Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
25 февраля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Воевал в инженерно-саперной бригаде

Чем дальше уходит от нас время, опаленное Великой Отечественной войной, тем острее ощущаются и воспринимаются события военного лихолетья. Поражаешься отваге, мужеству и стойкости народов бывшей советской страны, России. Откуда только черпались силы, чтобы противостоять, а затем и уничтожить сильного и жестокого врага, под ногами которого "лежала" вся Европа… 

Одним из освободителей от фашистской чумы был Халит Хамзинович Гильманов, который был сапером и воевал в составе 15-й штурмовой инженерно-саперной бригады 1-го Украинского фронта. 

Когда началась война, Халит учился в железнодорожном ремесленном училище города Серова Свердловской области. Через несколько дней после начала войны из общежития, где ребята проживали, забрали теплые одеяла. Потом матрасы, подушки. Все это понадобилось для развертывания военного госпиталя. Поэтому учащимся училища пришлось спать на соломе. А через три месяца закончилась для ремесленников и сама учеба Молодых ребят привлекли к строительству железной дороги в северном районе Свердловской области. Полтора года подростки таскали рельсы, шпалы.

В январе 1943 года Халита призвали в ряды Красной Армии. Восемнадцатилетний солдат пошел защищать свою Родину от фашизма.

У саперов на войне была своя особенная и смертельно опасная работа. Когда наши войска наступали, то ночью первыми шли саперы – делали проходы в минных полях. При отступлении уходили последними – минировали дороги и взрывали мосты.

Всякое бывало на войне. Поэтому так трудно вспоминать участникам Великой Отечественной войны годы, где смерть ходила по пятам, где погибали товарищи, когда порой от невероятной усталости хотелось упасть на землю, и не было сил подняться. 

Халиту Хамзиновичу пришлось познать горечь и боль при отступлении наших войск. У Брусилова их отделению поставили задачу: заминировать и взорвать мост. Тяжело было смотреть, как отступали наши войска по этому мосту. Халит в качестве пулеметчика был в боевом охранении, пока саперы ставили мины на мост. Вот уже все наши прошли, уже слышно было как строчат немецкие автоматчики с противоположного берега, а команды "Взорвать!" саперам все не поступало. Ждали до последнего, вдруг кто-то из своих задержался на том берегу. Наконец получили команду взорвать мост. Мост взлетел на воздух, и саперы перебежками поспешили на перекресток дорог, где другие саперы уже устанавливали противотанковые мины, а потом всем вместе догнать своих. Вдруг непонятно откуда появились танки. Смотрят саперы, а это, оказывается, наши ребята. Старший сержант Карпенко выскочил с красным флажком и остановил колонну. Командир танковой колонны стал ругаться и заставил саперов немедленно разминировать дорогу. Один из молодых саперов стал быстро разгребать землю не руками, как положено, а саперной лопатой. Как рвануло – только остался приклад от автомата. Нелепо погиб солдат.

Халит всегда присматривался к "старикам" – так называли молодые солдаты 30-40-летних бойцов, которые работали осторожно, с умом. Сначала щупом найдут мину, присядут на корточки, крестным знамением себя осенят и только потом вытаскивают взрыватель.

За успешное проведение операции по взрыву моста Халиту Хамзиновичу вручили медаль "За отвагу".

Тяжелое было время. За сутки приходилось одолевать расстояние по 30-40 километров. Потом поступала команда "Окопаться!". Если была возможность, то зарывались в землю поглубже, а если враг был близко, то успевали выдолбить небольшую щель. В основном ночью ставили мины или делали проходы в минных полях. Когда была необходимость, то ходили и в атаку.

Особенно ему запомнилось строительство моста через Днепр в октябре 1943-го. Враг бомбил по несколько раз за сутки. Солдаты были для них отличной мишенью. Работали в воде, в белом нижнем белье. Все хорошо просматривалось немцами. Но ни смотря ни на какие трудности, 800-метровый мост был построен вовремя. Уже ночью по нему проехали танки. Советские войска продвигались на Киев.

Халиту Хамзиновичу довелось воевать и в Карпатах. Как-то прочесывали занятую высоту в горах, смотрят, а внизу идет колонна мадьяров, впереди офицер на коне. Залегли, и Халит дал очередь из автомата по офицеру. Тот упал. Бой был коротким. Наши бойцы спустились вниз и разоружили колонну, в которой было 500 человек. За успешное проведение этого боя Халит Хамзинович был награжден орденом Красной Звезды.

В Закарпатье местное население с огромной радостью встречало советские войска, долгожданных освободителей. Женщины угощали солдат виноградом. Батальон Халита Хамзиновича стоял на отдыхе и одновременно выполнял комендантские функции.

Глубокой осенью 1944 года, на границе с Чехословакией, трое суток перед наступлением пришлось пролежать в кукурузном поле, раскисшем от дождей. Немец укрепился на высоком берегу реки, в траншеях, а наши солдаты находились в низине, все мокрые и замерзшие. С нетерпением ждали приказа к атаке. И вот наконец послышался громкий призыв комбата: "За Родину!". Танки поддержали их наступление. Взяли первую линию траншей. Халит Хамзинович быстро установил свой пулемет, накрыл минометный расчет немцев, опять приготовился стрелять и вдруг почувствовал резкую боль. Когда очнулся, все лицо было залито кровью – осколочное ранение. Осколок застрял в левом виске. Полгода пролежал в госпиталях. Выписался 6 мая победного 1945 года. Халит Хамзинович был награжден еще одним орденом – Великой Отечественной войны.

После войны Халиту Хамзиновичу предложили пойти учиться в танковое училище на командира орудия танка в городе Копейске. Но не успели курсанты доучиться. В декабре получили новые танки и сразу направление на Дальний Восток. Прибыли в Хасанский район, позже перевели в часть на седьмом километре, что недалеко от города Арсеньева. Там стоял полк и при нем батальон автоматчиков. Демобилизовался Халит Хамзинович в 1951 году, прослужив в рядах Советской армии восемь лет. 

Мирную жизнь пришлось начинать сначала. Имея образование семь классов, поступил и окончил вечернюю школу, позже – вечернее отделение Приморского авиационного техникума. Много лет проработал на машиностроительном заводе "Аскольд", ушел на пенсию с должности начальника бюро труда и заработной платы механического цеха № 22.

Храбрый солдат Халит Хамзинович Гильманов оставил потомкам свои воспоминания о той далекой войне, чтобы помнили, чтобы знали правду, чтили ее и никому не давали исказить.

«Прогресс Приморья», № 7 (613) от 26.02.2021 г.

Галина Писарева, по материалам музея ПАО «Аскольд»

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно