|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
БлаготворительПродолжение. Начало в № 7 Михаил Григорьевич Шевелёв родился в Верхнеудинске (сегодня Улан-Удэ) Иркутской губернии. Он был младшим сыном в семье обанкротившегося купца первой гильдии Григория Александровича Шевелёва. В семье было шесть детей (четыре мальчика и две девочки). В 1847 году отец продал дом в Верхнеудинске, и семья перебралась в Кяхту. Там Михаил Шевелёв окончил Николаевское приходское училище (июнь 1854 г.), Троицкосавское уездное училище (1857 г.), и в декабре 1860 года (возможно, в начале 1861 г.) – двухгодичное Кяхтинское училище китайского языка. И именно знание языка позволило ему позже развить чайное дело. 11 марта 1861 года в Китай отправился первый после подписания Пекинского договора графом Игнатьевым караван кяхтинских купцов, в составе делегации были пять мальчиков-переводчиков, в том числе и Шевелёв. В 1863-1866 годах он занимался в русской духовной миссии в Пекине. Затем Шевелёв попал в Ханькоу – центр чайной торговли Китая и России, где поступил на работу в чайную компанию "Оборин, Токмаков и Кo". Его компаньоном стал будущий известный купец А. Д. Старцев. Позже, в январе 1874 года, Михаил Григорьевич стал совладельцем фирмы "Токмаков, Шевелёв и Ко", которая доставляла китайский чай в Россию. В августе 1875 года, объединившись с несколькими компаньонами, Шевелёв купил в Англии за 100 тысяч рублей пароход "Батрак" грузоподъёмностью 1200 тонн. Увы, но покупка оказалась неудачной, несмотря на то что "Батрак" был первым российским грузопассажирским судном на Тихом океане, он приносил большие убытки. Более того, судно разбилось в конце сентября 1878 года недалеко от Дуэ у берегов Сахалина. Эта потеря лишь раззадорила Михаила Григорьевича. У него зреет новая идея, для её осуществления он в конце 1882 года покидает фирму "Токмаков, Шевелёв и Ко" и переезжает во Владивосток. В ноябре 1879 году Михаил Григорьевич едет в Санкт-Петербург. Он убеждает правительство выделить нужные средства для организации грузопассажирских линий на Тихом океане. 7 ноября 1879 года было утверждено положение. 1 апреля 1880 года на основании этого положения Министерство финансов подписало с Шевелёвым контракт на создание частного пароходства для срочного сообщения: Владивосток – Николаевск-на-Амуре и Владивосток – Шанхай – Ханькоу. На каждой линии предполагалось делать всего 5 рейсов в год. О становлении пароходства газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала в прошлом номере. Продолжая тему, заметим, не всегда всё шло гладко. В 1897 году пароходство потеряло сразу два судна. 21 июля у мыса Гамова разбился "Владимир", а в сентябре у острова Сахалин в заливе Де-Кастри потерпело крушение судно "Стрелок". Тогда Шевелёв в июне 1899 году покупает пароход "Восток". Однако это не спасло пароходство "Шевелёв и Ко" от передачи государством шевелёвской линии Морскому пароходству КВЖД. С 1899 года началась постепенная передача частного пароходства государственной компании. В январе 1902 года Шевелёв официально объявил о прекращении деятельности своего детища. Довольно успешный предприниматель находил время для занятий наукой и общественной деятельности. Он от Приморской области присутствовал на коронации императора Николая II. Великую работу он провёл после создания во Владивостоке Общества изучения Амурского края (ОИАК). Предприниматель стал не только первым меценатом новой научно-общественной организации, но и первым казначеем Распорядительного комитета. Когда члены ОИАК обратились к Шевелёву с предложением предоставить площади для размещения коллекции, Михаил Григорьевич тут же откликнулся, предоставив благоустроенное помещение. Он же предоставил место для размещения библиотеки Общества. Михаил Григорьевич на свои средства издал первые труды ОИАК, субсидировал научные археологические экспедиции, принимал личное участие в строительстве здания Общества на улице Петра Великого. В 1885 году он передал библиотеке Общества труды синолога Василия Павловича Васильева. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 9 (615) от 12.03.2021 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |