Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
05 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

В поисках безопасного маршрута

280 лет назад два русских пакетбота – "Святой Пётр" и "Святой Павел" – покинули Петропавловск-Камчатский и направились искать безопасный морской путь в далёкую Америку. Это произошло 4 июня 1741 года. Спустя две недели суда, угодив в густой туман, потеряли друг друга и в дальнейшем двигались каждый своим путём.

Этому событию предшествовало изначальное стремление российских правителей расширить территорию плаваний отечественного флота – как торгового, так и военного. В 1732 году российским Адмиралтейством было принято решение об изучении северного и восточного побережья Сибири и Дальнего Востока. За несколько лет были подготовлены и оснащены несколько экспедиций. Капитану-командору Витусу Берингу и его помощнику Алексею Чирикову на пакетботах "Святой Пётр" и "Святой Павел" предписывалось найти безопасный маршрут в Америку. Осуществить быстро этот проект не удалось, однако в 1741 году дочь Петра I Елизавета I (годы правления 1741-1761) совершает государственный переворот. Она ликвидирует Верховный тайный совет, упраздняет Кабинет министров (1741), восстанавливает в правах Сенат, отменяет внутренние таможенные сборы (1753), создаёт Государственный заёмный банк (1754), принимает указ, разрешавший помещикам ссылать крестьян на поселение в Сибирь (1760). Неудивительно, что Елизавета поощряла хождение русских судов в далёкие плавания. В 1741 году началась Русско-шведская война, которая завершилась в 1743 году. Россия по итогам войны получила ряд финских крепостей, Швеция подтвердила условия Ништадтского мирного договора 1721 года.

Однако отправка двух русских пакетботов в дальний поход имела давнюю историю. Пётр I мечтал видеть Россию великой морской державой. Он старался создать свой сильный торговый флот, однако ему мешала внешняя конкуренция и внутренние проблемы. В последние годы его правления темпы кораблестроения снизились, а после кончины первого русского императора оно вообще прекратилось. В 1727-1730 годах не было заложено ни одного корабля, а старый флот приходил в упадок. По распоряжению императора Петра II в море могли выйти лишь шесть кораблей, остальным предписывалось оставаться в портах для "сбережения казны". Страна, омываемая водами трёх океанов, оказалась запертой на суше.

Когда на престол взошла Анна Иоан­новна, первые же её указы были направлены на возрождение русского флота. Было принято решение о восстановлении закрытого в 1722 году Архангельского порта и военного кораблестроения на Соломбале – это стало важным и чрезвычайным шагом в плане превращения России в морскую державу. В дальнейшем стало возможным и путешествие пакетботов "Святой Пётр" и "Святой Павел". 15 июля 1741 года "Святого Павла" увидели обрывистые берега островов, названных потом архипелагом Александра. Залив, вдававшийся далеко вглубь одного из островов, позволял осуществить высадку, и капитан решил пополнить запасы пресной воды. 17 июля шлюпка с частью матросов и солдат под командованием штурмана Абрама Дементьева направилась к берегу. Отряд был хорошо вооружён и снабжён недельным провиантом. Связь с кораблём решили держать при помощи сигнальных ракет и выстрелами из небольшой пушки. На берегу морякам надлежало разжечь большой костёр и поддерживать огонь днём и ночью.

С борта корабля видели, как шлюпка вошла в залив, нырнула за скалу и исчезла навсегда. Сигнала от Дементьева в этот день не дождались. Погода испортилась, и корабль отошёл от берега на приличное расстояние. Солнце выглянуло к вечеру шестого дня, и стали различимы огонь и дым от костра при входе в бухту. С борта "Святого Павла" несколько раз выстрелили из пушек, с каждым залпом огонь становился ярче, но людей видно не было. Костёр погас под утро. Снарядили ещё одну команду, чтобы выяснить причину молчания Дементьева. В 18:00 шлюпка под командованием боцмана Савельева вошла в бухту и скрылась за скалами. И снова тишина. В 21:00 на корабле выстрелили из пушек. И вновь показался огонь костра. Он периодически пропадал, словно его чем-то заслоняли. Больше шлюпок на корабле не было, и началось томительное ожидание. На третий день в бухте показались две лодки, и на корабле вздохнули с облегчением. Однако стало видно, что обводы плавсредств другие, непохожие на шлюпочные. И главное, гребли на них вёслами без уключин, по-индейски. Протабанив на значительном расстоянии от корабля, люди в лодке встали, прокричали что-то похожее на "Агай, агай!" и поплыли обратно к берегу. Чириков приказал команде размахивать белыми полотнищами, пытаясь успокоить странных визитёров, но те не отреагировали на призыв и скрылись за скалой.

Тем временем с момента исчезновения команды Дементьева прошло десять суток. Анализируя ситуацию, Чириков пришёл к выводу, что моряков туземцы либо пленили, либо, что хуже, лишили жизни. 27 июля 1741 года было принято решение возвращаться домой, так как без шлюпок высадка на берег была невозможной по определению, а запасов пресной воды оставалось лишь на обратный путь. Рейс оказался тяжёлым. В конце плавания команда "Святого Павла" питалась солониной, отваренной в морской воде. Четыре моряка умерли от истощения. 8 октября корабль прибыл в Петропавловск-Камчатский. Из 68 членов экипажа осталось 49. Самому Чирикову, можно сказать, повезло: он заболел туберкулёзом и цингой, но выжил. Хуже дело обстояло с командой Беринга: корабль "Святой Пётр" потерпел крушение, а сам капитан-командор умер от цинги на одном из островов, названных позже его именем. Чириков, ставший впоследствии капитан-командором и директором морской академии в Санкт-Петербурге, скончался от туберкулёза в 1748 году на 45-м году жизни.

Существуют две версии случившегося с командами шлюпок Дементьева и Савельева. Согласно первой, моряки погибли в водоворотах, или сулоях, – резких выбросах воды, возникающих при столкновении разноплановых потоков или при сильном ветре, направленном против течения. Но штурман Дементьев и боцман Савельев были опытными мореходами, да и море во время высадки было спокойным. Помимо прочего индейцы не знали об условных сигналах и вряд ли стали бы разжигать костёр – скрытный образ жизни обязывал их не обнаруживать себя. Позже выяснился факт наличия у одного из туземцев мушкетона с раструбом на конце ствола – именно ими вооружали российских моряков. Сам Чириков был убеждён в том, что моряки были убиты туземцами. По этой причине он не настаивал на спасательной экспедиции. Однако учёные-этнографы утверждают, что туземцы при первой встрече с непрошеными гостями к крайней мере не прибегают, они с любопытством наблюдают за действиями незнакомцев. Всё же индейцы (по опыту последующих поколений мореплавателей) старались наладить мирные отношения. Обмен пушнины на ножи и топоры был всегда выгоден обеим сторонам.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 29 (635) от 06.08.2021 г.

Иван Таранов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно