Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
19 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Владивосток – центр международного сотрудничества

Окончание. Начало в № 29

Понятно, одной из главных достопримечательностей и, если хотите, раритетом краевого центра является Владивостокская крепость. О том, какую роль она сыграла в Русско-японской войне 1904-1905 годов, газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России уже рассказывала читателям. Предлагаем материал о тех сооружениях крепости, которые были построены на острове Елены. На острове Елены, в юго-восточной его части, в 1898-1900 годах был построен погреб пороховой П5 (Ларионовский запасный). Автором постройки является военный инженер Э. О. Маак. В состав порохового погреба входят казематированное хранилище, бетонный киотный столб для иконы, земляные сооружения (валы, выемка под хранилище, траншеи, крепостные дороги).

На острове Елены ваше внимание непременно привлечёт батарея береговая Ларионовская на пике, павильон для дальномера. Это сооружение находится на вершине горы Ларионова. Период строительства – 1898-1902 годы. Военный инженер Э. О. Маак был автором постройки. Батарея состоит из двух полубатарей (западной и восточной), каждая состоит из позиций главного калибра с четырьмя пороховыми погребами и четырьмя орудийными двориками, дальномерным павильоном, земляными сооружениями (траверс, военная улица, вал, дорога крепостная).

На основании юго-западного склона горы Ларионова на острове Елены в 1915-1916 годах по проекту военного инженера Туманова был сооружён полукапонир береговой противо­десантный № 16. В составе полукапонира – казематированное убежище скорострельных пушек, земляные сооружения (барбет, вал, траншея, крепостная дорога).

На острове Русском (высота 156,3 в 1,9 км северо-восточнее перешейка острова Шкота на западном склоне) ваше внимание привлечёт батарея береговая № 982, орудийный блок. В состав батареи входят: 4 орудийных блока; технический блок; потерна глубокого залегания с помещением насосной станции; 4 артиллерийские установки МО‑1-180 (4 из 5, сохранившихся в мире); земляные сооружения (дворики при входах в орудийные блоки, военная улица, вал, крепостная дорога). Военный инженер Трошкин был автором постройки. Возводили береговую батарею в 1932-1934 годах. В бухте Воевода на острове Русском юго-восточнее от юго-восточного берега бухты расположен форт № 9, бетонный бруствер с подбрустверной галереей, тремя убежищами противоштурмовых пушек. Строился форт с 1910 по 1917 годы. Автор постройки – военный инженер Л. Л. Иванов. 

Форт состоит из бетонного бруствера с подбрустверной галереей, трёх убежищ противоштурмовых пушек, трёх барбетов и патерны; двух одиночных кофров с потернами и контрминных галерей; надстроенного двойного кофра с потерной и тремя трёхминными галереями; земляных сооружений (потерны, траншей, ходов сообщения, рвов, крепостных дорог, котлованов под недостроенные сооружения: двойного кофра, бетонного бруствера, контрминных галерей, убежища для артиллерии, гужевой казармы, потерны). Буквально рядом с мостом на острове Русском, на полуострове Сапёрном, мыс Новосельцева, посёлок Поспелово, 13, по проекту военного инженера Э. О. Макка в 1899-1903 годах строилась батарея береговая Новосильцевская. Это сооружение и сегодня представляет собой грозную силу. В состав батареи входят: позиция главного калибра и скорострельных пушек с семью пороховыми погребами и восьмью орудийными двориками, каземат для парового двигателя, электрогенератора и прожектора, дальномерный павильон, земляные сооружения (военная улица, вал, площадка для прожектора, дороги крепостные). На острове Русском в бухте Новик, мыс Экипажный, расположен пороховой погреб № 13, портал входа тоннельного хранилища. Автором постройки в 1912-1915 годах был военный инженер Воронов. В состав порохового погреба входят: 5 тоннельных хранилищ, караульный домик, помещение технического персонала, земляные сооружения (вал, выемки под порталы, траверсы, крепостная дорога).

Более привычную форму имеет форт № 3 Владивостокской крепости, который возведён по проекту военного инженера Н. Н. Ионова в 1904-1905 годах, а затем в 1910-1917 годах прошлого столетия. Бетонный бруствер с подбрустверной галереей и сегодня производит впечатление надёжности и защиты.

Заметим, это далеко не полное описание всей огромной территории Владивостокской крепости. И если вы решили посвятить время хотя бы внешнему осмотру крепостных сооружений, настраивайтесь на долгую и в то же время интереснейшую экскурсию по лабиринтам творения рук человеческих – Владивостокской крепости. Думается, гостям ВЭФ, который состоится в сентябре 2021 года во Владивостоке на острове Русском, было бы интересно познакомиться с рядом уникальных фортификационных сооружений.

«Прогресс Приморья», № 31 (637) от 20.08.2021 г.

Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно