Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
05 февраля, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Сам себе конструктор

Продолжение. Начало в № 3

В прошлом номере газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России редакция обратилась к теме массового конструирования, которое развернулось широким фронтом в конце 50-х, начале 60-х годов прошлого столетия, что позволило в комплексе с развитием производства ОПК выдвинуться на лидирующие позиции в мире в области космонавтики и авиастроения.

После Октябрьской революции 1917 года в образовании России произошли разительные перемены. Был взят курс на всеобщую ликвидацию безграмотности. Ясно, что пришлось тяжело, о чём говорит тот факт, что появились так называемые рассыпные учебники, в которых легко менялись страницы. Впрочем, как и всё в Стране Советов. Говоря простым языком, это были одноформатные листки бумаги с текстом, но без переплёта. В сущности, такое положение в издательстве учебников оправдано. Несмотря на то что большевики победили, проблем как в экономической, так и в социальной сфере жизни было так много, что просто удивляешься тому, как в короткие сроки удалось наладить и экономику, и образовательный процесс, чему способствовали различные эксперименты. Советская школа всё больше напоминала дореволюционную гимназию. Открыто этот факт не признавался, но так и было. Эксперименты в образовании приводили, как тогда говорили, к перегибам. Трения возникли между педагогами-теоретиками и учителями-практиками. Принимали на работу в школу педагогов прежней формации, которым была хорошо знакома система применения розог в воспитании. Объяснить такое положение несложно: в РСФСР пока ещё существовал огромный дефицит педагогических кадров. Известна такая ситуация, когда учителю приходилось принимать "трудных" (даже по понятиям двадцатых годов) великовозрастных хлопцев. Кто-то из них участвовал в Гражданской войне, иные имели богатое махновское прошлое, когда "анархия – мать порядка". Приходилось подключать правоохранительные органы хотя бы для того, чтобы не пострадали женщины – учителя и воспитатели, а также оградить сельских детей, которых притесняли и обирали эти самые "махновцы". Элементарно: милиционеры устраивали обыски и изымали у школьников обрезы. Меры оказались действенными, из таких вот "банд" были созданы настоящие детско-юношеские коллективы, которым удалось привить любовь к труду и учёбе. Впрочем, без помощи розог. Именно тогда появились педагоги, возмущённые тем, что за хорошую работу ребёнка хвалят, за плохую – порицают. Поддался этой теории и Наркомпрос, поддержав педагогов-теоретиков. По этому поводу хорошо высказался великий педагог Макаренко: "Я слушал и вспоминал рассказ Чехова, в котором описывается убийство при помощи пресс-папье; потом мне показалось, что убивать Чайкина (проверяющего. – Примеч. ред.) не нужно, а следует выпороть, только не розгой и не какой-либо царскорежимной нагайкой, а обыкновенным пояском, которым рабочий подвязывает штаны. Это было бы идеологически выдержанно". Как бы там ни было, конец разногласиям положило постановление ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 года "О педологических извращениях в системе Наркомпросов". Педология приказала долго жить, так называемые "отсталые" дети получили возможность вернуться к нормальной учёбе.

Раздельное обучение в советской школе ввели в период Великой Отечественной войны в августе 1943 года, а отменено оно было в 1954 году. В постановлении, принятом по этому поводу, отмена совместного обучения мотивировалась тем, что такое обучение "создаёт некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися". Помимо этого объяснялось, что при совместном обучении "не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу, не обеспечивается требуемая дисциплина учащихся…". В разгар войны ссылка на военное дело воспринималась очень серьёзно. Многим из тех, кто в 1943 году был школьником, предстояло заканчивать Великую Отечественную войну, и для них военизированное мужское воспитание означало лишние шансы на выживание. Однако после её окончания недостатки раздельного обучения становились всё более очевидными. В мужских школах демонстрация силы, физического превосходства приобрела открытый культ кулака. Девочки представлялись мальчикам как какие-то неведомые существа. О разногласиях в кругу педагогов и общественности рассказал писатель-фронтовик Константин Симонов. Он стал свидетелем споров в одной из школ по поводу раздельного обучения. "Там у них началось с разговора, что вот разделили мальчиков и девочек, сделали раздельное обучение… тётя Аня (учительница. – Примеч. ред.) вскинулась: "Мы не для того делали революцию, чтобы снова устраивать женские и мужские гимназии!" Директор-инвалид: "У неё… женские и мужские гимназии из головы не выходят, а у меня из головы не выходят мои солдаты, которых, если бы мы, начиная со школы, по-другому к войне готовили, может быть, половина из них была бы жива, – вот чего у меня из головы не выходит! У неё её гимназия, а у меня это!"

Мнения были разные, проблема обсуждалась активно. В итоге 18 июля 1954 года, учитывая пожелания родителей, учителей, общественности, специальным постановлением Совета министров СССР совместное обучение во всех советских школах было восстановлено. Так школа приобрела всем знакомый нам облик. И успехи советской системы образования 50-60-х годов становятся очевидными для всего мира. Американцы, после того как СССР опередил их и с запуском спутника и с полётом первого человека в космос, посчитали именно советское образование причиной своих неудач. Президент США Джон Кеннеди, узнав о полёте Юрия Гагарина, сказал: "Победило советское образование. Ребята, нам надо учить физику, иначе придётся учить русский язык".

Пожалуй, стоит добавить, что и в школах, и в дошкольных учреждениях в 60-е годы были развёрнуты детские "конструкторские бюро". Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста в СССР приняла тогда массовый характер. Ребят приучали с раннего детства не просто уметь работать руками, но и мыслить над каким-то конструкторским проектом и затем изготавливать материальный продукт, опять же своими руками.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 4 (610) от 05.02.2021 г.

Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно