|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
БлаготворительНа территории Дальневосточного федерального округа (ДВФО) в прошлые века проживало немало людей, для которых слово благотворительность было синонимом благородства, милосердия и доброты. Состоятельный гражданин способен сделать многое, если ему присуще не только чувство долга, но и доброта. Таких людей на большой территории ДВФО проживало достаточно, жили сердобольные люди и в городе Владивостоке. Сегодня наш рассказ о Михаиле Григорьевиче Шевелёве, который в ХIХ столетии основал пароходство "Шевелёв и Ко". 16 апреля 2021 года исполнится 130 лет со дня начала работы шевелёвской копании. Первое торговое судно называлось "Байкал" и обладало грузоподъёмностью около 1000 тонн. Эксплуатация "Байкала" принесла немалую прибыль, что позволило компании в 1891 году купить пароход "Владимир" (грузоподъёмность 900 тонн). Суда ходили по маршруту Владивосток – Генза – Фузан – Нагасаки – Чифу. Год оказался удачным: Шевелёв приобрёл ещё два судна – пароходы "Новик" и "Стрелок". Последний обладал грузоподъёмностью в 290 тонн и использовался на местных линиях. По данным за 1890 год компания Шевелёва поднялась на второе место по капиталу, переведённому через местное казначейство на запад – 1 млн 73 тысячи рублей. Первенство держал торговый дом "Кунст и Альберс" – 2 миллиона 107 тысяч рублей. Пароходная компания Шевелёва была у всех на устах. Так в 80-х годах ХIХ века М. Шевелёв стал крупнейшим русским пароходчиком на всём Тихоокеанском бассейне. Сам генерал-губернатор С. Духовской лестно отзывался о работе пароходства М. Шевелёва. Популярностью компания пользовалось среди грузоотправителей и грузополучателей, а также пассажиров, и не только в России, но и за рубежом. Впрочем, предприниматель вкладывал средства не только в дела пароходства, в 1888 году Михаил Григорьевич возглавил первую компанию по разработке нефти на Сахалине. Несмотря на то, что деятельность компании продлилась на шельфе всего пять лет, свой след в нефтяном бизнесе Шевелёв оставил. В 1891 году купцу был выделен участок в 399 десятин земли. Другие источники сообщают, что он получил 500 десятин на южном берегу бухты Суходол Уссурийского залива, где и основал имение Шевелёвка. Именно здесь в настоящее время располагается село Суходол. Впрочем, получил М. Шевелёв эту землю "за оказание помощи в урегулировании пограничных споров и отчуждении линии КВЖД в Маньчжурии". Без сомнения, в этом вопросе авторитет М. Шевелёва сыграл не последнюю роль. В 1916 году крупный рыбопромышленник Мейер Моисеевич Люри купил у семьи Шевелёвых это имение. В период Гражданской войны и иностранной интервенции остатки имения купила сельскохозяйственная артель "Яковлевская". В наши дни Шевелёвка осталась лишь на старых картах. В 1892 году совместно с купцом Александром Михайловичем Сибиряковым и офицером Матвеевым (или Макеевым) М. Шевелёв основал "Амурское общество пароходства и торговли" с основным капиталом 1 млн рублей. Новая компания получила от государства все срочные почтово-пассажирские рейсы на Амуре и его бассейне сроком на 15 лет. Коммерции советник, купец 1-й гильдии М. Г. Шевелёв (1845-1903) – чаеторговец и знаток Китая. Известен факт: после кончины промышленника китайцы просили у вдовы разрешения для почётного погребения в Китае. Женой его была внучка знаменитого сибирского купца Никиты Сабашникова Александра Дмитриевна. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 7 (613) от 26.02.2021 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |