Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
29 апреля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Покорители водных глубин

Человек всегда стремился узнать, есть ли жизнь на дне озера, реки, моря, наконец, океана. И это стремление к изучению нового, таинственного, неизвестного привело к тому, что люди в итоге сумели покорить не только "тёплые" глубины, но и опустились на дно Северного ледовитого океана. 

Шло время, и возник вопрос о праздновании Дня водолаза, профессионального праздника, который сегодня отмечается 5 мая, в день создания первой водолазной школы в 1882 году, по именному указу императора России Александра III, в Кронштадте. В Указе императора было сказано, что водолазная школа должна готовить "опытных в водолазном деле офицеров и нижних чинов для судовых надобностей и подводных минных работ". Ещё в середине 19 века после окончания Крымской войны и освобождения Севастополя возникла острая необходимость в работе водолазов по подъему орудий с затопленных кораблей и расчистке фарватера. Хотя, по свидетельству современников, на флоте тогда имелись подобные специалисты, но "подчас были плохо обучены, но ценили свой труд дорого". К тому же, развитие водолазного дела в нашей стране того периода было обусловлено развитием военно-морского флота и минного дела. Уже в 1861 году в штаты экипажей военных кораблей русского флота были введены водолазы, а водолазное снаряжение стало табельным имуществом. Открытие водолазной школы в Кронштадте в 1882 году покончило с кустарным обучением специалистов. Теперь подготовка специалистов данного профиля была поставлена на научно-методическую основу. Ее основателем и просвещенным руководителем стал капитан 1 ранга (в дальнейшем адмирал) В. П. Верховский, а начальником школы водолазов был назначен капитан-лейтенант А. Г. Леонтьев. Уже к концу 19 века школа имела значительный задел в теории и практике водолазного дела и пользовалась известностью и уважением в мире. В то время в Европе почитали за честь поехать на учебу в Кронштадт. Весь мир знает русскую водолазную школу. "Мы из Кронштадта" – это становится мировым признанием профессиональной подготовки. Безусловная заслуга в этом принадлежит всему ее персоналу, кропотливо подбиравшемуся на флоте и в учреждениях страны командованием. К тому же, создание данного учебного заведения ознаменовало новый этап в развитии водолазного дела в нашей стране. Школа водолазов стала центром, объединившим научную мысль в области водолазного дела и подводной физиологии. Водолазам приходится работать в разных условиях, порой они бывают критическими. Длительное время учебный центр оставался единственным в мире, где готовили специалистов водолазного дела. Сегодня наследником Кронштадтской водолазной школы является Военно-Морской Инженерный Институт, образованный в 1998 году в результате объединения ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского и ВВМИУ имени В. И. Ленина. Этот петербургский военно-морской технический вуз достойно несет высокое звание одного из лучших в России учебных заведений, в которых готовят водолазов. В 20-м веке российская Кронштадтская школа получила всемирное признание. В 1998 году она была реорганизована в Военно-Морской инженерный институт. Сейчас это престижное высшее учебное заведение, в котором считают за честь учиться молодые люди не только из России, но и из других стран.

Специалисты данной профессии сегодня работают во многих ведомствах и структурах, отраслях и сферах жизнедеятельности современного общества. Но до сих пор водолазное дело остается достаточно сложной и опасной профессией. Поэтому к человеку, занимающемуся данной деятельностью, предъявляются серьезные требования – помимо профессионального мастерства, водолаз должен обладать стрессоустойчивостью, спокойным и взвешенным характером, хорошим слухом, внятной речью и, конечно же, физической выносливостью. И все это не может не вызывать уважения. Впрочем, есть свидетельства, что профессия водолаза появилась в России гораздо раньше. Еще в документах начала 18 века упоминается, что водолазы использовались для проведения подводных работ, связанных не только с ремонтом судов и спасением людей, но и поиском затонувших сокровищ. Штатные водолазы были в 18-19 веках на российских военных и научно-исследовательских кораблях, изучающих природные водные ресурсы. В 1873 году появилось специальное водолазное оборудование. Первый водолазный автономный аппарат, в котором для дыхания применялся кислород, разработал морской офицер и известный российский инженер Хотинский. Немного позднее, в 1878 году, инженер Мамота создал первый водолазный аппарат, предназначенный специально для военных целей. 

День водолаза в России 

Первая в мире водолазная школа была основана в Кронштадте 5 мая. Ежегодно 5 мая в России отмечается День водолаза. Этот праздник как профессиональный был учрежден в 2002 году указом президента РФ В. Путина по ходатайству представителей водолазных организаций, служб и структурных подразделений различных министерств и ведомств. День является официальным профессиональным праздником, не является выходным, если его празднование выпадает на будний день.

С 2002 года в День водолаза в России проходят не только торжественные мероприятия, но и многочисленные спортивные состязания, в которых принимают участие водолазы со всей России. Ветераны награждаются памятными подарками, а начинающие специалисты проходят "боевое крещение" под руководством опытных наставников. Отмечают праздник и дайверы, хотя это хобби и не имеет прямого отношения к профессии водолаза. Считается, что 5 мая – это лучший день для первого знакомства с богатым и загадочным подводным миром. 

Водолазная служба

Дальневосточная водолазная служба неразрывно связана с Тихоокеанским флотом, который является гарантом защиты водных государственных границ в этом, богатом водными ресурсами, российском регионе. Поэтому подготовке водолазов уделяется в этом регионе особое внимание. Большую работу в этом направлении ведёт Военный учебный центр (ВУЦ) ДВФУ, ТОВМУ имени адмирала С. О. Макарова, МГУ имени адмирала Г. И. Невельского. Наступившая очередная годовщина Водолазной службы России для курсантов и офицеров Военного учебного центра (ВУЦ) МГУ имени адмирала Г. И. Невельского – праздник особый. Дисциплина водолазной подготовки имеет важное значение для курсантов. Прежде чем выйти на учебные военные сборы, курсанты проходят водолазную подготовку в центре тренажёрной военно-морской лаборатории МГУ. И только после сдачи зачетов, экзаменов, и контрольных нормативов будущие штурмана и механики получают допуск для прохождения сборов на подводных лодках. На ВУЦ цикла № 1, одним из основных водолазных специалистов является врач – физиолог, доцент, начальник цикла подполковник Валерий Степанюк, старший инструктор Валерий Реунов, инструктор Иван Колесков, инструктор Игорь Неупокоев. Принимают участие в подготовке и офицеры кафедры, имеющие высокую водолазную квалификацию. В настоящее время открыта военно – учетная специальность (ВУС) – "Организация водолазных работ". Если говорить вообще о водолазном деле, то российские водолазы на протяжении последнего столетия являлись лучшими в мире. Начиная с 1894 года, когда была достигнута рекордная глубина – 61 метр, все мировые достижения в освоении глубин имели прикладное значение. В 1956 году русские водолазы встали на грунт на трехсотметровой глубине (за рубежом такая глубина была достигнута в 1962 году). В восьмидесятых годах двадцатого столетия наши водолазы в режиме длительного пребывания совершают погружение на 500 метров. Есть и ещё один высокий показатель: за 139 лет Водолазная Школа подготовила 70 тысяч водолазов. За этот же период школой и училищами выпущено 1395 водолазных специалистов. Это они из морских глубин подняли 4760 кораблей и судов общим водоизмещением 3 млн 200 тысяч тонн. Только за годы войны водолазами-специалистами оказана помощь 1685 аварийным кораблям и судам, поднято из глубины морей, озер и рек 2220 кораблей и судов. Кроме этого, извлечено из глубин 15 тысяч единиц затонувшей техники, 150 тысяч тонн грузов, расчищены моря и реки от мин и боеприпасов, восстановлены порты, причалы, построены сотни мостов, сотни километров причальных стенок. Во второй половине XX века русскими водолазами созданы грандиозные современные портовые сооружения на Балтике и Дальнем Востоке, в Арктике и на Черном море: Крупнейшая нефтегавань "Шесхарис" под Новосибирском, построены мощные гидроэлектростанции, берега рек соединены современными мостами, через водные преграды проложены сотни километров газо— и нефтепроводов, несущих тепловую энергию городам и селам России. При постройке мостов в г. Владивосток через бухту "Золотой Рог" и пролив "Босфор Восточный", большой вклад внесён водолазами. Невозможно перечислить все, что создано русскими водолазами в Больших и Малых водах России. Несомненно одно – Водолазная Школа России выпускает в жизнь настоящих мужественных людей, целеустремленных и талантливых, любящих свое Отечество. Сама специфика профессии человека, который идет работать под воду, накладывает отпечаток на становление всей его личности. Выпускники Водолазной Школы становились крупными учеными, известными писателями, кинематографистами, изобретателями, выдающимися военачальниками, Лауреатами Государственных премий, героями СССР и России.

«Прогресс Приморья», № 16 (622) от 30.04.2021 г.

Пётр Пузин, Преподаватель ВФ Российской таможенной академии

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно