Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
04 декабря, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Отец» атомной бомбы

Продолжение. Начало в № 39

Каникулы дети обычно проводили с отцом в деревне. Кругом степь. Синее знойное небо. Простор. Ребята помогали взрослым в поле, и это доставляло детям огромное удовольствие. Нередко со своими деревенскими сверстниками они придумывали игры и состязались в силе и ловкости. Однажды на сенокосе, когда душистое сено было собрано в огромные стога, Игорь предложил:

– А ну, кто сумеет? И быстро, по-кошачьи, вскарабкался по верёвке по высоченному, почти отвесному краю стога. А через минуту так же быстро и ловко спустился на землю. Забава всем понравилась. Но не каждый мог так ловко вскарабкаться, как Игорь.

Кончилось детство. Жизнь столкнула Курчатова со многими трудностями и лишениями. Вот когда пригодилась закалка, полученная с юных лет. Ещё будучи гимназистом, Игорь старался помогать родителям, брался за любую работу: слесарил, вырезал мундштуки, пилил дрова, сторожил огороды, работал на строительстве железной дороги, был воспитателем в детском доме, сторожем в кинотеатре. Однако всё это не помешало окончить гимназию с золотой медалью, а затем и университет. Он решил свою жизнь посвятить технике, науке. Загорелся физикой.

Делать своё дело

Счастлив человек, отыскавший свой единственный правильный путь в жизни. Не каждому это удаётся. Один из ближайших сотрудников Курчатова, доктор физико-математических наук приводит в своих воспоминаниях любопытное высказывание Игоря Васильевича:

– По-моему, – говорил Курчатов, – человек всегда должен выбирать то, к чему у него есть способности, пусть даже небольшие. И всегда, во всякой работе, делать самое существенное…

Игорь Васильевич, вспоминая профессора С. Н. Усатого, у которого учился в Симферополе, говорил, что тот разглядел в нём талант физика. А скольких талантливых учёных И. В. Курчатов сам вывел в люди! Они продолжали его дело, предавая знания другим, обогащая науку открытиями. Соприкасаясь с выдающейся личностью, люди становятся интеллектуально выше, богаче и шире. Тем, кто работал с Курчатовым, общался с ним, хотелось подражать ему во всём, даже в привычках. Сам обладал неиссякаемой творческой энергией. Игорь Васильевич высекал искру таланта у других, пробуждал у окружающих стремление работать с полной отдачей сил. Окружающие находили в нём и доброго наставника в житейских делах. Люди присматривались к великому учёному и сами приходили к выводу, как следует поступить в том или ином случае.

Отдых в движении

Все знали: отдыхать по-курчатовски – значит отдыхать активно, в действии, обязательно заниматься спортом, которому Игорь Васильевич придавал большое значение. У себя в рабочем кабинете или в лаборатории, насыщенной запахом паров эфира, бензина и ацетона, после напряжённой работы, расстегнув пиджак и заложив по обыкновению пальцы за ремень, Курчатов говорил:

– А теперь надо разрядиться. Перерыв! Пинг-понг!

Коллеги вспоминали, что в перерывах Игорь Васильевич брался за лопату, расчищал снег, а когда строили второй реактор, вместе с рабочими таскал тяжёлые графитовые кирпичи. Он это тоже считал активным отдыхом в движении.

Все, кто бывал в доме, где жил учёный, на территории института, поражались скромности его жилища. На письменном столе – книги, журналы, недописанная статья. Как-то неожиданно в этой чрезвычайно скромной обстановке смотрится мягкое удобное кресло. Как выясняется, кресло для гостей, хозяин квартиры в нём отдыхать не любил. В библиотеке – шведская стенка, рядом – гантели, медицинбол. Тут же бильярдный стол. В шкафу – охотничье ружьё. Кто бы ни приходил в гости, Курчатов непременно предлагал сыграть партию в пинг-понг.

Утром – зарядка, холодный душ. С этого Курчатов начинал свой день. Возвращался с работы поздно, порой глубокой ночью или под утро, и предлагал жене Марине Дмитриевне сыграть партию в пинг-понг. После игры улыбался и говорил удовлётворённо:

– Ну, кажется, разрядился.

Видный учёный, один из руководителей нашей промышленности В.С Емельянов вспоминал: "Однажды Игорь Васильевич пришёл к нам, спросил у жены: – Наталья Арсеньевна, а у вас нет пинг-понга? – Игорь Васильевич, да у нас никто не умеет в него играть, – ответила она. – Это безобразие, – сказал Курчатов. – Вот этот стол, – он показал на наш большой обеденный стол, – прямо предназначен для пинг-понга!.."

В. С. Емельянов отмечал одну особенность Курчатова: он никогда ни на что не жаловался. От Игоря Васильевича никто не слышал ни единой жалобы, даже в период болезни он продолжал работать.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 40 (603) от 04.12.2020 г.

Клим Углов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно