Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
28 августа, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Атака мирного судна японскими самураями

12 апреля 1942 года пароход "Ванцетти" Дальневосточного морского пароходства – один из самых тихоходных судов того времени – следовал своим курсом из Владивостока в Петропавловск-Камчатский.

– Груз у нас на борту был мирный, шторма не предвиделось, и ничто, так нам казалось, не предвещало беды, – вспоминал бывший старший помощник капитана, заслуженный ветеран Дальневосточного морского пароходства, житель Владивостока Александр Агоев.

Даже когда на горизонте показался одиночный самолёт, ни капитан, ни матросы не проявили тревоги: фашистские самолёты в этот район планеты не залетали, очень далеко, а японцы совсем недавно подписали с Советским Союзом пакт о нейтралитете. Когда самолёт приблизился и низко прошёл над самым судном, все увидели опознавательные знаки – японский. "Рассмотрит, что мы – советское мирное судно, и улетит", – сказал кто-то из команды. Самолёт в самом деле взмыл, а затем резко развернулся и вновь зашёл навстречу пароходу. И вдруг пулемётная очередь прочертила палубу. После обстрела самолёт ушёл. Но вскоре над "Ванцетти" закружил другой японский самолёт. Этот деловито зашёл в пике и сбросил на судно бомбы. А при следующем заходе сбросил вымпел с требованием немедленно остановиться.

– Вот так мы впервые на собственном опыте познакомились с нейтралитетом по-самурайски, – рассказывал Александр Агоев. – В тот апрельский день ни капитан Виктор Веронд – опытнейший человек и бывалый моряк, ни мы, его помощники, не знали ещё о коварных тайных переговорах японских милитаристов с немецкими фашистами. И неудивительно: документы их сговора шли под грифом "высшая военная тайна" и нигде не публиковались. Поэтому мы ломали голову: что же произошло?

Подоплёка этой гнусной провокации стала ясна лишь после того, как Красная Армия вместе с союзниками нанесла в августе 1945 года решительные удары по японским милитаристам и были захвачены секретные архивы японской военщины. Из них стало ясно, что ещё 30 июня 1941 года главари фашистской Германии обратились к японскому правительству с предложением начать войну против СССР. Японское командование вынашивало такие планы и тщательно готовило армию к военным действиям против нашей страны, понимая, что одновременно воевать против США и СССР ей не под силу. Япония оттягивала время, готовя своё сверхмощное, по её понятиям, оружие – бактериологическое и химическое. Используя бомбы, начинённые различными отравляющими веществами, японские милитаристы планировали уничтожить ряд стран, которые являлись и их противниками, и их союзниками на тот период. Япония обратилась к советскому правительству с наглым, резким и беспрецедентным в мировой практике заявлением – прекратить перевозки грузов в СССР через портовый город Владивосток. Впрочем, "забыв" о том, что поставки осуществлялись по взаимной договорённости СССР и США о ленд-лизе. Советское правительство категорически отвергло эти нелепые и провокационные требования. Однако "гумбацу" – японская военщина – не унималась. В одночасье Япония безо всяких на то оснований объявила проливы Лаперуза, Сангарский и Корейский своими "морскими оборонительными линиями", тем самым грубо поправ международное право. Всё это стало известно позже, а в тот апрельский день, когда произошёл налёт на "Ванцетти", был налицо факт международного бандитизма.

Капитан Виктор Веронд собрал своих помощников в кают-компании и объявил о том, что судно находится в нейтральных водах и идёт правильным курсом…

Однако японцы считали иначе, они потребовали взять на борт своего лоцмана, и капитан советского судна вынужден был согласиться.

– Когда мы входили в порт, была уже ночь. Я находился на баке, – вспоминает Агоев, – судно шло, повинуясь указаниям лоцмана, офицера японских ВМС. И вдруг впереди по курсу я заметил буруны – камни. Я крикнул капитану. Он, моментально оценив ситуацию, отстранил так называемого лоцмана, приказал: "Право на борт!" и дальше сам повёл судно. Это была заранее обдуманная попытка посадить судно на мель.

Утром на борт поднялись японские военные чины и, как мы поняли, начали ломать комедию. Они пытались убедить нас в том, что мы зашли в японские территориальные воды…

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 26 (589) от 28.08.2020 г.

Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно