|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Последний из семейства «Орланов»Продолжение. Начало в № 2 Стоит сказать, что "Пётр Великий" не стал первым ракетным крейсером проекта 1144. Эта роль была отведена военному кораблю, которому присвоили имя Кирова, видного советского государственного деятеля. 27 декабря 1977 года "Киров" спустили на воду, и после достройки и многократных испытаний 30 декабря 1980 года первый "Орлан" вступил в строй. Получив прописку на Северном флоте (СФ), "Киров" стал самым крупным и мощным авианесущим кораблём, задачей которого была борьба с авианосными соединениями условного противника. Говоря так, стоит понимать, что противник реальный был известен доподлинно. Впрочем, покинув заводскую акваторию, пройдя Балтику и оказавшись в Северном море, "Киров" тут же попал в окружение немалого количества больших и малых кораблей и судов и, естественно, вертолётов стран НАТО. Потенциальные противники снимали на фото и видео советский ракетный крейсер в разных ракурсах. Капитан первого ранга Александр Ковальчук принял моментальное решение: он приказал перевести турбины на полную мощь, и гигантский корабль, развив полный ход (в пределах 33 узлов), устремился вперёд, легко оторвавшись от преследователей. В 1984 году "Киров" совершил первый дальний поход в Средиземное море. 18 мая, в связи со взрывом боеприпасов в Североморске, крейсер был оставлен на базе. Ему предписывалось в случае произвольного старта ракет с горящего склада в направлении города сбивать их средствами корабельной противовоздушной обороны (ПВО). РК "Киров" одним из первых поспешил на помощь терпящей бедствие атомной подводной лодке "Комсомолец". 7 апреля 1979 года крейсер развил максимально возможный ход в 33,5 узла, выведя атомные реакторы на стопроцентную мощность. К сожалению, гибнущей ПЛ он уже помочь не смог. На обратном пути при входе в Кольский залив произошли неполадки одного из двух главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) РК. Восстановив ГТЗА, выявили проблемы с энергетикой. Эти неполадки не позволили в 1990 году выйти во второй дальний поход. "Киров" был выведен в резерв. Находясь в резерве, ракетный крейсер получил название "Адмирал Ушаков", и в 1999 году корабль встал в Северодвинске на модернизацию. Страна переживал нелёгкие времена, и проект 1144 пришлось отодвинуть на неопределённые сроки. Спустя девять лет РК окончательно был выведен из состава ВМФ. Правда, в 2004 году ему снова вернули прежнее название – "Киров". Судьба первого "Орлана" сегодня не совсем ясна. Принято решение до 2021 года корабль утилизировать, на что, согласно проекту, выделено 400 млн рублей. Младший брат "Кирова" "Адмирал Лазарев", который при строительстве получил имя легендарного красного командира Михаила Фрунзе, начинал службу в 1984 году на Тихоокеанском флоте. Увы, но ему была уготована та же судьба, что и РК "Киров", – утилизация. Чтобы читатель представлял себе гигантские размеры проекта 1144, стоит привести некоторые сравнительные характеристики с многоэтажным домом. Впрочем, помимо лестниц и трапов на далеко не последний десятый этаж проще добраться лифтом. Такова высота этого гиганта. Полное водоизмещение "Орлана" составляет почти 26 000 тонн, длина – 250 метров, ширина – 28 метров, осадка – более 10 метров. На РК около 1600 помещений, из них 140 – одно-, двух— и четырёхместные каюты для офицеров и мичманов, 32 кубрика для матросов и старшин. Коридоры, трапы и тамбуры тянутся более чем на 20 километров. На корабле более 30 душевых, две бани, сауна с бассейном. Медицинский блок оснащён рентген-кабинетом, амбулаторией и операционной. Экипаж "Орлана" составляет 759 моряков, включая 120 офицеров. Атомная энергетическая установка с двумя ректорами КН‑3 создана на базе ледокольных реакторов. Однако она имеет ряд отличий. Главным является то, что в топливных сборках (ТВЭЛ) использован уран высокой степени обогащения (в пределах 70 процентов). Срок работы такой зоны до следующей перезарядки – 10-11 лет. Реакторы двуконтурные, водо-водяные, где в качестве замедлителя и теплоносителя применяется бидистиллят, циркулирующий под давлением 200 атмосфер, обеспечивая кипение второго контура, который подаёт пар в турбины. За паропроизводительной установкой (ППУ) следуют турбозубчатые агрегаты. Мощность на валу каждого из них достигает 70 000 лошадиных сил. В турбинных отделениях имеются также два резервных котла, работающих на органическом топливе. Электростанция крейсера включат четыре турбогенератора от 3 МВт – такой мощности достаточно, чтобы снабжать электроэнергией город со 150-тысячным населением. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 5 (611) от 12.02.2021 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |