|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Сам себе конструкторПродолжение. Начало в № 3 Поколение 60-70-х годов прошлого столетия можно без всякой натяжки назвать творческим. Каждый школьник мог найти себе применение. Не было такого мальчишки, который не попробовал бы себя в изготовлении в технических кружках какого-либо изделия в миниатюре. Понятно, что главными предметами были ракеты, спутники, корабли, танки, подводные лодки. Подручный материал – бумага, картон, дерево. Ваш покорный слуга относится именно к тому поколению. Сегодня, увы, не все школьники представляют, что такое творческий труд. Посещая в качестве "дедушки" детские магазины, заваленные игрушками, упакованными в разноцветные коробки и коробочки, нисколько не завидно, что в наше время такого изобилия не было. Есть сегодня, конечно, много полезных игрушек. К их числу можно отнести пазлы или аппликации, позволяющие детям увлечься и думать, куда и что крепить. Никто не спорит, что собирать пазлы полезное и нужное дело, однако здесь отсутствует очень важная составляющая – конструирование. То есть, игрушку уже сконструировали взрослые дяди, а ребёнок, как говорили раньше, проглотил разжёванное. В начале шестидесятых годов упор в школах и даже детских садах делали на конструирование. С чертежами, и это не преувеличение, дети разбирались даже в детских садах. Нам, глядя на своих внуков или внучек трудно представить их что-то придумывающими. Хотя здесь ничего удивительного нет, ребёнок уже сам по себе – это ежеминутный экспромт. Стоит лишь направить этот экспромт в нужное русло. В нашем детстве каждый "придумщик" был взят на карандаш, за ним в процессе игры наблюдали воспитатели и всячески способствовали ему в прикосновении к конструированию. Таким образом, в детском саду в целях всестороннего развития ребёнка создавались условия для разнообразной содержательной деятельности, в которой дети активно проявляли себя, отражали свои впечатления об окружающем, познавали под руководством педагога новые для них явления. Под конструированием следовало понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление игрушек из бумаги, картона, дерева. По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нем также отражается окружающая действительность. Содержание конструирования в программе занятий детского сада связывали с ознакомлением детей с окружающими их предметами и явлениями. Воспитатель знакомил ребят с постройками, находящимися рядом; во время прогулок, экскурсий, при рассматривании картин расширяли круг их представлений, которые в основном и определяли содержание детских построек. Опыт лучших воспитателей того времени показывал, что знакомство детей с той или иной постройкой под руководством педагога являлось важным средством развития конструирования и игре со строительными материалами. Педагогическая ценность конструктивной деятельности заключалась в том, что оно развивало способности ребёнка, его творческие умения. Известно, что представления о пространстве, форме, величине дети могут получить на основе зрительных ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии. Известный русский физиолог И. П. Павлов, отмечая большое познавательное значение деятельности руки, считал её тонким анализатором "позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами". Проводя анализ игр детей в детских садах, было доказано, что дети воспринимают признаки конструктивного материала разными органами чувств (осязания, зрения), практически осваивают величину, длину, ширину, объёмность предмета. Конструктивная деятельность давала возможность получить отчётливые представления о пространстве благодаря тому, что эти представления формировались из конкретных признаков формы, величины, протяжённости предмета, пространственного расположения частей конструкции. В сочетании с назначением тела, словесным описанием пространственного расположения его частей у деталей создавалось представление о форме, величине, направлении, дифференцировка которых постепенно становится довольно тонкой. Сооружая ту или иную постройку, малыши отбирали соответствующие детали, называли отдельные части постройки, что содействовало развитию точности восприятия. В процессе осуществления замысла у них развивалось умение предвидеть этапы своей деятельности, ставит цель и достигать её. Доказательством этого являлись исследования и опыт работы воспитателей, конструктивные занятия благоприятно влияли на развитие произвольного устойчивого внимания, помогали воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность, умение довести дело до конца. В процессе осуществления замысла у них развивалось умение предвидеть этапы своей деятельности, ставить цель и достигать её. В процессе конструктивной деятельности дети знакомились с различными постройками и их назначением, геометрическими телами (кубом, призмой, цилиндром, конусом), получали представление о размерах, практически усваивали некоторые геометрические понятия (угол, сторона), узнавали, из каких частей состоит постройка, как она называется. Более того, в играх на занятиях по конструированию они советовались, помогали друг другу; так зарождались зачатки коллективной работы, взаимопомощи, критической оценки своей работы и работы товарищей. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 7 (613) от 26.02.2021 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |