Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
10 февраля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Славный трудовой путь аскольдовцев

Ровно через год, в феврале 2023 года, трудовой коллектив АО "Аскольд" отметит 80-летний юбилей предприятия. Это время, когда подводятся итоги пройденного трудового пути, начиная с самого первого дня образования предприятия.

История строительства машиностроительного завода "Аскольд" берёт своё начало с конца тридцатых годов прошлого века. Вторая мировая война уже витала в воздухе. Обстановка на Дальневосточной границе оставалась напряженной. Постановлением Правительства было принято решение построить в селе Семёновка Приморского края (ныне город Арсеньев) два крупных предприятия, подчинённых Наркомату вооружения СССР, – оптико-механический и завод артиллерийских самоходных орудий.

В Приморье на то время не существовало подрядных организаций. Было принято решение приступить к строительству заводов хозяйственным способом. Но это не дало планируемых результатов. Поэтому в 1939 году было организовано четвёртое подрядное строительное Управление Наркомстроя СССР по сооружению этих заводов, или, как называли его строители, "четвёртая стройка".

На стройке не хватало рабочих рук. Строительное Управление приняло решение о вербовке людей из центра России. Из села отправились "ходоки" за рабочими. В середине 1939 года в посёлок прибыли первые организованные группы из Казани и Курска. Ехала в основном молодёжь. Арсеньевские старожилы и ныне шутливо называют работников "Аскольда" "татарами" в честь первостроителей предприятия и его заводского посёлка.

Поставили палатки, начали готовить промплощадку для завода. В то время основными профессиями были плотники, каменщики, монтажники, землекопы, возчики. А инструменты – лопата, кирка, лом, кувалда, тачка. Главная движущая сила – лошадь. На телегах возили лес, кирпич, цемент, трубы. Особенно тяжело доставался лес – важнейший строительный материал. Пилили его вручную, лошадьми вытягивали из чащи и грузили по накатам тоже вручную. Чуть позже на стройку пришли три газогенераторные полуторки – радость была необыкновенной. Для такой большой стройки, как возведение заводов, нужен был ещё кирпич. Его возили с Раздольненского кирпичного завода. Потом решили строить свой кирпичный завод.

Зиму 39-го строители уже встретили не в палатках, а в своём жилье – бараках и тесовых домах, где в настоящее время проходит ул. Мира города Арсеньева.

Одновременно со строительством завода велась большая работа по созданию инженерно-технических служб и отработке технической документации, развертыванию производства. С Украины приехали около пятидесяти человек, имеющих опыт работы на механическом производстве.

К началу войны строительная площадка заводов выглядела следующим образом: завершено строительство главного корпуса оптико-механического завода и два временных корпуса для организации опытного производства и подготовки кадров эксплуатационников, временная котельная, электроподстанция, была подведена под крышу теплоэлектроцентраль. Начался монтаж оборудования. Полностью были смонтированы металлоконструкции механосборочного, кузнечно-прессового и инструментального цехов, подъездные железнодорожные пути. Проводилась комплектация цехов технологическим оборудованием. Налаживался быт. Кроме промышленных объектов было построено жилье – целый барачный городок и двухэтажные деревянные жилые дома с центральным отоплением, ряд культурно-бытовых объектов: столовые, магазины, хлебозавод, клуб, детские сады и ясли.

Не хватило двух лет, чтобы завершить строительство заводов: началась Великая Отечественная война. Государственный комитет обороны СССР принял решение прекратить строительство этих предприятий. Металлоконструкции оптико-механического завода были демонтированы и отправлены в Сибирь. Оставшиеся вспомогательные цеха и мастерские законсервированы. Часть рабочих ушла на фронт, некоторые разъехались, третьи пошли работать на другие предприятия.

В 1943 году на полях сражений Великой Отечественной войны начался коренной перелом. Неспокойно было на Дальнем Востоке – бряцала оружием империалистическая Япония. Комитет обороны принимает решение о дальнейшем развитии на дальневосточных рубежах заводов по выпуску вооружения и боеприпасов.

10 февраля 1943 года Постановлением Совета народных комиссаров СССР № 146-48–сс ("совершенно секретно") от 10.02. 1943 г. "Об организации снаряжательного завода Наркомата боеприпасов в районе станции Даубихе Приморского края" был организован Государственный Союзный завод № 515, подчинённый непосредственно Главному управлению Наркомата боеприпасов СССР. Эта дата и является днём рождения машиностроительного завода "Аскольд".

Первым директором завода был назначен майор инженерных войск Фатых Валеевич Валеев. Бывший батрак и лихой кавалерист Гражданской войны, он сумел возглавить предприятие, наладить работу и организовать коллектив. Согласно штатному расписанию 1943 года общая численность работающих составила 300 человек. Из них 164 рабочих, ИТР – 16 человек, служащих – 10, младший обслуживающий персонал – 10 и 100 человек военизированной охраны.

Трудными и героическими были годы войны. Все производственные участки завода выпускали мины калибром 80 и 120 мм, фугасные авиабомбы весом 1000, 175 кг, гранаты типа Ф‑1, в конце войны – противотанковые мины. Корпуса и стабилизаторы поступали уже в готовом виде. Делом заводчан было начинить их тротиловой взрывчаткой, собрать и подготовить к отправке на фронт. Заводчане не отходили от своих рабочих мест по 12 часов, трудились в две-три смены. Работали под девизом "Всё для фронта, всё для победы".

Всего с момента организации завода № 515 и до окончания Великой Отечественной войны заводчанами было изготовлено и поставлено в действующую армию свыше 2 миллионов единиц боеприпасов: 1 625 000 шт. 82-мм мин; 596 500 шт. 120-мм мин; 325 000 шт. 122-мм артиллерийских снарядов; 230 000 шт. гранат; 96 830 шт. снарядов ФАБ‑50.

Обращаясь к истории Великой Оте­чественной войны и ее грандиозным, невиданным по огневой мощи битвам, можно сказать, что трудящиеся завода отправили и снарядили боезапасами такое великое сражение, как форсирование советскими войсками Днепра, обеспечили успешные боевые действия на протяжении всей войны двенадцати дивизий боевой комплектности.

Руководство Советского Союза высоко оценило вклад заводчан в Великую Победу. За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны 300 работников завода № 515 Указом Президиума Верховного Совета СССР были удостоены высокой награды – медали "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

27 января 1944 года был утверждён Устав Государственного Союзного завода № 515, а 25 марта осуществлена государственная регистрация завода № 515. С этого дня завод как юридическое лицо приобрёл право самостоятельно распоряжаться предоставленным ему имуществом.

В 1945 году завод № 515 перешёл из системы Наркомата боеприпасов СССР в систему Наркомата сельскохозяйственного машиностроения Союза ССР под руководством нового директора инженера-майора – Юрия Тимофеевича Коломейца.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 5 (659) от 11.02.2022 г.

Галина Писарева

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно