Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
16 октября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Магнетизм Арктики

"Магнетизм Арктики, её невероятная притягательная сила – это не фигура речи. Огромные замороженные пространства привлекали человечество на протяжении всей современной истории, а с конца 19 в. покорение Северного полюса превратилось в гигантское и совсем не спортивное соревнование. Ставки здесь, как никогда, велики. На арктическом шельфе сосредоточено более четверти всех земных запасов углеводородов. Но не только источники энергии влекут сюда людей, ответственных за судьбы мира. Битва за Арктику началась ещё в те времена, когда о месторождениях нефти и газа в этих районах никто не догадывался, и сегодня она лишь подходит к своей решающей стадии". (Из кинофильма)

К.и.н., сотрудник НБ ДВФУ Светлана Баубекова:

– Современные географические исследования Арктики опираются на фундаментальные открытия Северного полюса, которые были сделаны ещё в конце 19 – первой половине 20 века. Сотрудники сектора научных исследований Научной библиотеки ДВФУ ещё в 2016 году по заявке преподавателей географических дисциплин организовали книжную тематическую коллекцию под названием "История освоения Арктики". Уникальные книги из этой коллекции позволяют найти ответы на вопросы об истории арктических путешествий; о географических, геологических исследованиях Северного полярного полюса, Северного Ледовитого океана, Северного морского пути. У нас представлены также жизнеописания известных путешественников и исследователей Арктики.

Когда Дмитрий Рогозин был председателем государственной комиссии по развитию Арктики, он отмечал: "Арктика – это целый мир. Там можно найти дело для любых профессий – от лётчика до специалиста биомира".

История Арктики восходит к древнейшим временам. Учёные полагают, что протоэскимосская культура на дальневосточном севере возникла 12 тысяч лет назад. На сегодняшний день известны самые древние поселения жителей Арктики, которые находятся на Кольском полуострове. Они датируются примерно 7-6 тысячелетиями до нашей эры.

Заселение Севера, его освоение и исследование начинается в 15 веке. В этом процессе участвовали новгородцы, устюжане, венецианцы, поляки, поморы, жители Архангельска и многие другие. В 15 веке русские освоили Шпицберген и основали там поселение. Через столетие, в 1594 году, голландцы достигли острова Груманта и засвидетельствовали наличие на нём русских поселений.

В книге известного географа, океанографа и картографа Юлия Шокальского "Из истории географии" показано значение систематических полярных исследований, приводящих к накоплению опыта по приобретению знаний, которые работают на общую пользу по освоению Арктики.

В фонде редких изданий можно познакомиться с содержанием книг об освоении Северного полюса как зарубежными исследователями, так и российскими – на собачьих упряжках, на лыжах, по морю. Первая женщина – полярный исследователь Арктики, участница Великой Северной экспедиции в составе Ленско-Енисейского отряда – Татьяна Фёдоровна Прончищева. 

В 19 веке известный путешественник и промышленник Яков Санников в своём дневнике рассказал о виденном им затерянном во льдах острове или земле. Эти сведения заинтересовали очень многих исследователей, и в конце века было организовано много экспедиций по поиску этой Земли Санникова. Это и Александр Бунге, и Эдуард Толль, и Александр Колчак и другие. О крупнейшем исследователе С. О. Макарове и о разработанном им первом ледоколе рассказывается в книге "Степан Осипович Макаров и завоевания Арктики. "Ермак" во льдах". Это издание вышло в 1943 году во время Великой Отечественной войны. В то военное время большое значение придавали освоению Северного морского пути. В сборнике приведены чертежи по устройству ледокола, а также результаты испытаний "Ермака", которыми руководил сам Макаров в 1901 году.

В фонде есть оттиск статьи Макарова на английском языке "Ледокол "Ермак", выпущенной в Лондоне в 1901 году. На обложке брошюры – автограф самого адмирала Макарова.

Из книги "Пути великих свершений" можно узнать о гидрографической экспедиции к Северному Ледовитому океану, которую возглавлял Борис Андреевич Велькицкий на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" в 1910 году. Экспедиция исследовала многие острова, собрала большой материал о течениях, ледовой обстановке, климате, магнитных явлениях. В 1913 году она открыла остров, который был назван Землёй императора Николая Второго, сейчас он называется Северная Земля.

Кроме земли Санникова всех также волновала и Земля Петермана, Земля Франца-Иосифа. На поиск и исследование этой земли отправился Георгий Львович Брусилов. В книге "Затерянный во льдах" опубликован дневник штурмана Альбанова, который был одним из двух оставшихся в живых участников экспедиции. Георгий Брусилов и Валериан Альбанов явились прототипами героев известной книги Вениамина Каверина "Два капитана".

В апреле 1914 года Валериан Альбанов с одиннадцатью матросами покинул "Святую Анну" и отправился на юго-запад, только самому Альбанову и матросу Конраду удалось достичь мыса Флоры на Новой Земле, и им повезло встретиться со шхуной Георгия Седова, знаменитого исследователя арктических земель. В библиотеке есть книга об этом замечательном человеке. Во время зимовки на Новой Земле участники его экспедиции провели большие исследования. Известны такие учёные из его экспедиции, как Визе и Павлов. Во время Гражданской войны в 1919 году Михаил Алексеевич Павлов приехал во Владивосток и стал преподавателем Владивостокского политехникума. Он основал библиотеку геологии и минералогии, после установления советской власти на Дальнем Востоке стал профессором кафедры минералогии Государственного дальневосточного университета, куда и перешла собранная им библиотека.

На выставке "Арктика – истоки освоения" у нас были представлены книги "Поход "Челюскина", "Дневник "Челюскина", которые повествуют об экспедиции 1933-1934 годов. Экспедицию возглавлял Отто Юльевич Шмидт. Команда экспедиции в течение двух месяцев вынуждена была жить на льдине. И в это время челюскинцы выпускали газету. Отто Юльевич отмечал: "Освоение территории современными методами начиналось с обеспечения связи. Первой задачей было создание сети радиостанций для сообщений о погоде, а также для установления оперативной связи между пароходами и центром. В 1933 году выполнение этой задачи в основном было закончено".

К.и.н., сотрудник НБ ДВФУ Игорь Землянский:

– Я расскажу о покорителе Арктики Иване Дмитриевиче Папанине. Все материалы о нём также находятся в нашем фонде редких изданий НБ ДВФУ.

Иван Дмитриевич Папанин – доктор географических наук, адмирал, дважды Герой Советского Союза, исследователь Арктики, чьё легендарное имя известно всем. Папанин был начальником полярной станции Бухта Тихая (Земля Франца-Иосифа) и станции на мысе Челюскина в 1934-1935 годах. В книге В. Ю. Визе "Моря советской Арктики" особенно отмечаются аэрологические наблюдения с помощью радиозондов. Запускались зонды с борта дирижабля "Граф Цеппелин". Эта книга появилась у нас благодаря доктору географических наук, профессору Петру Фёдоровичу Бровко. Эта книга с автографом самого Папанина является настоящим раритетом.

В книге "Героическая четвёрка" рассказывается о беспрецедентном девятимесячном дрейфе четвёрки исследователей: руководителя экспедиции Ивана Дмитриевича Папанина, радиста Эрнста Теодоровича Кренкеля, океанолога Петра Петровича Ширшова и геофизика Евгения Константиновича Фёдорова. Эти полярники проделали самоотверженную, героическую работу. Есть фотографии, которые свидетельствуют о том, как подходят ледоколы "Таймыр" и "Мурман", чтобы снять их с льдины, об их прибытии в Москву, о том, как их там встречали.

Автор книги "Четыре товарища" Эрнст Кренкель служил на пароходе (судне ледокольного класса) "Челюскин". Кренкель обеспечивал ледовую связь Шмидта с материком. Позывной "Челюскина" стал в дальнейшем личным радиопозывным Кренкеля.

К годовщине снятия папанинцев с дрейфующей льдины в "Морском сборнике" вышла статья капитана ледокола "Таймыр" Бориса Дмитриевича Барсукова "Поход географического корабля "Таймыр" к льдине Папанина". Здесь говорится и об истории самого корабля, и о его технических характеристиках. Описывается сам процесс эвакуации полярной станции "Северный полюс".

В книге "Двадцать семь месяцев на дрейфующем корабле "Георгий Седов" рассказывается, как "Георгия Седова" выводил изо льдов Иван Дмитриевич Папанин, за что во второй раз он был награждён высоким званием Героя Советского Союза. Научные исследования, сделанные папанинской станцией "Северный полюс", актуальны и в настоящее время. Иван Дмитриевич стал почётным гражданином четырёх городов: Мурманска, Севастополя, Липецка и Архангельска и одной области – Ярославской. Его именем названо несколько географических объектов: мыс на о. Таймыр, в Азовском море, горы в Антарктиде и в Тихом океане, улицы в городах Артём, Архангельск, Екатеринбург, Липецк, Москва, Мурманск, Тула и Ярославль.

Доктор географических наук, профессор ДВФУ Пётр Фёдорович Бровко:

– Мне очень повезло, потому что я жал руку Ивану Дмитриевичу Папанину в 1980 году (неделю её не мыл), и у меня остались воспоминания об этом замечательном человеке на всю оставшуюся жизнь. Собственно научные исследования Арктики начались с дрейфа станции "Северный полюс‑1", которые связаны с именем Папанина и его коллег.

Наш президент Владимир Путин неоднократно говорил об Арктике. Сегодня россияне не просто вернулись в Арктику, вернулись заново и крепко. В арктическом регионе размещены новейшие системы слежения за пусками ракет, военные базы, а также идёт строительство аэродрома. Мы грозить никому не будем, но мы используем наше преимущество (в данном случае территориального характера), обеспечим безопасность России и её граждан… Ни в одной стране мира нет такого атомного ледокольного флота, в этом случае мы впереди планеты всей. И попытки соперничества с нами – Канады, Америки, Японии и даже Китая – именно попытками и остаются.

Мы обращены лицом к Арктике, и сама история показала, что нам надо заниматься Арктикой.

Трасса Северного морского пути (Севморпуть) начинается во Владивостоке и заканчивается в Мурманске или Архангельске. Огромное побережье Арктики испытывает необходимость в топливе, различных материалах и продуктах питания, поэтому в нашей стране существует программа "Северный завоз", ей уже больше полувека. Во Владивостоке формируются караваны судов. Они в мае выходят, в июне подходят к Чукотке, и постепенно восточная часть Арктики заполняется грузами, товарами и так далее. Западная часть Арктики идёт через Мурманск и Архангельск. Это очень важная акция для нашей страны, потому что живущих на севере людей нельзя оставить без содержания. Владимир Путин заявил, что углеводороды по Северному морскому пути будут идти только под флагом нашей страны. Естественно, что особое значение для Севморпути и для Арктики имеет ледокольный флот. Первый атомный ледокол "Ленин" был спущен на воду в 1957 году, теперь он существует в виде музейного экспоната. В Калининграде находится замечательный Музей Мирового океана, а ледокол "Ленин" является его филиалом в Мурманске. Я очень рекомендую вам посетить эти музеи.

Сейчас строятся новые суда ледокольного типа. Если раньше все ледоколы были гражданские, то теперь есть ледоколы, которые относятся к Министерству обороны – военно-морские суда ледокольного типа для обеспечения безопасности мореплавания, для снабжения грузом военно-морских баз на акватории Северного Ледовитого океана. Ничего подобного таким ледоколам в других странах нет.

Наибольшую известность имеет атомный ледокол "Арктика", который в 1977 году дошёл до Северного полюса. Впервые в мире это событие произошло. Все, кто там был, прошли, как по экватору (только гораздо короче), вокруг земного шара. Это был замечательный рейс, и капитан судна Юрий Кучиев и руководитель рейса Тимофей Гуженко, которые были на этом судне, получили звание Героя Социалистического Труда. Это было очень большое достижение! В наши дни уже можно совершать туристские путешествия, можно купить себе тур на Северный полюс.

Сейчас строится новый ледокол с таким же названием и планируется, что он начнет работать в ближайшие годы. На нём абсолютно новое оборудование и техника, что даёт ему уже совершенно новые возможности.

Если посмотреть на ресурсы арктического шельфа, мы увидим, что все страны имеют их в несколько раз меньше. Вы знаете, что 200-мильная исключительная экономическая зона – это акватория, которая по факту принадлежит государству. По ней могут ходить корабли других стран, летать самолёты, подводные лодки в ней могут быть, но этим странам нельзя изучать её и добывать, брать ресурсы и так далее. 200 миль – это примерно 350-360 километров. Но есть ещё такое понятие, как континентальный шельф. Если геологические структуры протягиваются от структур суши далеко в море (300, 400, 500 километров) и будет доказано, что эти структуры представляют собой единое целое с сушей, то этот континентальный шельф может осваиваться страной так же, как и сама суша. Поэтому у нас на карте обозначено продолжение континентального шельфа – две горные системы, которые находятся под юрисдикцией Российской Федерации.

Экспедиция Ивана Дмитриевича Папанина стартовала 22 марта 1937 года. Исследователи совершили посадки в Архангельске, потом по побережью, перелетели на Новую Землю, на ледовом покрове у них были пятая и шестая станции. На Северном полюсе исследователи провели 9 месяцев, и затем два корабля ("Мурман" и "Таймыр") снимали их со льда. Подумайте: четыре человека в одной палатке 9 месяцев! Иван Дмитриевич Папанин прожил 92 года, Пётр Петрович Ширшов ушёл из жизни раньше, в 48-летнем возрасте. Он занимал две ответственные должности: был министром морского флота СССР и первым директором Института океанологии в Москве – самого крупного и известного океанологического института. Евгений Константинович Фёдоров продолжал активно заниматься наукой, стал академиком, занимался проблемной и глобальной экологией. Эрнст Теодорович Кренкель, радист, написал книгу "Четыре товарища".

Папанин родился в простой семье, жил в довольно сложных условиях и рано пошёл работать учеником токаря. С 1914 года он был на службе в Русском императорском флоте. А вот с 1917 по 1923 год в его биографии записано "участник революционных событий в Крыму, комиссар управления морских сил". По этому шестилетнему периоду можно много диссертаций и монографий написать, потому что его история такая интересная, сложная и очень активная, которой стоило бы уделить особое внимание. Затем 8 лет он занимался в нашей стране связью, руководил экспедицией на золотых приисках Алдана; был начальником полярной станции на Земле Франца-Иосифа, на мысе Челюскина. Всё это подводило руководство страны к тому, что, когда встал вопрос об исследованиях Арктики, естественно, выбор пал на Ивана Дмитриевича Папанина. Вся его основная деятельность была направлена на то, чтобы изучать и любить свою страну. С 1939 по 1946 год Папанин возглавляет Главсевморпуть и назначается уполномоченным Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере. Во время войны эти перевозки имели очень большое значение. Это были поступления необходимого нам из Соединённых Штатов Америки и стран антигитлеровской коалиции: вооружения, снабжения, различных грузов. Всё это в основном шло по Северному морскому пути, конвои шли вдоль берегов Норвегии, и, конечно же, ответственность на нём была очень большая.

Был ли Папанин во Владивостоке? Да, был. Он по своим делам, связанным с обеспечением, приезжал во Владивосток. Правда, два дня всего он здесь был, и если не памятник, то хотя бы бюст можно было бы ему в нашем городе поставить.

Когда я с ним встретился, Иван Дмитриевич уже возглавлял Институт биологии внутренних вод в Ярославской области (город Борок), участвовал в работе 7-го съезда географического общества СССР, который состоялся в городе Фрунзе. Иван Дмитриевич – человек своеобразный, о таких говорят: "за словом в карман не лезет". (Это был мой первый съезд, после него я стал делегатом ещё десяти съездов, вплоть до 2019 года.) Члены оргкомитета предоставили слово Папанину как самому известному и выдающемуся участнику, и мне запомнилось, как Иван Дмитриевич с удовольствием рассказывал о своей бурной чекистской молодости в Крыму.

Один из корреспондентов задал ему вопрос: "Иван Дмитриевич, если бы ваша жизнь сложилась иначе, кем бы вы стали?" Папанин ответил: "Учителем географии". Для меня как для преподавателя это оказалось бальзамом на душу.

«Прогресс Приморья», № 33 (596) от 16.10.2020 г.

Светлана Светлая

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно