Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
18 февраля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Авиаторов готовили в ДОСААФ

Более 90 лет прошло с той поры, когда в Приморском крае открылась первая авиационная школа ДОСААФ. В 1927 году организация имела свой аэродром и четыре самолёта У‑2. В то же время начали работу планерная и две парашютные школы. От желающих покорять небесные просторы отбоя не было. Молодёжь в то время жила под лозунгом "Комсомольцы – на самолёт!". Несмотря на то что юноши и девушки мечтали стать лётчиками, удавалось это не всем. Помимо медицинской справки о крепком здоровье требовалась отличная характеристика с места работы или учёбы. Впрочем, членство и активная работа в ДОСААФ открывали молодёжи многие горизонты и давали надежду для осуществления мечты.

В период Великой Отечественной войны воспитанники добровольного общества били врага грамотно и умело. 15 приморцев стали Героями Советского Союза и 15 защитников Родины – полными кавалерами ордена Славы. Пожалуй, яркой героической фигурой стал ветеран оборонного общества "Дальзавода" Пётр Лобас. Он коренной приморец, родился в 1916 году в с. Ляличи. Пётр Калиникович Лобас (1916–1985) – полковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945). Окончил начальную школу и школу фабрично-заводского ученичества, после чего работал столяром. В 1939 году П. Лобас окончил Московский авиационный техникум, после чего работал на московских авиазаводах. В октябре 1940 года он был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. В сентябре 1941 года окончил Армавирскую военную авиационную школу лётчиков. С сентября 1942 года – на фронтах Великой Отечественной войны. В боях два раза был ранен. К концу войны гвардии капитан П. Лобас командовал эскадрильей 86‑го гвардейского истребительного авиаполка 240-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. За время своего участия в боях он совершил 163 боевых вылета, принял участие в 31 воздушном бою, сбил 16 вражеских самолётов (все победы одержаны лично). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за "мужество и героизм, проявленные в боях" гвардии капитан Пётр Лобас был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Был также награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, рядом медалей.

После окончания войны П. Лобас продолжил службу в Советской Армии. В 1951 году он окончил Военно-воздушную академию. В декабре 1959 года в звании полковника П. Лобас был уволен в запас. Проживал в Москве, работал в ОКБ Сухого. Скончался 1 апреля 1985 года, похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.

Пётр Лобас юношей пришел в ДОСААФ и занимался, как и многие его сверстники, авиамоделизмом, затем сел за штурвал учебного У‑2 на аэродроме ДОСААФ, который располагался до вой­ны в районе Второй Речки. Стремление парня стать лётчиком заметили и направили в военное училище. Свою роль, безусловно, сыграли характеристики ДОСААФ.

В школах ДОСААФ учились многие приморские лётчики. Александр Притчин, заслуженный военный лётчик РФ, полковник запаса, тоже досаафовец. Будучи в отставке, в начале 2000-х годов он являлся заместителем председателя Приморского краевого совета РОСТО (ДОСААФ).

Интересно, что оборонное общество даже в трудные перестроечные времена продолжало работу. Ясно, что о прежних масштабах говорить было излишне, но самые преданные обществу люди делали всё, чтобы работа не прекращалась. Государственная поддержка в начале нулевых годов способствовала новому витку развития клубной работы под брендом ДОСААФ. Руководил авиа­ционным техническим спортивным клубом (АТСК) РОСТО в прошлом военный лётчик Александр Урбанович. Клуб базировался на аэродроме, который проходился в совместной эксплуатации с ВВС и ПВО ТОФ. Именно тогда в РОСТО влились "Альбатрос" (руководитель В. Полянский); "Поиск" (Г. Кузьминов); "Гранат" (В. Чихунов) и "Буревестник". Тогда был возрождён и авиационный спортивный клуб (АСК) РОСТО (ДОСААФ) в г. Арсеньеве, где стабильно работает авиационный завод "Прогресс", лидер Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. В Артёме парашютный клуб "Чистое небо" был переименован в "Небесные рыцари". В 2004 году руководил клубом В. Волков. В том же году в РОСТО вошёл и СТК "Тинкан". Все эти клубы влились в ряды добровольного общества с целью воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма – наша страна всегда была и остаётся авиационной державой. Наряду с Героем Советского Союза П. Лобасом общество гордится своими воспитанниками: абсолютными чемпионами соревнований 1984 года на Кубок имени Героя Социалистического Труда, Н. Сазыкина, директора авиазавода "Прогресс" (сегодня – лидер Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России), парашютистами Н. Сидоровой, В. и И. Казак, С. Ананьевым, В. Лопатниковой. Арсеньевский авиамоделист В. Мандрика является чемпионом мира. Подрастает новое поколение досаафовцев, которое, без сомнения, прославит в дальнейшем Приморский край своими достижениями.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 6 (612) от 19.02.2021 г.

Клим Углов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно