (с июля 1941 по март 1943 г.), сосредоточенный и требовательный в море, на берегу любил пошутить, разыграть кого-нибудь, развеселить компанию. После возвращения из одного удачного похода он сказал командиру базы капитану 3 ранга Григорию Морденко с серьёзным выражением лица, но шутя: "Не вижу со стороны береговой базы ликования по поводу наших побед. Подводники, понимаешь ли, в поте лица вражеские корабли топят, салюты в честь этого дают, а вы вроде бы и не замечаете. Поросёнка бы, что ли, резали за каждую победу. А то нехорошо получается…" Григорий Павлович отнёсся к такому предложению вполне по-деловому. Договорились, что для каждой команды, вернувшейся с победой, будет даваться обед с поросятами по числу потопленных кораблей. Новый обычай всем очень понравился, и вскоре Морденко был вынужден завести довольно крупный свинарник. Порой он сокрушался по этому поводу: – Ну виданное ли дело? Для одного "малютки" двух поросят жарить! Команда ведь маленькая – не съедят. Да и свиней эдак не напасёшься. Как показала практика, опасения оказались напрасными. Поросята хорошо плодились, и то, что оказывалось на праздничном столе, съедалось экипажем за милую душу. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 25 (588) от 21.08.2020 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |