|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Николай Жуковский: жизнь и судьбаВ ряде номеров газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России мы рассказывали о неуёмной энергии студента Коли Жуковского, о его умении находить неординарные способы решения особо важных жизненных задач. Братья вспоминали о его самолюбии, иногда вспыльчивости, порой упрямстве, но и о его доброте. Родился Николай Егорович 5 января 1847 года в деревне Орехово Владимирской губернии. К своей малой родине он привязался всем сердцем. Его мать и отец до рождения сына хорошо обжили это укромное местечко, приютившее их. Егор Иванович, отец, был родом из мелкопоместных дворян. Его отец – Алексей Григорьевич Жуковский – участвовал в войне с французами в 1812 году, будучи офицером русской армии. Алексей Григорьевич, находясь с полком на стоянке в Польше, встретил свою будущую жену – Марию Михайловну Тышкевич. Родился сын Егор и две дочки – Варвара и Ульяна. В жизни самого Егора сыграл немалую роль его старший дядя – Николай. Впрочем, после рождения будущего учёного отец и мать сошлись на имени Николай. Вероятно, в память о дяде, который хлопотал за племянника в Институте путей сообщения как раз в тот год, когда кузница русских инженеров получила статус военного учебного заведения. Тогда там преподавали известные французские инженеры и учёные: Базен, Ламе, Клайперон. Обучение под руководством таких профессоров не могло не сказаться на знаниях Егора Ивановича. Николай часто слышал рассуждения отца о математике, физике, других науках, что и выработало у него инженерный склад ума. В глубине его сердца зародилась мечта – обязательно стать инженером и завершить то, что не удалось отцу. Через два года после окончания института, в 1834 году, Егор Иванович был отправлен во Владимир. Однако вернувшись в Полтаву, он теперь жил в разъездах между Москвой и Нижним Новгородом, работал над строительством магистрали "Владимирки" (сегодня это Шоссе энтузиастов). В один из приездов в Москву, когда Егору Ивановичу исполнилось 30 лет, он посетил Большой театр. В этот же день посмотреть оперу привезла двух сестёр – Аннету и Вареньку Стечкиных – их тётушка, жена Северцева, знаменитого исследователя Сибири. Егор Иванович сразу обратил внимание на сидящую в ложе Анну и больше не смог её отпустить. Анна Николаевна Стечкина получила хорошее образование по языкам, музыке и рисованию от гувернанток-француженок. Всего в семье воспитывались четверо братьев и три сестры. Когда старшей Анне Николаевне исполнилось 15 лет, дети остались сиротами. На хрупкие плечи Ани легло управление хозяйством и воспитание младших братьев и сестёр. Николай в её жизни появился как раз в то время, когда братья достигли совершеннолетия, начали кутить и требовать раздела имущества. Семья находилась в упадке. Жуковский, относящийся к новому на тот момент типу служащих – дворянам, оторвавшимся от земли, – представился братьям недостаточно состоятельным женихом и пришёлся им не по нраву. Они были против этого брака, однако Анна Николаевна искренне полюбила Егора Ивановича и решительно настояла на своём – в 1840 году Стечкина и Жуковский поженились. Все, кто знал Егора Ивановича, позже отмечали, что Николай Егорович перенял у отца ту доброту, отзывчивость и скромный нрав, которыми отличался сам Егор Иванович. Екатерина Александровна Домбровская (урожденная Микулина), племянница Николая Жуковского, вспоминала о Жуковском-старшем: "Высокий и полный, он ходил слегка сгорбившись, всегда в мягких козловых сапогах. Говорил мало, тихим голосом, с сильным полтавским акцентом. Был щепетильно честен. Его неподкупная честность создала ему хорошую репутацию среди рабочих на строящейся дороге и плохую – среди подрядчиков и чиновников, облепивших стройку в надежде на богатую наживу". Из-за верности своим принципам пришлось оставить Егору Ивановичу любимую работу. Отказавшись принять гнилые шпалы за годные и не найдя в этом поддержку у начальства, по приказу 15 декабря 1844 года "по домашним обстоятельствам был уволен в отставку начальник 4-й дистанции II отделения V округа поручик Е. И. Жуковский 1-й штабс-капитан с мундиром". Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 41 (604) от 11.12.2020 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |