Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
04 сентября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Комендор бронекатера «БК-505»

Продолжение. Начало в № 24

"Славному" быстро залатали борт в кронштадтском доке, и снова эсминец ходил в боевые походы. Глубокой осенью пришлось дважды пройти весь Финский залив, эвакуируя героический гарнизон полуострова Ханко. От тех походов надолго осталось у Жукова ощущение липкого, влажного холода, пробирающего до костей, да жуткого ежесекундного ожидания в густой темноте ночи взрыва под килем. Потом эсминец вошёл в Неву. Началась блокадная ленинградская зима. Что о ней говорить? За эту зиму Николай пережил не меньше и не больше того, что пережили все его товарищи. Он видел трупы на заметённых снегом улицах, видел измождённые лица ленинградцев, разрушенные дома. И комендор отводил душу, когда пушки эсминца били по вражеским батареям, обстреливавшим город из районов Стрельни и Пулково. Между тревогами моряки помогали ленинградцам восстанавливать электростанцию. Много раз Николаю приходилось работать в цехах судостроительного завода. Ведь он был до службы слесарем, знал электросварку. На заводе, несмотря на все трудности блокады, ремонтировали механизмы кораблей, сваривали корпуса морских броневых катеров. И разве думал тогда комендор, что с этими катерами скоро снова столкнёт его судьба? Нет, пока он думал о другом. Ему казалось, что работа в цехе и не слишком частые стрельбы – это не то, что надо делать имеющему силы бойцу. И он подал рапорт с просьбой послать его на передовую.

– Давай поговорим, – сказал комиссар эсминца, пригласивший Жукова в свою каюту. – По себе вы знаете, сколько надо учиться хорошему комендору, привыкать к морю, к службе на корабле. А у нас ведь лишних комендоров нет. Да и будут вам бои, будут походы – ждите.

– И вот ещё что, – другим тоном добавил комиссар. – Я получил письмо от вашего отца. Почему редко пишете домой?

Да, отцу с матерью, жившим на подмосковной станции Болшево, он писал редко. Что напишешь из осаждённого Ленинграда? Но в тот же день коротко сообщил родителям: "Не беспокойтесь за меня. Бьём фашистов, а скоро будем бить ещё сильнее".

Нескоро, однако, было суждено сбыться его надеждам. Прошло ещё лето, прошла зима, и новое лето наступило, а фашисты всё сидели под Ленинградом, глубоко зарывшись в землю. Правда, блокадное кольцо уже было прорвано. И всё шло к тому, что в один прекрасный день мощным ударом выбьют врага из-под стен города. Как ждали этого дня моряки! Николай был, наверное, нетерпеливее других. И он ещё раз подал рапорт с просьбой отправить на передовую. Результат оказался неожиданным: направили Жукова комендором-зенитчиком на морской бронекатер. Он ходил по катеру и старался узнать, не сам ли сваривал швы на корпусе. Нравился ему этот корабль. Длинный, борта низкие, бронированные. Две танковые башни, две сорокапятимиллиметровые пушки, зенитный корабельный автомат, шесть крупнокалиберных пулемётов. Много огня! А входили катера в бригаду шхерных кораблей. Шхеры – это в Финском заливе, это Выборг, Хельсинки и дальше. Значит, скоро в наступление! Моряк не ошибся в своих предположениях.

Летом 1944 года в шхерах Финского залива завязались упорные бои. Сначала они шли на подступах к Выборгу, в лабиринте хорошо подготовленных врагом и в обороне островов Бьёрского архипелага. На тендерах, на всяких мелких "посудинах" в сопровождении броневых катеров врывались наши десанты в этот лабиринт и с немалым трудом отвоёвывали остров за островом. Каждый бой – на самой короткой дистанции. Часто катера лезли чуть ли не на берег, а пушки били в упор по вражеским батареям и дотам. Много раз десантники сходились с врагом грудь в грудь, и тогда пускались в ход штыки и ножи.

Враг почему-то считал, что команды советских броневых катеров состоят из смертников. Это говорили пленные. Но не было смертников на катерах. Там находились такие матросы, как Жуков: закалённые в огне, накопившие много злости на фашистов и жаждавшие скорей очистить от них родную Балтику.

Командиром бронекатера, на котором служил Николай, был капитан-лейтенант Баскин. Всякого лиха вдоволь хватил на войне этот офицер. В трудные для Ленинграда дни он бился с врагом на суше. Но помнил, что есть море, есть корабли. В бою командир не осторожничал, решения принимал быстрые и верные.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 27 (590) от 04.09.2020 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно