Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
18 сентября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Город в послевоенное десятилетие

Газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России в ряде номеров публиковала отдельные главы из книги историка С. А. Власова "Очерки истории Владивостока". В них речь шла о жизни города в период Великой Отечественной войны, когда лозунг "Всё для фронта, всё для победы!" был призывом к действию. Несмотря на то что Владивосток избежал нападения врага, моряки-тихоокеанцы, базирующиеся здесь, приняли непосредственное участие в войне с милитаристской Японией. Многие не вернулись с поля боя, о чём свидетельствуют памятники и монументы, воздвигнутые благодарными потомками не только в Приморье, но и в китайских и корейских городах.

Следующая глава посвящена первым годам мирной жизни. Они, как рассказывает историк, тоже не были лёгкими, однако владивостокцы не пали духом, люди сумели навести порядок в городе и приступили к осуществлению дальнейших планов.

Первые свидетельства о том, что тяготы военного времени закончились и начинается новая мирная жизнь, появились во Владивостоке сразу после окончания войны с Японией – осенью 1945 г. Предприятия города возвращались к нормальному режиму работы, отменялись обязательные сверхурочные, без которых нельзя было обойтись в годы войны. Продолжалось начавшееся весной 1945 г. благоустройство и озеленение города. В первую очередь благоустраивались улицы в центре города: ремонтировалась проезжая часть, мостовые, устанавливались новые уличные фонари, отдельные здания перелицовывались из тёмного (защитного) цвета в светлые тона. За первые четыре послевоенных года (1946-1949) на благоустройство было потрачено 31,2 млн руб., в городе высажено 21 950 деревьев, 87 717 кустарников, устроено 10 200 кв. м цветников и газонов.

Особое внимание уделено улице Набережной и берегу Амурского залива у Семёновского ковша. В мае 1946 г. Владивостокский гор­исполком принял решение о переносе Семёновского рынка в район улицы Суйфунской (Уборевича). Площадь бывшего Семёновского рынка отдали под строительство стадиона "Динамо". Поначалу было сооружено футбольное поле, где осенью того же года состоялись первые футбольные матчи. Позднее построены площадки для игры в волейбол, баскетбол, городки, два теннисных корта. Территорию вокруг нового стадиона, включая прилегающую к воде прибрежную полосу, благоустроили: убрали хлам и мусор, землю выровняли бульдозером и засыпали песком, высадили кустарник.

Городские власти занялись другими насущными проблемами повседневной жизни горожан: работой общественного транспорта, ремонтом жилого фонда и городских автомагистралей. Хотя привести в должное состояние городское хозяйство, которому в годы войны уделялось мало внимания, было непросто. Не хватало техники, рабочих рук. На ремонт дорожного покрытия, тротуаров, ливневых коллекторов привлекались военнопленные японцы. Кроме того, летом 1946 г. командование Тихоокеанского флота оказало помощь городу, выделив в качестве рабочей силы роту матросов.

Осенью 1945 г. было восстановлено движение двух автобусных маршрутов: Вокзал – Эгершельд, Вокзал – Луговая. Улучшилась работа морской переправы через Золотой Рог, на смену буксирному катеру с прицепной баржей пришли пассажирские катера, так называемые морские трамваи. Осенью 1946 г. в эксплуатацию вступила вторая линия водной переправы через Золотой Рог. Помимо рейсов на мыс Чуркин пассажирский катер стал ходить в бухту Диомид, а в летнее время, чтобы облегчить горожанам путь до пригородных мест отдыха, из Семёновского ковша на 19-й километр.

Основное внимание горисполком уделял работе главного городского общественного транспорта – трамвая. В 1946 г. в трамвайном парке насчитывалось 52 вагона, но на линию в среднем выходил 21, с 1947 г. пустили дополнительно отремонтированные вагоны. В 1950 г. горисполком приобрёл шесть новых трамвайных вагонов, что позволило увеличить пассажиропоток. В 1948 г. трамваем за год было перевезено 30,8 млн чел., в 1950 г. – 34,6 млн.

Насущные проблемы городского хозяйства местная власть решала за счёт собственных средств, государственные капиталовложения из центра Владивостоку в первую послевоенную пятилетку (1946-1950 гг.) практически не выделялись. Все финансовые и материально-технические ресурсы уходили на восстановление народного хозяйства городов, сёл европейской части СССР, пострадавших в годы Великой Отечественной войны.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 29 (592) от 18.09.2020 г.

Юрий Тихий

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно