Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
11 сентября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Воздушный налёт после подписания нейтралитета

Окончание. Начало в № 26

В порту японцы долго убеждали команду, что судно зашло в нейтральные воды Страны восходящего солнца. Девять дней продолжались допросы, но, когда японское командование поняло, что русские моряки не видят за собой никакой вины и доказать её японцам невозможно, был разрешён выход из порта. "Ванцетти" взял курс на Петропавловск-Камчатский. Дальневосточные моряки выдохнули с облегчением, но, как говорится, осадок остался. Ведь судно было атаковано и пленено после подписания договора о нейтралитете между СССР и Японией. Всем стало ясно как день, что в Тихоокеанском бассейне уже небезопасно и нужно всё время быть начеку. С той поры не было никакого желания ещё раз попасть в лапы самураев. Однако военная история "Ванцетти" этим не закончилась.

Бой с подводной лодкой

Экипажу "Ванцетти" пришлось испытать на себе силу не только японских самураев, но и подводных сил гитлеровской Германии. Забегая вперёд, скажем, советское судно сумело дать бой морскому пирату.

Итак, "Ванцетти". Место постройки – Ленинград; год постройки – 1928; скорость в узлах – 9,5 (заводская); род двигателя – паровая машина; род топлива – твердое; вооружение – 1 пушка и 2 крупнокалиберных пулемета.

В конце декабря 1942 года пароход "Ванцетти" под командованием капитана В. М. Веронда вышел в рейс из порта Архангельск на Исландию. С каждым оборотом винта судно приближалось к островам Медвежьему и Надежды, где возможность встречи с самолетами и подводными лодками противника была стопроцентной. При подходе к этим опасным районам были выставлены дополнительные посты наблюдения.

5 января 1943 года в 14 часов 30 минут с юга на горизонте была замечена слева по носу подводная лодка, следовавшая в надводном положении курсом на север. Прозвучал сигнал боевой тревоги. Судно пошло противолодочными зигзагами при ухудшающейся видимости.

В 15 часов 45 минут слева по корме матросом второго класса В. Скипором, стоящим у кормовой пушки, был услышан хлопок торпедного выстрела и в следующий момент замечена идущая в левый борт торпеда.

"Право на борт! Самый полный вперед!" – скомандовал капитан. Маневр был выполнен безукоризненно, пароход отвернул от торпеды, и она прошла вдоль левого борта на расстоянии каких-нибудь 8–10 метров от корпуса. Руль тут же был положен прямо, однако судно продолжало медленно скатываться вправо. Подводная лодка, судя по следу торпеды, должна была находиться прямо за кормой. В этот момент была замечена вторая торпеда, идущая в корму, по курсовому углу около 170 градусов. Капитан отдает команду: "Лево на борт!" Он развернул пароход таким образом, что торпеда, попав в сильную струю работающего винта, не дойдя до кормы 15-20 метров, резко изменила направление и прошла вдоль правого борта. Казалось, теперь есть возможность оторваться от назойливой субмарины, однако спустя несколько минут в наступающих сумерках наблюдающим было видно, как подлодка выходила на траверз левого борта, находясь в пределах 5-6 кабельтовых от судна. Всё зависело от мастерства артиллеристов, и они не подвели, опередив самоуверенного врага, первыми открыли огонь из крупнокалиберного пулемета, установленного на левом борту мостика. Меткие очереди трассирующих пуль прошили корпус лодки. Они настолько осветили силуэт вражеского корабля, что орудийная прислуга сразу же ясно заметила его.

"Первый снаряд, – как пишет в своем рейсовом донесении капитан В. М. Веронд, – дал перелет и большой всплеск воды. Второй снаряд, судя по моему наблюдению с мостика и орудийным прицелам, попал в низ рубки, причем всплеска воды не дал. Разрыв был с большим количеством огня и резким металлическим звуком. Третий снаряд попал в корпус подводной лодки под пушкой и дал также разрыв с большим количеством пламени. Четвертый унитарный патрон дал осечку, замок открыли и снаряд выбросили за борт. Во время манипуляции с четвертым снарядом подводная лодка погрузилась под воду. Три последних снаряда были выпущены по месту ее погружения. Считая дальнейшую стрельбу бесполезной, прекратил огонь".

В момент первой торпедной атаки по приказанию капитана была передана в эфир радиограмма на английском и русском языках согласно установленной форме. Английскими береговыми радиостанциями радиограмма была принята моментально, и сразу же было дано подтверждение о ее приеме.

Поднявшись на север до параллели 75 градусов, "Ванцетти" лег снова на запад, а затем повернул на юг с расчетом выйти на остров Ян-Майен, а далее к Исландии. Шли противолодочными курсами. Вплоть до подхода к Исландии пароход сопровождали штормовая погода и непрекращающаяся пурга.

Только 18 января 1943 года "Ванцетти" благополучно прибыл в порт Акурейри, затем последовал нелегкий переход в Нью-Йорк, где был проведен капитальный ремонт, а оттуда с полным грузом через Панамский канал – во Владивосток.

«Прогресс Приморья», № 28 (591) от 11.09.2020 г.

Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно