Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
18 сентября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Всероссийская здравница

Продолжение. Начало в № 24

В город Сочи можно добраться разными путями, и один из них – железная дорога. В советское время она постоянно эксплуатировалась. Наряду с морским вокзалом, о котором газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала на своих страницах ранее, железнодорожный вокзал во все времена принимал тысячи и тысячи пассажиров. Железнодорожное сообщение и сегодня отличается интенсивностью. Особую нагрузку испытывала железная дорога в 2014 году, когда в Сочи проводились зимняя Олимпиада. Электровозы перевозили гостей в разные концы города и края. Впрочем, на электрическую тягу железная дорога перешла в 60-е годы прошлого столетия. Тогда же появились скоростные поезда с цельнометаллическими вагонами новой конструкции, изготовленные в СССР. Вокзал был построен по проекту известного советского архитектора А. И. Душкина. Здание отличается от всех вокзалов, действовавших в то время в стране. Кроме просторных, богато отделанных и удобных залов ожидания и всех других обязательных для современного вокзала помещений в нём располагались три открытых внутренних дворика с фонтанами, скульптурами, зелёными насаждениями. Как в морском, так и в железнодорожном вокзале можно было воспользоваться комнатами длительного отдыха, детским залом, рестораном.

В посёлке Адлер в долине реки Мзымты функционирует аэропорт. На лётное поле Адлерского аэропорта садились и садятся сегодня десятки многоместных самолётов. Раньше главными машинами были Ми‑18 и Ан‑10. В 60-е годы здание вокзала было реконструировано, появились комнатные отдыха для пассажиров и ресторан. Между Адлерским аэропортом всегда курсируют вертолёты, специальные и рейсовые автобусы, такси. Заметим, что автомобильные трассы здесь всегда отличались качеством. Береговое сообщение от Новороссийска до Сухуми было построено в 1891-1892 годах и до самой революции оставалось единственной дорогой в Сочи. В 60-е годы трассу реконструировали, выпрямили, насколько это было возможно, что позволило уменьшить число поворотов, сократить путь. Трасса стала шире и просторнее. В настоящее время дорога поддерживается в хорошем состоянии. Автомобильное сообщение и многочисленные междугородние, пригородные, экскурсионно-прогулочные и внутригородские маршруты осуществлял сочинский автомобильный трест. В его распоряжении находились сотни многоместных, с мягкими креслами закрытых и открытых автобусов, легковых таксомоторов. Удобство в том, что автостанция находилась рядом с железнодорожным вокзалом. Автостанции тогда функционировали в Адлере, Хосте, Лазаревском.

Любой приезжающий в Сочи человек имел возможность получить информацию в справочном бюро, более того, круглосуточно работал информационное агентство, передавая по радио о прибывающих маршрутах. Например, сообщалось, что по маршруту № 1 вы можете добраться до Бзугу. По пути его следования находятся санатории "Красная Москва", "Черноморье", "Светлана", "Москва", "Родина", курортная поликлиника № 1, санатории "Авангард", имени Фабрициуса, имени Фрунзе и "Золотой колос". Маршрут № 2 идёт от железнодорожного вокзала через Бзугу до остановки "Приморье". После Бзугу имеются следующие остановки: "Гостиница "Интурист", "Санаторий "Металлург", "Санаторий Министерства обороны СССР", "Санаторий имени Орджоникидзе", "Приморье". В этом районе расположены санатории "Правда", "Чайка", "Приморье", "Заря", "Искра". Маршрут № 3 идёт от вокзала через Бзугу и "Приморье" к мацестинским бальнеолечебницам. По пути следования за остановкой "Приморье" находится санаторий "Юность", научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии, а также Новая Мацеста и Старая Мацеста. Между Новой Мацестой и Старой Мацестой от шоссе ответвляется и идёт в гору другая, не менее благоустроенная дорога. Там находился санаторий "Мацестинская долина". Это маршрут № 3д". По маршруту № 4 автобусы следуют от вокзала до Адлера. За научно-исследовательским институтом курортологии и физиотерапии, в сторону Адлера, расположены дома отдыха "Зелёная роща", молодёжный международный лагерь "Спутник", санатории "Красный штурм", "Победа", "Мыс Видный", "Кавказ", Министерства обороны, курортная поликлиника № 3, дом отдыха и творчества "Художник", санатории "Голубая горка", "Волна", "Хоста", "Прогресс", туристская база, санатории "Кудепста", "Известия", "Адлер". Маршрут № 6 следовал от железнодорожного вокзала в северную часть города, к санаторию "Салют". По пути следования автобусов находились санатории "Кавказская Ривьера", курортная поликлиника № 2, санатории "Сочи", "Россия", имени Кирова, "Радуга", имени Дзержинского, "Заполярье", "Белоруссия", "Новый Сочи" и "Салют". В санаторий "Волга", самую северную здравницу Центрального района города, можно было доехать автобусами, следующими по маршруту № 9.

Когда мы видим в советском кино кадры небывалого столпотворения людей в гостиницах города Сочи в 60-70-е годы прошлого века, то верим не всему. Ваш покорный слуга бывал в те годы в Сочи, не по профсоюзной путёвке. Просто мы семьёй остановились у хороших знакомых. Поэтому о размещении не задумывались. Но приехавшие на "юга" так называемые "дикари" с первого же дня своего пребывания здесь испытывали неудобства: гостиницы были полны народа. И кого тут винить? Самих себя, пожалуй. Взяли, собрались спонтанно и поехали – это для романтиков, которые не позаботились о своём проживании в городе-курорте заблаговременно. Вот таких "романтиков" и показывали в кино. Живя в любом уголке страны, можно было приобрести путёвку или курсовку и не только хорошо отдыхать, но и лечиться. Если вы прибывали с путёвкой на руках на амбулаторное лечение в одну из курортных поликлиник, вы обращались в курортное бюро, которое располагалось в здании железнодорожного вокзала. Дежурные агенты подыскивали вам, в зависимости от состояния здоровья, подходящую квартиру, зачисляли на лечение и питание в диетическую столовую. После этого вам показывали квартиру и на следующий день вас начинали лечить в поликлинике. Впрочем, агенты бюро дежурили на вокзале круглосуточно. Для тех, кто приезжал просто отдохнуть, работало квартирно-посредническое бюро. Оно находилось вблизи Сочинского железнодорожного вокзала. Квартирьеры в любое время дня и ночи обеспечивали прибывавших квартирами.

Сегодня город Сочи изменился, особенно заметно это стало после финиша Олимпийских игр. В настоящее время здесь многолюдно, российские граждане едут в город не только искупаться в море, позагорать, но и за активным отдыхом – покататься на горных лыжах, пройти по узким горным тропам туристическими маршрутами.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 29 (592) от 18.09.2020 г.

Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно