|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Жизнь и судьба отца русской авиацииРассказывая о Николае Егоровиче Жуковском, его биографы указывали на увлечённость профессора той или иной идеей. С другой стороны, он был практичным человеком, каким мы увидели его в первой части материала, опубликованного в предыдущем номере газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Но он обладал и другими качествами. "Есть люди, которые постоянно удивляют своей непознанностью, многократной новизной. Девять лет до самой смерти Николая Егоровича я почти каждый день встречался с ним, но он так и остался для меня неисчерпаемым примером необъятности мысли и доброты". Эти строки, опубликованные в журнале "Авиация и космонавтика" в апреле 1975 года, принадлежат одному из учеников и сотрудников Жуковского Александру Архангельскому, первому заместителю главного конструктора Опытного конструкторского бюро А. Н. Туполева. Он вспоминал, как в стенах Высшего технического училища (МВТУ), в котором Жуковский всю свою жизнь читал лекции по математике, профессора часто можно было увидеть в коридоре, идущим со слегка опущенной головой, в полной задумчивости. После занятий Николая Егоровича постоянно окружали студенты. Профессор мог так увлечься ответами на вопросы, что, подойдя к стенке и выводя пальцами на ней формулы и геометрические построения, совсем забывал о времени и стоял так до тех пор, пока кто-нибудь не напоминал ему о лекции. Рассказывали и о других случаях небывалой рассеянности Николая Егоровича. Так, однажды Жуковский ехал на извозчике вместе с академиком Иваном Алексеевичем Каблуковым, известным химиком и таким же до рассеянности увлечённым мыслителем науки. Подъехав к университету, Жуковский слез в одну сторону, Каблуков – в другую. Пересеклись у дверей, тепло поздоровались, уверенные, что только сейчас встретились, впервые за тот день. Однако такая задумчивость, часто перераставшая, казалось бы, в просто анекдотическую рассеянность, ни у кого не вызывала смеха. Все понимали, что источником её была глубокая сосредоточенность на решении сложных задач. Никто не смеялся, когда Жуковский, придя с урока физики в женской гимназии в техническое училище, где учились одни юноши, вдруг вызывал к доске "госпожу Македонскую". Не смешно было и тогда, когда, проговорив весь вечер у себя дома с молодёжью, гостеприимный хозяин вдруг вставал и, ища шляпу, начинал прощаться, попутно бормоча: "Однако я засиделся у вас, господа. Надо идти, пора…" Конечно, такой невнимательности к будничной жизни в минуты глубоких раздумий могли бы радоваться извозчики, дежурившие возле дома профессора, но и они абсолютно серьёзно говорили: "Уж такой добрый, такой добрый барин. Привезёшь его – заплатит. А иной раз, если не успеешь отъехать, ещё и с горничной вышлет. Такая добрейшая душа!" Все чувствовали глубокое уважение к этому разуму, который расправил нам крылья и позволил воплотить в реальность всеобщую мечту – летать. Сам Архангельский также вспоминает, как он, только поступив в училище, пришёл к Жуковскому просить разрешения для работы в аэродинамической лаборатории профессора. Александр ожидал отказ, ведь он был молод и неопытен. Но юноше был оказан радушный приём Николаем Егоровичем. У Архангельского создалось даже чувство, что именно он, студент, в лаборатории очень нужен, что его ждёт работа, которую до него некому было делать. И так было со всеми учениками Жуковского. Каждый ощущал, что именно он способен сделать что-то чрезвычайно важное, необходимое, и с умноженной силой стремился к исполнению этого. Если кто-то приходил к Жуковскому с очень трудным вопросом, на который Николай Егорович сам ещё не нашёл ответа, профессор просто говорил: "Я пробовал этим заниматься, у меня ничего не получилось. Попробуйте вы, может быть, у вас выйдет!" И ученики добивались огромных результатов вслед за своим учителем. "Главная черта была видна сразу, – подытоживал Архангельский свои воспоминания о Жуковском. – Сила огромного ума соединялась у него с чрезвычайно добрым сердцем". И это было волшебно. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 38 (601) от 20.11.2020 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |