Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
24 сентября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Последний полёт камикадзе

Благодаря слаженным и смелым действиям моряков танкера "Таганрог" была остановлена атака японского летчика-смертника. Это был единственный вражеский самолет, которому удалось прорваться в окрестности Владивостока в период Второй мировой войны.

Короткий бой произошёл в 1945 году. Японский бомбардировщик атаковал танкер "Таганрог" в районе Первой речки. Незадолго до этого "Таганрог" под командованием капитана К. А. Зайцева доставил во Владивосток груз жидкого топлива, необходимого для кораблей Тихоокеанского флота и фронта. После слива нефтепродуктов танкер стал на рейде в районе нефтебазы на Первой речке. Поблизости стояли на якорях два других танкера – "Батуми" и "Апшерон". В полдень 18 августа 1945 года вахтенный матрос С. П. Росляков заметил между облаками, с правого борта, летящий на большой скорости самолет. По сигналу боевой тревоги моряки немедленно заняли свои боевые посты у орудий и зенитных пулеметов. По команде военного помощника Бурмистрова боевые расчеты электрика Лещенко и матросов Кулика, Кобызева и Мурзы открыли заградительный огонь из зенитных пулеметов.

Самолет свечой взмыл в небо. Набрав высоту и развернувшись, он снова начал заходить на танкер, открыв огонь по судну. Моряки ответили встречным огнём судовых пулеметов. Очередь капитан-лейтенанта Бурмистрова из "эрликона" поразила воздушную цель. Самолёт, охваченный огнём, рухнул в воду в нескольких десятках метров от танкера. Падая, машина перебила своим крылом одну из радиоантенн, натянутых между мачтами "Таганрога". На месте падения на поверхности воды появилось большое огненное поле, угрожающее судну: могли взорваться недегазированные танки. В этой экстренной ситуации экипаж "Таганрога" действовал слаженно и смело. Палубная команда мощными струями воды из четырех пожарных шлангов сдерживала огонь, подступающий к борту.

Руководил во время и после боя палубной командой старпом Виктор Сахаров, в дальнейшем один из самых прославленных капитанов Дальневосточного морского пароходства, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР. Машинной командой на "Таганроге" руководил один из лучших старших механиков пароходства Константин Иосифович Поверов, впоследствии кавалер ордена Ленина и ведущий механик-наставник ДВМП.

Со дна Амурского залива была поднята кабина с японским летчиком-камикадзе и другие детали самолета. При проверке у летчика были обнаружены документы, из которых установлено, что звали его Циохоро Иосиро. В полетной книжке подпоручика японской армейской авиации было указано задание: "Задача – нанести таранный удар на полном ходу при скорости 550 километров в час. До последнего момента, не закрывая глаз, хорошо прицелившись, нанести удар прямо в трубу или мостик. Если нет кораблей, то выбрать в городе самый большой дом. В случае обстрела зенитной артиллерией или встречи с вражескими истребителями помахать крыльями, выпустить шасси и, сделав ложные знаки о сдаче, продолжать выполнять задание – нанести таранный удар по самому большому кораблю в порту Владивосток".

Необходимо отметить, что это был единственный вражеский самолет, сумевший прорваться к Владивостоку за время военных действий. В данном случае моряки торгового флота проявили высокую бдительность и боевое мастерство и, как сказал в своей приветственной речи член Военного совета Тихоокеанского флота генерал-лейтенант С. Е. Захаров, "стояли и стоят в одних рядах с бойцами и офицерами Красной Армии и Военно-морского флота СССР".

Стоит сказать, что спустя 75 лет понятно, что члены экипажа "Таганрога", несомненно, совершили подвиг, за что и были награждены орденами и медалями. Нетрудно представить, что могло бы быть, осуществи свой план лётчик-камикадзе. На рейде стояло немало судов, и в случае пожара спаслись бы немногие.

Заметим, что 18-19 августа были зафиксированы единичные случаи нападения на советские суда. В частности, в сводках упоминается и бомбардировщик Ki‑45 "Торю", который атаковал танкер "Таганрог", но был сбит зенитным огнем, о чём редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказала выше. В тот же день, 18 августа, японский летчик в районе Курильских островов сумел уничтожить наш тральщик КТ‑152.

Попытки Токио изменить ход вой­ны ни к чему не привели. 15 августа 1945 года (в день капитуляции Японии) вице-адмирал Матомэ Угаки, командовавший камикадзе с острова Кюсю, вылетел в свой последний полет и последовал за своими летчиками, спикировав на вражеский корабль в районе Окинавы.

«Прогресс Приморья», № 30 (593) от 25.09.2020 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно