|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
В поисках безопасного маршрута280 лет назад два русских пакетбота – "Святой Пётр" и "Святой Павел" – покинули Петропавловск-Камчатский и направились искать безопасный морской путь в далёкую Америку. Это произошло 4 июня 1741 года. Спустя две недели суда, угодив в густой туман, потеряли друг друга и в дальнейшем двигались каждый своим путём. Этому событию предшествовало изначальное стремление российских правителей расширить территорию плаваний отечественного флота – как торгового, так и военного. В 1732 году российским Адмиралтейством было принято решение об изучении северного и восточного побережья Сибири и Дальнего Востока. За несколько лет были подготовлены и оснащены несколько экспедиций. Капитану-командору Витусу Берингу и его помощнику Алексею Чирикову на пакетботах "Святой Пётр" и "Святой Павел" предписывалось найти безопасный маршрут в Америку. Осуществить быстро этот проект не удалось, однако в 1741 году дочь Петра I Елизавета I (годы правления 1741-1761) совершает государственный переворот. Она ликвидирует Верховный тайный совет, упраздняет Кабинет министров (1741), восстанавливает в правах Сенат, отменяет внутренние таможенные сборы (1753), создаёт Государственный заёмный банк (1754), принимает указ, разрешавший помещикам ссылать крестьян на поселение в Сибирь (1760). Неудивительно, что Елизавета поощряла хождение русских судов в далёкие плавания. В 1741 году началась Русско-шведская война, которая завершилась в 1743 году. Россия по итогам войны получила ряд финских крепостей, Швеция подтвердила условия Ништадтского мирного договора 1721 года. Однако отправка двух русских пакетботов в дальний поход имела давнюю историю. Пётр I мечтал видеть Россию великой морской державой. Он старался создать свой сильный торговый флот, однако ему мешала внешняя конкуренция и внутренние проблемы. В последние годы его правления темпы кораблестроения снизились, а после кончины первого русского императора оно вообще прекратилось. В 1727-1730 годах не было заложено ни одного корабля, а старый флот приходил в упадок. По распоряжению императора Петра II в море могли выйти лишь шесть кораблей, остальным предписывалось оставаться в портах для "сбережения казны". Страна, омываемая водами трёх океанов, оказалась запертой на суше. Когда на престол взошла Анна Иоанновна, первые же её указы были направлены на возрождение русского флота. Было принято решение о восстановлении закрытого в 1722 году Архангельского порта и военного кораблестроения на Соломбале – это стало важным и чрезвычайным шагом в плане превращения России в морскую державу. В дальнейшем стало возможным и путешествие пакетботов "Святой Пётр" и "Святой Павел". 15 июля 1741 года "Святого Павла" увидели обрывистые берега островов, названных потом архипелагом Александра. Залив, вдававшийся далеко вглубь одного из островов, позволял осуществить высадку, и капитан решил пополнить запасы пресной воды. 17 июля шлюпка с частью матросов и солдат под командованием штурмана Абрама Дементьева направилась к берегу. Отряд был хорошо вооружён и снабжён недельным провиантом. Связь с кораблём решили держать при помощи сигнальных ракет и выстрелами из небольшой пушки. На берегу морякам надлежало разжечь большой костёр и поддерживать огонь днём и ночью. С борта корабля видели, как шлюпка вошла в залив, нырнула за скалу и исчезла навсегда. Сигнала от Дементьева в этот день не дождались. Погода испортилась, и корабль отошёл от берега на приличное расстояние. Солнце выглянуло к вечеру шестого дня, и стали различимы огонь и дым от костра при входе в бухту. С борта "Святого Павла" несколько раз выстрелили из пушек, с каждым залпом огонь становился ярче, но людей видно не было. Костёр погас под утро. Снарядили ещё одну команду, чтобы выяснить причину молчания Дементьева. В 18:00 шлюпка под командованием боцмана Савельева вошла в бухту и скрылась за скалами. И снова тишина. В 21:00 на корабле выстрелили из пушек. И вновь показался огонь костра. Он периодически пропадал, словно его чем-то заслоняли. Больше шлюпок на корабле не было, и началось томительное ожидание. На третий день в бухте показались две лодки, и на корабле вздохнули с облегчением. Однако стало видно, что обводы плавсредств другие, непохожие на шлюпочные. И главное, гребли на них вёслами без уключин, по-индейски. Протабанив на значительном расстоянии от корабля, люди в лодке встали, прокричали что-то похожее на "Агай, агай!" и поплыли обратно к берегу. Чириков приказал команде размахивать белыми полотнищами, пытаясь успокоить странных визитёров, но те не отреагировали на призыв и скрылись за скалой. Тем временем с момента исчезновения команды Дементьева прошло десять суток. Анализируя ситуацию, Чириков пришёл к выводу, что моряков туземцы либо пленили, либо, что хуже, лишили жизни. 27 июля 1741 года было принято решение возвращаться домой, так как без шлюпок высадка на берег была невозможной по определению, а запасов пресной воды оставалось лишь на обратный путь. Рейс оказался тяжёлым. В конце плавания команда "Святого Павла" питалась солониной, отваренной в морской воде. Четыре моряка умерли от истощения. 8 октября корабль прибыл в Петропавловск-Камчатский. Из 68 членов экипажа осталось 49. Самому Чирикову, можно сказать, повезло: он заболел туберкулёзом и цингой, но выжил. Хуже дело обстояло с командой Беринга: корабль "Святой Пётр" потерпел крушение, а сам капитан-командор умер от цинги на одном из островов, названных позже его именем. Чириков, ставший впоследствии капитан-командором и директором морской академии в Санкт-Петербурге, скончался от туберкулёза в 1748 году на 45-м году жизни. Существуют две версии случившегося с командами шлюпок Дементьева и Савельева. Согласно первой, моряки погибли в водоворотах, или сулоях, – резких выбросах воды, возникающих при столкновении разноплановых потоков или при сильном ветре, направленном против течения. Но штурман Дементьев и боцман Савельев были опытными мореходами, да и море во время высадки было спокойным. Помимо прочего индейцы не знали об условных сигналах и вряд ли стали бы разжигать костёр – скрытный образ жизни обязывал их не обнаруживать себя. Позже выяснился факт наличия у одного из туземцев мушкетона с раструбом на конце ствола – именно ими вооружали российских моряков. Сам Чириков был убеждён в том, что моряки были убиты туземцами. По этой причине он не настаивал на спасательной экспедиции. Однако учёные-этнографы утверждают, что туземцы при первой встрече с непрошеными гостями к крайней мере не прибегают, они с любопытством наблюдают за действиями незнакомцев. Всё же индейцы (по опыту последующих поколений мореплавателей) старались наладить мирные отношения. Обмен пушнины на ножи и топоры был всегда выгоден обеим сторонам. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 29 (635) от 06.08.2021 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |