Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
13 ноября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Человек из Коминтерна

Книга американца Джона Рида "Десять дней, которые потрясли мир" – одно из немногих произведений зарубежных писателей о революции 1917 года в России. Книга подкупает в первую очередь тем, что именно американский журналист стал первым человеком, который рассказал своим соотечественникам о Великой Октябрьской социалистической революции, непосредственным участником которой он стал.

Впрочем, Джон Рид был первым гражданином Соединённых Штатов Америки, который ратовал за взаимопонимание, взаимоуважение и дружбу своего народа с народами Страны Советов. И вообще Джон Рид был довольно разносторонним человеком, и журналистика была не единственной профессией, в которой он преуспел. Многие пытаются сделать его конъюнктурным писателем, а его произведение – сиюминутным, прославляющим варварскую страну. Однако давайте попробуем разобраться в ситуации.

Парень из Орегона

Джон Рид родился и провёл своё детство на крайнем западе страны, в штате Орегон, в небольшом городке Портленде. Сам Джон Рид в автобиографическом очерке "Почти тридцать" так вспоминал о своём детстве: "Жизнь била ключом: школа, игры. На чердаке мы устроили театр, в котором разыгрывали пьесы собственного сочинения".

В документальной повести Елизаветы Драбкиной "Навстречу бурям!", посвящённой Джону Риду, есть такие строки: "Он хорошо плавает. Так пусть он станет самым смелым, самым бесстрашным, самым непобедимым пловцом среди мальчишек Портленда. Он может этого добиться! Он этого добьётся!

У кромки берега по утрам ещё белел ледок, а Джек Рид уже открыл свой "купальный сезон". Вскарабкавшись на борт стоявшей на причале баржи, он раздевался и бросался в воду. Ледяная вода обжигала огнём. Сперва он проводил в воде две минуты, потом три, пять, десять. Сперва проплывал сотню метров, потом стал заплывать на самую середину широкого Вилламета.

И вот настала весна, а за ней и лето – и оказалось, что Джек Рид плавает дальше всех, ныряет глубже всех, держится на воде и под водой дольше всех и умеет откалывать такие штуки, на которые не способен ни один мальчишка…"

Увлечение плаванием в любую погоду нашло отражение и в поэме Джона Рида "Америка 1918", где есть такие строки:

Зимние купанья со льда набережной

Эл-стрит

Просто как встряска для крепкого тела.

На зелёном поле

Джон Рид поступил в колледж маленького городка Мористауна (штат Нью-Джерси). "Здоровье его, – вспоминает биограф Рида, – было прекрасным, и другие ученики относились к нему с должным уважением. На него произвели глубокое впечатление размеренность школьной жизни, её обычаи, традиции, отличные от всего того, что он видел на грубом Западе. Он играл в футбол… Здесь он писал свои стихи и рассказы в школьную газету".

Вот как описываются футбольные увлечения юного Джона Рида в документальной повести: "Вышло так, что чуть ли не в первый день ему пришлось принять участие в футбольном матче школьных команд. Не слишком удачно: не сумел взять темп, а длинная, тощая фигура вызывала насмешки. Но Джек был крепок и здоров. Энергия била в нём ключом. Вскоре он сделался признанным игроком, вошёл в основную команду школы, играл в нескольких межшкольных матчах. Спортивный обозреватель газеты "Мористаунец" заметил его. "Рид – новый игрок команды, – писал он в своём отчёте. – Он проявил большое понимание игры, хорошо владеет мячом и обещает стать сильным мужчиной. Следует, однако, отметить, что он несколько медлителен на старте".

Статья произвела впечатление на Джона. Он писал о ней матери и много думал, как исправить недостатки, о которых говорилось в статье. Медлительность на старте. Пожалуй, он страдает этим не только в футболе. Джон признавался самому себе, что зачастую он напоминает пловца, который, прежде чем броситься в воду, долго пробует её пальцами. С этим надо кончать. С места надо переходить в галоп. Кидаться в воду и в жизнь с разбегу. Вот задача, справившись с которой ты станешь настоящим мужчиной.

О жизни в Мористауне свидетельствуют страницы из биографии Джона Рида, вышедшей в серии "Жизнь замечательных людей", начало которой было положено Максимом Горьким. "В шестнадцать лет, – говорится в биографии, – он наконец-то почувствовал себя физически здоровым. В результате школа скоро узнала, что в лице новичка из Орегона она приобрела не только сильного ученика, но и превосходного защитника в футбольной команде. Тому есть документальные свидетельства – отчёты о матчах в местной газете. Кроме того, Джек отлично плавал, играл в водное поло и бегал дистанцию 100 ярдов за секунды, которые могли бы произвести впечатление и в наши дни".

Друг Джона Рида и его биограф Карл Хови, рассказывая о моринстаунском периоде, пишет: "Зелёный юнец из Орегона оказался хорошим футболистом и бегуном и затмил всех писавших в школьном журнале, был славным товарищем – его любили".

Капитан ватерполистов

В 1906 году Джон Рид поступил в Гарвардский университет – старейшее учебное заведение США. Новая обстановка, новые встречи и, как это бывает на старте, некоторое замедление в активной деятельности. Биограф Рида пишет, что "в первый год обучения он был одинок и не мог найти друзей. Позднее его одиночество стало понемногу рассеиваться. Его избрали редактором двух газет колледжа, капитаном команды по водному поло и организатором целого ряда студенческих мероприятий". Капитан ватерпольной команды был подготовлен лучше своих однокашников. Мы уже знаем, с каким увлечением Джон Рид занимался плаванием, и это, несомненно, помогло ему научиться хорошо играть и в водное поло. К сожалению, мы не располагаем отчётами об играх ватерпольной команды Гарварда, хотя она считалась одной из лучших университетских команд страны. Но то, что Джон Рид играл в команде первую скрипку и во многом содействовал успехам этого ватерпольного ансамбля, подтверждают все, кто с ним учился.

Джон Рид проявил себя и как дирижёр… хора болельщиков. "Остаётся упомянуть, – пишет биограф Рида, – лишь о том сногсшибательном успехе, которым он пользовался как дирижёр болельщиков за университетскую команду на футбольных матчах". Впоследствии журналист Уолтер Липпман, учившийся вместе с Джоном Ридом в университете, писал: "Никогда ещё у этого сборища на футбольных матчах не появлялось такого запевалы и дирижёра".

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 37 (600) от 13.11.2020 г.

Клим Углов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно