|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Как наука помогала фронтуНесмотря на большие потери вооружения и техники в первые месяцы Великой Отечественной войны, героически сражавшиеся бойцы и командиры Красной Армии не позволили плану "Барбаросса" осуществиться. Наступление войск вермахта удалось приостановить, а на отдельных участках фронта были проведены наступательные операции. В тылу тем временем в рекордно короткие сроки заработали предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), которые по железной дороге отправили в Сибирь, на Урал и Дальний Восток. Конструкторские бюро тоже были переброшены в тыл. Затея Гитлера одним молниеносным ударом ликвидировать Страну Советов оказалась несостоятельной. РККА не только выстояла, но и погнали врага от Москвы и Сталинграда обратно – к европейским границам. Впрочем, существует много причин провала плана молниеносной войны. Президент Академии наук СССР Сергей Иванович Вавилов, например, писал: "…одним из многих просчётов, обусловивших провал похода на СССР, была недооценка советской науки". И примеров этому немало. Вот один из них. Накануне войны под Ленинградом были досрочно завершены испытания мощной радиолокационной установки, разработанной в Физико-техническом институте АН СССР, чтобы обнаруживать самолёты на большом расстоянии. Первая серия испытаний прошла успешно. И каким бы скоростным ни был самолёт, какие бы ни выполнял виражи и фигуры высшего пилотажа, попав в поле зрения радиолуча, он становился реальной целью на светящемся экране локатора. Представители Наркомата обороны сразу заговорили о полезности и надёжности установки. Через неделю вторая серия испытаний должна была окончательно подтвердить первоначальные выводы комиссии. Но началась война, и 22 июня 1941 года из штаба Ленинградского военного округа пришёл приказ: "Испытания считать законченными и переключить установку на боевое охранение города от воздушного нападения". До начала Второй мировой войны шеф люфтваффе Герман Геринг заверил верхушку рейха и население фашистской империи, что ужас бомбардировки им не грозит. Однако не прошло и трёх недель с начала войны с СССР, как бомбардировщики Ил‑4 сбросили бомбы на военные объекты Берлина. Это были именно те дальние бомбардировщики, над которыми отечественные авиаконструкторы работали в начале 30-х годов прошлого столетия. Первой такой машиной стал скоростной бомбардировщик Андрея Николаевича Туполева. К созданию другого дальнего бомбардировщика ЦКБ‑26 в 1933 году приступил молодой конструктор Сергей Владимирович Ильюшин. Ученик и преемник Ильюшина академик Генрих Васильевич Новожилов вспоминал: "Сергей Владимирович понимал, что война неизбежна. И он считал, что надо создать самолёт, который хотя бы от Минска без посадки долетел до Берлина и нанёс бомбовый удар. И вот такой самолёт он начал делать. В 1936 году лётчик-испытатель Владимир Коккинаки поднял в небо самолёт ЦКБ‑26. В эту экспериментальную машину были заложены все последние достижения науки и техники и представления Ильюшина о том, каким должен быть новый самолёт. ЦКБ‑26 имел убирающиеся шасси, хорошо обтекаемый фюзеляж, крыло относительно небольшой площади с большой нагрузкой, что позволяло машине иметь высокую скорость. Он и стал основой нового дальнего бомбардировщика. Затем самолёт был модернизирован и стал называться Ил‑4. По скорости, грузоподъёмности и дальности полёта Ил‑4 оказался далеко впереди бомбардировщиков своего времени. Именно этот бомбардировщик и начал свою боевую работу с налётов на Берлин, Штеттин, Франкфурт-на-Майне…" Боевые качества другого штурмовика – Ил‑2 – так и остались непревзойдёнными во Второй мировой войне. Недаром гитлеровцы дали ильюшинской машине красноречивые прозвища: "летающая смерть" и "крылатый танк". Да, немецкие конструкторы разбирали на части трофейные Илы, но им так и не удалось раскрыть секрет изготовления своеобразной "бронированной капсулы" штурмовика. Им не удалось создать более живучую машину в условиях ближнего боя. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 24 (630) от 01.07.2021 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |