Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
23 февраля, среда
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Славный трудовой путь аскольдовцев

Продолжение. Начало в № 5

В 1951 году на заводе организовывается машиносчётное бюро. В 1952-м сдаётся в эксплуатацию Дворец культуры. В 1954 году сдаётся новый литейный цех. В нём имелся просторный шихтовый двор, склад формовочных материалов, оборудованный грейферным краном, барабанным сушилом и размалывающими бегунами.

С мая 1954 года ежедневно проходят диспетчерские проверки хода выполнения программы текущего месяца, срочных графиков, комплектующих заказов, решаются оперативные вопросы начальниками цехов и отделов.

В 1955-1956 гг. проводится генеральная реконструкция литейного и кузнечно-прессового цехов. Растут производственные мощности, завод оснащается новым технологическим оборудованием, осваиваются новые изделия судовой арматуры, трубопроводов.

В 1956 году Георгия Ивановича Соколова, главного металлурга, отлично знающего арматурное производство, назначают директором завода. Под его умелым руководством в 1957-1959 гг. было закончено строительство корпусов инструментального и ремонтно-механического цехов, цеха автоматов и полуавтоматов по обработке деталей для трубопроводной арматуры.

Наряду с реконструкцией и строительством новых цехов завод успешно выполняет государственный план и уже в те годы становится передовым предприятием Приморского края.

В 1957 году за высокие показатели в соревновании в честь 40-й годовщины Великого Октября предприятию вручено и передано на вечное хранение памятное Красное знамя краевого комитета партии, крайисполкома и крайсовпрофа. Тогда же имя завода было вписано в Книгу почёта крайсовпрофа.

К 1958 году коллектив завода пришёл технически окрепшим. Освоение любого вида судовой арматуры было для коллектива делом обычным. По сравнению с предыдущим годом выпуск валовой продукции возрос в 2,3 раза, товаров народного потребления – в 2,5 раза. В цехах завода проводится серьёзная работа по модернизации и оснащению действующего оборудования. В 1958-1959 гг. по всей стране разворачивается движение за коммунистический труд. Коллектив арматурного завода принимает в нём самое активное участие, особенно комсомольцы и молодёжь. Среди первых включились в соревнование за это высокое звание бригады токарей Сергея Коробко из цеха № 7, Михаила Литвиненко из цеха № 4, слесарей Николая Руденского из цеха № 21, которая одна из первых была награждена знаком "Отличник социалистических соревнований РСФСР". По всему заводу гремели имена токарей-новаторов Николая Харченко, Павла Деева. Это было замечательное время – время молодости, творчества и силы духа!

На предприятии организуются школы передового опыта. Большое внимание уделяется совершенствованию организационной структуры, специализации производственных участков и цехов, внедрению прогрессивных методов труда.

Производственные мощности, эстетика производства, техническая зрелость коллектива обратили на себя внимание членов Совета народного хозяйства. По ходатайству руководства завода и при прямой поддержке Совета народного хозяйства было подписано Постановление Совета министров СССР и ЦК КПСС № 514/232 от 13.05.1959 г., в котором поручалось арматурному предприятию освоение новой продукции – морских гирокомпасов "Курс‑3" и "Курс‑4", чувствительных элементов и запасных частей к ним. На учёбу были направлены специалисты для освоения новых профессий. Неоценимую помощь заводчанам в период освоения гирокомпасов оказали специалисты головного предприятия, на котором более 10 лет уже выпускались эти изделия. Свыше 100 человек приехали на завод: регулировщики, сборщики, токари, слесари, электрики, чтобы передать свой многолетний опыт. В то же время группы заводчан проходят специализацию на самом головном предприятии. Помощь шефов была очень ценна, но главное – освоение производства заводчане проводят сами.

В 1959 году под гироскопическое производство полностью реконструируется главный корпус, завод приступает к выполнению ответственного и масштабного задания. Начинают работать цехи №№ 8, 11, 13. Организованы отделы по производству гироскопических компасов: подготовки производства гирокомпасов (руководитель Е. А. Шалин), технологический (начальник М. Ф. Прокопец) конструкторское бюро оснастки (Л. Н. Павлюкевич), бюро технологической документации (П. М. Семёнов), лабораторно-исследовательский отдел (В. П. Карнаух), отдел нормализации (М. Т. Уманец). Одними из первых специалистов нового производства были И. Корякин, Н. Семёнов, И. Гарай, А. Скляренко, М. Скороходов.

Но для полной комплектации отдела гирокомпасов своих инженерных кадров не хватало. В Арсеньев приехало около двухсот инженеров с предприятий и учреждений нашей страны. Всего в особом отделе подготовкой производства гирокомпасных систем было занято около 500 специалистов.

Оказанное доверие по выпуску точных приборов коллектив предприятия оправдал с честью. Уже через год, в 1960 году, первая партия высокоточных навигационных приборов вышла с завода.

Так на арматурном предприятии появилось совсем новое производство – приборное. Его развитие в корне изменило весь завод. Для каждого рабочего и инженерно-технического работника предприятия это стало жизненной необходимостью, величайшей победой. Люди с самозабвением и энтузиазмом постигали в сжатые сроки новые профессии: электромонтажников, слесарей-сборщиков, регулировщиков, осваивали сотни новых технологических процессов и сложнейшие координатные, зуборезные, расточные и шлифовальные станки. 184 человека отправили на головные предприятия – заводы-разработчики – перенимать опыт и осваивать производство гирокомпасов. 598 человек садятся за парты на заводе, изучают новые профессии и повышают свою квалификацию.

В 1959 г. Постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС от 31.12.1959 г. № 1429-636 заводу помимо приборной техники поручено приступить к освоению арматуры воздуха высокого давления (ВВД) из нержавеющей стали и титановых сплавов, а также титановых штуцерно-торцевых соединений для подводных лодок с энергетическими установками. Огромную работу по подготовке технической документации провели конструкторско-технологические службы предприятия. По-ударному трудятся коллективы завода: бригады, участки, цехи – и рабочие отдельных профессий. И уже в 1962 году завод начал серийно выпускать эти сложные изделия. Одновременно освоены автоматические регуляторы и арматура с электромагнитными приводами. Для контроля приёмки продукции применительно к кораблям и подводным лодкам Военно-морского флота Советского Союза на заводе № 515 МСП аккредитовано 487-е Военное представительство Министерства обороны СССР.

Можно было удивляться, как быстро менялись люди. Росло их сознание долга перед коллективом и страной. Сразу же повысилась культура производства, техническая зрелость коллектива. Неузнаваемо изменились цеха. Во многих из них были участки, где люди работали только в белых халатах. Коллектив завода выполнял невиданный объём сложнейшей во всех отношениях, подчас уникальной работы. Заканчивалась смена, но работники не спешили расходиться по домам. Рабочий, инженер, руководитель продолжали трудиться на своих местах. В город Арсеньев приезжают около двухсот инженеров. Радость созидания, творческий порыв и рабочий настрой придавали трудящимся силы. В производственной атмосфере витал дух трудового подвига, поиска нового, неизведанного. В том же году коллектив завода вышел победителем социалистического соревнования среди предприятий края. Ему было вручено Красное знамя ЦК КПСС, Совнархоза крайсовпрофа, которое было отдано предприятию на вечное хранение.

12 апреля 1961 года весь мир облетела радостная весть: человек в космосе. Заводчане ликовали вместе со всеми. Гордость за страну, свой народ переполняла их сердца. Бригада обрубщиков литейного цеха № 1 пишет письмо лётчику-космонавту Юрию Гагарину, с просьбой стать почётным членом их передового коллектива. Телеграмма от космонавта пришла быстро, в которой он написал: "Был очень рад вашему письму, из которого узнал о ваших трудовых успехах. Благодарю за высокое доверие, оказанное мне, – зачисление почётным членом вашей бригады. Постараюсь оправдать его своей работой и учёбой. Желаю всему коллективу бригады новых успехов в коммунистическом труде и счастья в личной жизни. С уважением, Ю. Гагарин, лётчик-космонавт СССР".

Знаменательным был для завода и 1963 год. За заслуги в производственной деятельности указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1963 года многие заводчане были награждены высокими правительственными наградами.

Время неумолимо бежит вперёд. Завод, как и прежде, продолжает развиваться быстрыми темпами. Особое внимание уделяется качеству продукции. На предприятии действует саратовская система бездефектного изготовления продукции. В цехах появились дни качества. В коллективах развернулась борьба за право пользоваться личным клеймом качества. На заводе получила прописку система бездефектного изготовления продукции. Руководство предприятия уделяет особое внимание не только производственной, но и социальной сфере. В 1963 году по инициативе председателя завкома И. К. Шматка в 50 километрах от города у целебного нарзанного источника трудящиеся завода построили первые павильоны профилактория "Нептун". В том же году впервые выходит заводская газета "Новатор". Многотиражка работает на решение производственных задач, на имидж предприятия и заводчан. Тираж газеты доходит до 2500 экземпляров, её, переходящую из рук в руки, читает весь завод. По итогам одной из последних пятилеток за вклад в выполнение правительственных заданий "Новатор" занял в судостроительной промышленности страны второе почётное место, а его сотрудники награждены министерскими знаками отличия.

В 1963 году организуется цех холодной штамповки № 30, через год пущены в эксплуатацию цехи №№ 4, 35. 1 апреля 1964 года прозвучало первое выступление заводской радиоредакции.

В 1965 году арматурный завод представлял собой современное предприятие машиностроения и приборостроения. Предприятие серийно изготавливает 75 наименований арматуры ВВД давлением 200-400 кгс/см2.

Впервые на заводе появились суммирующие и вычислительные машины. Через год был получен комплект счётно-перфорационных машин, оборудования и организована машиносчётная станция. Заработал отдел механизации вычислительных работ. В организацию и создание этих подразделений много сил и труда вложил Александр Васильевич Боготоп.

В марте 1966 года предприятию присваивается имя "Завод Клинкет". Основная специализация – производство судовой трубопроводной арматуры и приборной техники для военного и гражданского судостроения и судоремонта.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 7 (661) от 25.02.2022 г.

Галина Писарева

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно