Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
25 ноября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Тайны морских глубин

Газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала о поисковых отрядах, которые возвращают останки без вести пропавших в период Великой Отечественной войны. Этим людям хорошо известно, как неохотно недра земли и толща воды отдают то, что спрятала война. Поисковые отряды, работающие в нашей стране, ведут раскопки в тех местах, где шли ожесточённые бои. В августе 1942 года немцы бросили все силы на Сталинград, где горели степи, исковерканные бомбёжками, а земля до сих пор хранит останки защитников города. И если земля, пусть сопротивляясь, но возвращает бойцов и командиров, то моря и океаны тщательно скрывают своих пленников.

В связи с этим вспомним одну поучительную история, которая случилась в период Второй мировой войны. Япония, воевавшая на стороне гитлеровской Германии, бросила вызов США и Англии, для начала устроив кошмар при Пёрл-Харборе. Неожиданно атаковав базу с воздуха, японцы практически ничего не оставили от американского флота. Но это лишь одна страница противостояния двух противоборствующих в то время государств. Множество кораблей нашли свою могилу в водах, омывающих японские острова. Линкоры, крейсеры, авианосцы, подводные лодки, торговые суда. Всё это – тысячи и тысячи тонн чёрного и цветного металла, спрос на который по-прежнему велик. Впрочем, японцы не только топили в своих водах морские суда, они после войны делали всё возможное, чтобы про утонувшие корабли забыли те страны, кому они принадлежали. Когда в 1942 году в Великой Отечественной войне наступил переломный период после победы Красной Армии под Сталинградом, изменения стали происходить и на востоке, в Тихоокеанском бассейне. Японцы серьёзно угрожали захватом Австралии. Понимая это, правительство решило срочно эвакуировать золотой запас страны на английских и американских кораблях – эсминцы и подводные лодки уходили из портов с балластом драгоценного металла. Американский эсминец "Перри" с грузом золота на борту вышел в середине августа 1942 года из порта Дарвин на севере Австралии, но был потоплен японцами в Тиморском море. "Перри" бесследно исчез в водных глубинах. Не всем были известны тайны гибели судов, знала об этом лишь одна страна – Япония. Вовсе не случайно после войны было создано сразу несколько компаний, получивших монополию на поставку металлолома с морского дна. Подъём кораблей – это весьма выгодный и прибыльный бизнес, в котором, увы, хороши все способы "свободного предпринимательства". Был случай, когда одна солидная компания готовилась к подъёму американского лёгкого крейсера и трёх эсминцев. Руководство уже подсчитывало небывалые барыши, так как предварительное изучение документов "утопленников" доказывало большое количество драгоценного металла на этих кораблях. Когда поисковики пришли на место и водолазы спустились вниз, то их ожидал шок – ни одного корабля обнаружить не удалось. Были обнаружены обломки и два якоря. "Чёрные" морские искатели провели операцию по подъёму и продаже судов так ловко и быстро, что никто ничего так и не понял.

Такая же участь постигла и забитый золотом эсминец "Перри". За него разгорелась настоящая война. Сразу несколько японских, австралийских и американских фирм оспаривали приоритет, пока одна японская фирма за четверть миллиона долларов не купила все права на эсминец, лежащий на пятидесятиметровой глубине. Водолазы, обследовавшие его, заявили, что эсминец хорошо сохранился, а часть, где, по предположениям, находился золотой запас, совершенно не пострадала. После нескольких дней штормовой погоды водолазы фирмы снова спустились на дно, и они увидели поразившую их картину: эсминец был взрезан наподобие консервной банки. Над кораблём "чёрные" искатели поработали так, что помещение, где находилось золото, было тщательно зачищено, и хранилось ли там золото, осталось для всех загадкой. Компания понесла огромные убытки, и теперь другие фирмы, подготовившие затонувшие корабли к подъёму, нанимали охрану. Однако опыт показал, что эта мера не всегда даёт желаемый результат.

Мартовской ночью 1943 года из порта Кобе вышла засекреченная со всех сторон японская подводная лодка И‑258. Больше её никто не видел, и лишь много лет спустя после окончания Второй мировой войны просочилась информация о том, что на её борту находилось немало золота и редких металлов, которые планировалось доставить в оккупированный Брест. Информацию проверили, она подтвердилась, и начались упорные поиски. В начале 1961 года у острова Намихо удалось обнаружить сразу несколько затонувших кораблей, среди которых оказалась и И‑258. Носовая часть подводного корабля была сильно повреждена, однако корма, где на лодках подобного типа утраивались грузовые отсеки, отлично сохранилась. Водолазы отметили то, что в эти отсеки не попала вода. Встреча с подлодкой водолазов не пугала, акулы им тоже были не страшны, а вот "чёрных" искателей они опасались. Пираты могли слететься на место работ по подъёму лодки неожиданно. Поняв опасения водолазов, представители фирмы предусмотрели небывалые меры охраны. Проводилось патрулирование места работ, было организовано круглосуточное дежурство над буями, установленными над затонувшей подлодкой, осуществлялись парные спуски водолазов. Было затрачено немало средств на эти охранные мероприятия. И тут вмешалась погода – разыгравшийся нешуточный шторм загнал спасательные суда под защиту острова. Когда работы возобновились, спасатели обнаружили, что большая часть буёв сорвана и унесена в море, а оставшиеся отыскали с огромным трудом. Кто-то предположил, что буи не совсем на месте, но скептиков осмеяли, и работы продолжились ускоренными темпами по причине приближения нового шторма. Наконец лодку подняли, и радости поисковиков не было конца. Когда её стали исследовать, выяснилось, что это не И‑258, а почти однотипная подлодка, вероятно, тоже затонувшая во время войны. Искатели поняли, что подводные пираты под покровом ночи ловко переставили буи туда, где обнаружили другую лодку, недалеко от И‑258. И всё же экспедиция продолжалась до тех пор, пока нужная лодка не была найдена, вот только золотой запас кто-то беззастенчиво из её отсеков вынул и вывез в неизвестном направлении.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 44 (650) от 26.11.2021 г.

Иван Таранов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно