Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
28 августа, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Семеро смелых

Два с половиной месяца за ними следил весь мир. С 16 по 31 марта 1979 года семеро отважных шли к полюсу. И первыми на планете Земля достигли его – на лыжах. Вот их имена: Дмитрий Шпаро, Владимир Леденев, Анатолий Мельников, Владимир Рахманов, Юрий Хмелевский, Василий Шишкарев и врач Вадим Давыдов.

Открытое, обожжённое полярным солнцем и арктическими ветрами лицо. На слегка обмороженных ладонях – мозоли, следы недавнего похода. И только. В остальном – обыкновенный гражданин, ничем не отличающийся от десятков прохожих, с которыми сталкиваешься за день.

– Что же заставило вас преодолеть полторы тысячи арктических километров? – спрашивала после возвращения с полюса корреспондент газеты Э. Гусева врача экспедиции В. А. Давыдова.

– Мечта о полюсе, об Арктике. Я родился и вырос на Урале. Учился в I Московском медицинском институте имени И. М. Сеченова. В студенческие годы совершал походы по Кольскому полуострову, Карелии. После окончания института некоторое время работал в самом северном аэропорту страны, на Земле Франца-Иосифа. Север притягивал как магнит. Мечта стала целью, когда я узнал из "Комсомольской правды" о группе Дмитрия Шпаро. Я тотчас же ему позвонил…

Будущему руководителю высокоширотной полярной экспедиции свою биографию Давыдов поведал кратко: врач, заядлый турист, работал в Арктике, женат, двое детей, жена – тоже медик, бывшая однокурсница и тоже туристка.

– Значит, возражать против путешествий не будет, – заметил Шпаро. – А как тренировки, выдержите?

– Так ведь у нас одна цель – Северный полюс…

И начались тренировки.

– Первый длительный пробег – от станции метро "Киевская" до "Академической" и обратно – я осилил с таким трудом, что дома меня не узнали: зверски устал и сразу осунулся. Но иначе и быть не могло, я не был готов к таким нагрузкам, хотя прежде и делал зарядку по утрам и даже изредка бегал. Лишь со временем настойчивые занятия под руководством нашего тренера Фёдора Склокина помогли мне, как и остальным, обрести необходимую форму.

Будущие участники экспедиции занимались упорно. Три раза в неделю, например, бегали по двадцать километров. Особенно тяжело было по субботам: дома ждали дети, надо было с ними почитать, вместе погулять…

– Опять побежишь? – с огорчением спрашивала младшая, Женя. Старшая, Оля, уже школьница, успокаивала сестрёнку: у всех дети, у дяди Юры – трое, у других – по двое, и все терпеливо ждут своих пап.

– Именно обстановка понимания, царившая в семье, помогла мне справиться с нагрузками, выдержать первые испытания на выносливость. В 1975 году я участвовал в традиционном пробеге МГУ, затем ходил на лыжах по Таймыру, прошёл от острова Врангеля до дрейфующей станции "СП‑23", был участником марафонской эстафеты в честь 60-летия ВЛКСМ.

Все эти годы тщательно подбиралась экипировка и снаряжение для будущего похода: штормовые костюмы и бахилы, спасательные жилеты, лыжи, маленькие лодки и ледорубы, необходимые приборы. Там, где не чувствовали себя специалистами, обращались за помощью в различные организации и нигде не встречали отказа. Например, рацион питания для группы разработали в Институте питания АМН СССР. Специальные защитные очки по рекомендации объединения "Медтехника" изготовили на предприятии Минмедпрома СССР. И всё это затем прошло через придирчивые руки завхоза и комсорга экспедиции Володи Леденева. Прав был руководитель похода доцент Института стали и сплавов Дмитрий Шпаро: ребята шли к полюсу не 76 дней, а несколько лет, начиная с 1970 года. Старались не упустить ни одной мелочи. А уж психологической подготовке, психологической совместимости уделяли особое внимание. Ведь небольшой коллектив должен был прожить в тяжелейших, как принято говорить, в экстремальных условиях не одну и не две недели. Один из проверочных психологических тестов предполагал закончить ряд начатых предложений (тесты разработали и оценивали научные сотрудники Института медико-биологических проблем Минздрава СССР). Вот как закончил их Вадим Давыдов. "Самое главное для меня в моей работе – то, что она мне нравится. Причиной большинства несчастных случаев является беспечность. Когда мне бывает трудно, я терплю. Если всё против меня, я стараюсь понять, в чём дело. Думаю, что в минуту опасности главное – спокойствие…"

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 26 (589) от 28.08.2020 г.

Влас Сергеев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно