Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
18 декабря, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Отец» атомной бомбы

Окончание. Начало в № 39

Ни для кого не секрет, что "мирный атом", без применения которого в современном мире невозможно представить общественный прогресс, принес человечеству как губительный урон, так и неоспоримую пользу. Пользы, как показывает мировой опыт, намного больше. Трудно представить жизнь без применения атомной энергии. Вероятно, без нее не было бы ни первого полета в космос, ни уже ставших привычными лунных программ, ни атомных электростанций, обеспечивающих и Европу, и Азию, и Америку энергетическим продуктом. Есть сомнения, что Страна Советов сумела бы опередить в конкурентной борьбе за Северный Ледовитый океан другие страны, не будь у нас ледокольного флота. Впрочем, и военно-морские силы получили мощный толчок именно в период бурного развития атомной энергетики. Ясно, что без физиков-ядерщиков здесь не обошлось. Естественно, отечественная наука в этом вопросе является ведущей. Если говорить о людях этой сферы деятельности, то имя Игоря Васильевича Курчатова, о жизни которого газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказала в предыдущих номерах, стоит в первых рядах.

Академик И. В. Курчатов успел сделать за свою короткую жизнь немало, но никто не может даже предположить, сколько он сделать не успел. Тут дело даже не в том, что компетентные органы контролировали работу Курчатова и его коллег, физиков-ядерщиков, но наравне с этим ему многое разрешалось. Сталин говорил: "Предоставим Курчатову неограниченные кредиты, но будем его контролировать". Когда летом 1945 года возник вопрос об избрании нового президента Академии наук СССР, Сталину, Молотову и Маленкову была представлена папка с грифом "Сов. секретно (Особая папка)" "Справка Наркомата государственной безопасности СССР о научной и общественной деятельности действительных членов Академии наук СССР", где Курчатову была дана характеристика следующего содержания: "Обладает большими организационными способностями, энергичен. По характеру человек скрытный, осторожный… и большой дипломат".

Впрочем, Курчатова волновали проблемы не только атомной науки, но, как оказалось, и других наук, например, биологии, генетики. Был случай, когда учёный приехал на дачу к Хрущёву и долго доказывал нужность этих наук. Беседа закончилась не в пользу Игоря Васильевича, Хрущёв сказал: "Борода лезет не в своё дело. Физик, а пришёл ходатайствовать за генетиков. Чертовщина какая-то: нам хлеб нужен, а они мух разводят".

Научный руководитель Семипалатинского испытательного полигона, академик Михаил Садовский сказал: "Курчатов – это что-то исключительное, он всё-таки явление природы".

Академик Борис Раушенбах считал, что его миссия (Курчатова. – Примеч. ред.) гораздо выше миссии любого учёного. Что он – маршал. Когда академик Абрам Иоффе увидел, как нестандартно работает Курчатов, он назвал его равным среди равных. В своё отсутствие Иоффе оставлял Курчатова старшим в знаменитом ленинградском Физтехе – главном в то время физическом центре СССР. Там начинали научную карьеру нобелевские лауреаты по физике Ландау, Капица, Семёнов, Алфёров, академики Харитон, Александров, Зельдович, Алиханов, Арцимович и другие. Почти все они участвовали в работах по созданию первой советской атомной бомбы. В нечеловеческих условиях – в период Великой Отечественной и в годы послевоенной разрухи.

Беззаветное служение Родине этого талантливого ученого по сей день является примером для подражания тысячам молодых людей, которые работают на атомных электростанциях, в физических лабораториях, на атомоходах, в кабинетах научных институтов, где рождаются современные реакторы и установки. Жизнь академика Курчатова стала символом научного подвига. В 1923 году будущий ученый окончил Крымский университет. Через два года начал работать в Ленинградском физико-техническом институте под руководством академика с мировым именем А. Ф. Иоффе.

О необыкновенном таланте молодого учёного Игоря Курчатова вспоминал президент Академии наук СССР Анатолий Александров: "Игорь Васильевич проявил себя блестящим экспериментатором. Живым и весёлым человеком он был всегда! К 1934 году Курчатов закончил исследования в области электрических свойств твёрдого тела и открыл новый класс явлений, названный им сегнетоэлектричеством, у которого угадывалась большая научная перспектива. Мне казалось, что самые интересные результаты можно ожидать от полимеров и что они сыграют важную роль в жизни человечества. А Игоря Васильевича все больше привлекало атомное ядро".

Стоит заметить, что в те годы никто не видел возможности практического использования ядерной энергии. Большая техническая энциклопедия утверждала: "Уран практического значения не имеет". Однако выбранное Курчатовым исключительно теоретическое направление подтвердило свою состоятельность, понадобившись стране буквально через каких-то пятнадцать лет.

С началом Великой Отечественной войны вместе с сотрудниками института Курчатов работает над проблемой противоминной защиты кораблей. Но очень скоро его вызывают в Москву. Игорю Васильевичу поручают возглавить совершенно новое направление. Именно там, где находится Институт атомной энергии имени И. В. Курчатова, в короткие сроки создаётся необычная лаборатория. Работа спорилась, но потрясшее всех известие о том, что американские атомные бомбы сброшены на японские города Хиросиму и Нагасаки, ускорило рабочий процесс вдвое, а то и втрое. Над миром нависла реальная смертельная угроза.

В 1946 году на окраине Москвы Курчатов и его ближайшие соратники сооружали первый в Европе и Советском Союзе ядерный реактор. 25 декабря к двум часам дня были уложены последние слои графита, и Курчатов попросил "лишних" сотрудников покинуть "монтажные мастерские". Утром следующих суток Игорь Васильевич, радостный и возбуждённый, сообщил: "Реакция пошла! Приезжайте смотреть". Таким стал итог многолетнего напряжённого труда. Результат стал возможен благодаря замечательным организаторским способностям Курчатова. В частности, были созданы уранодобывающая промышленность, производство разделения изотопов урана и извлечения плутония, специальные металлургические заводы, промышленные реакторы для получения делящихся материалов.

Мирный атом

Академик Александров, хорошо знавший Курчатова, рассказывал: "С 1948 года я работал заместителем Игоря Васильевича. Все мы в институте удивлялись его колоссальной энергии. Поразительно многогранны были его интересы. По инициативе Курчатова развивались самые разнообразные отрасли атомной науки и техники. Он "озадачивал", как он говорил, и химиков, и металлургов, и конструкторов, направлял их творческую мысль. Днём он встречался с учёными и производственниками, ездил на заводы, проводил совещания и семинары, а по вечерам приходил в лабораторию. Его сутки были насыщены до предела, и десять лет врачи не могли вырвать его из неистового водоворота и отправить отдыхать…"

"Мирный атом – вот наша цель, бомбы – только вынужденная необходимость!" – неустанно повторял Курчатов.

27 июня 1954 года вступает в строй первая в мире атомная электростанция в Обнинске. Она положила начало одной из важнейших отраслей техники будущего. Начали проектироваться и создаваться крупные станции. Четверть века в нашей стране эксплуатировались экспериментальные промышленные АЭС и на тепловых, и на быстрых нейтронах. Это позволило обогатить инженерный опыт, подготовить кадры и приступить к развёртыванию мощной атомной энергетики.

При жизни Курчатова был спущен на воду первый в мире атомный ледокол "Ленин", разработку и сооружение которого он поддерживал, предугадав большое будущее атомного флота.

Последние годы жизни Игорь Васильевич посвятил развитию атомной энергетики в широком понимании этого слова. Он стремился поставить на службу людям не только энергию деления атомного ядра, но и энергию ядерного синтеза, который в природе является источником энергии звёзд и искусственно воспроизводится в термоядерном взрыве.

В 1956 году в английском исследовательском центре Харуэлл Курчатов выступил с пространным докладом о работах по осуществлению регулируемой термоядерной реакции. Таким образом, Советский Союз первым рассекретил эти работы, имеющие огромное практическое значение для будущего человечества, населяющего планету Земля. Так было положено начало широкому международному сотрудничеству в использовании атомной энергии в мирных целях.

Через четыре года Игоря Васильевича Курчатова не стало. Его дело продолжили ученики и последователи. Учёный до конца своих дней был полон идей. Он писал: "Я счастлив, что родился в России и посвятил свою жизнь атомной науке великой страны… Я глубоко верю и твёрдо знаю, что наш народ, наше правительство только благу человечества отдадут достижения этой науки".

За свои 57 лет жизни академик Курчатов добился многого. И его заслуги были отмечены самыми высокими государственными наградами. Он трижды Герой Социалистического Труда, кавалер многих орденов и медалей СССР, лауреат Ленинской премии № 1.

«Прогресс Приморья», № 42 (605) от 18.12.2020 г.

Клим Углов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно