|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Беспосадочный перелёт воздушного штурманаОкончание. Начало в № 8 Наряду со штурмовиками Ил‑2, с которыми они часто действовали совместно, "Пешки" внесли свой вклад в операцию осени 1942 года, не позволив взять Сталинград с ходу, но далось это дорогой ценой. Наращивая силы, советское командование осенью 1942 года перебросило новые силы истребителей, в том числе и женские экипажи, среди них были и лётчицы 587-го БАП, вооружённого пикировщиками Пе‑2. Этот полк сформировала Марина Михайловна Раскова. 25 октября 1942 года полк был готов к боевым действиям, и через три дня его включили в 270-ю БАД и начали переброску под Сталинград – такое жёсткое начало боевого пути выпало этой женской войсковой части. Перебазирование проходило в сложных метеоусловиях. В бой 587-му БАП пришлось вступать без своего первого командира Пе‑2 – Героя Советского Союза Марины Михайловны Расковой, самолёт которой потерпел катастрофу на перелёте в тяжёлой облачности 4 января 1943 года. В мае этого года 587-й полк, который отлично покажет себя в боях, получил её имя, к окончанию войны стал 125-м Гвардейским ордена Суворова и Кутузова. За отличие в освобождение Белоруссии на его знамени появится и название города Борисова. В этом месте вернёмся в 1938 год, когда совсем молодая лётчица осталась в дальневосточной тайге одна, но сумела самостоятельно найти севший на "брюхо" самолёт. Она сумела побороть панику и продолжала надеяться, что не пропадёт. Вот как об этом пишет в книге "24 часа мужества и вся жизнь" В. Усольцев: "Так дело не пойдёт, Марина Михайловна, – мысленно укорила себя она, – не хватало ещё, чтобы силы оставили тебя в двух шагах от самолёта. Туда уже и спасатели должны подоспеть. Лишь тебя, штурмана, не хватает. А без тебя девчата с места не тронутся. Вот и топай вперёд". Выгребла из кармана комбинезона остаток рябины – неполную горсть – и разом отправила её в рот. Вязкая, горько-кислая ягода голод не утолила, но резь в желудке прошла. А вот продираться сквозь бурелом не хотелось. Точнее, не было сил. "Не ленись, товарищ штурман. Вперёд!" – скомандовав себе, Марина поднялась и сделала шаг. Хрустнул под ногами сухой сучок. И тотчас же такой хруст раздался недалеко от неё. Он сопровождал её всю сегодняшнюю дорогу. Словно параллельно ей сквозь таёжный бурелом продирался человек. Но стоило ей остановиться или присесть, этот хруст валежника под ногами незнакомца тоже прекращался, будто и её невидимый спутник устраивался на отдых. "Может, от одиночества и усталости у меня галлюцинации начались? Или действительно кто-то наблюдает за мной издалека? Сейчас проверим". Марина достала пистолет и решительно направилась навстречу незнакомцу. Сначала ничего не было видно. И Марина даже решила повернуть назад, подумав, что весь этот треск и шум ей померещился. Но вдруг из-за кустов, расположенных метрах в пятнадцати от девушки, в полный рост встал огромный медведь. Он, принюхиваясь, крутил головой из стороны в сторону. "Ничего себе попутчик! – внушительная фигура зверя заставляет штурмана остановиться. Ей страшно. Она замирает и слышит, как сильно стучит сердце. Марина плавно снимает пистолет с предохранителя и готовится к выстрелу, в другой руке держит наготове нож. "Только попробуй, Топтыгин! Пуля в рот, нож в горло, и будешь, как миленький, мёртвым валяться у меня в ногах". Но стоило медведю сделать пару шагов вперёд, как руки с оружием непроизвольно опустились. "Да ты что, Марина Михайловна, какого-то таёжного бродягу испугалась? А ещё военный штурман". Укор подействовал. Марина подняла "Вальтер" и, не целясь, выстрелила в сторону медведя. А сама бросилась в другую сторону. За спиной – треск ломаемых ветвей. Не попала? И медведь бежит за ней? Обернувшись, Марина видит, как бедный мишка, переваливаясь с боку на бок на своих четырёх лапах, улепётывает в противоположную от неё сторону, оставляя по дороге следы. Но и она сразу остановиться не могла, пока не забралась на вершину сопки. Подумав, что сюда ленивые медведи не доберутся, решила устраиваться спать. "Родины" в окрестностях не видно. Но почему-то была вера, что завтра она обязательно встретится со своим экипажем… Предчувствие не обмануло Марину". Стоит заметить, что Раскову искали не только с воздуха, в тайгу вышли кербинские охотники, о чём газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала в предыдущих номерах. 24 сентября 1938 года большая страна узнала о населённом пункте Керби, в который и доставили экипаж "Родины". Это позже станет известно, что женский экипаж без посадки преодолел довольно большое расстояние за 26 часов 29 минут. Полина Осипенко, Марина Раскова и Валентина Гризодубова установили мировой рекорд. На "Родине" лететь было довольно непросто. Мало того что вышла из строя рация, ещё и погода преподнесла сюрприз. На тайгу упал осенний туман. Пропала видимость, экипаж буквально заблудился, сбившись с курса. Плюс ко всему заканчивалось горючее, что и вызвало слепую посадку на мари возле сопки Юкачи. Нашёл самолёт житель района монтёр связи Николай Данилович Максимов. Он вначале вывел лётчиц таёжными тропами к протоке, а дальше переправил экипаж на лёгкой берестяной оморочке на противоположный берег к реке Амгунь. Их приняла команда катера "Дальневосточник" и доставила в Керби. Жительница села имени Полины Осипенко В. Криштоп вспоминала: "Впоследствии капитан этого катера Иван Банифатьевич Зайцев в 70-х годах, будучи уже пожилым человеком, рассказал нам, своим землякам, о встрече с отважными лётчицами. Я помню, как брала у него интервью для районного радиовещания. Иван Банифатьевич говорил о том, что вместе с другими спасателями побывал в Москве, в Кремле, где Всесоюзный староста М. И. Калинин вручил ему награду – орден "Знак Почёта" – и подарок – красивые именные часы. Следопыт Н. Д. Максимов был награждён орденом Трудового Красного Знамени и отличным охотничьим ружьём. И. Б. Зайцев вспоминал, как через год, узнав о гибели Полины Осипенко, он вместе с другими местными жителями писал письмо в Кремль с ходатайством о том, чтобы Кербинскому району было присвоено имя Полины Осипенко, и эта просьба была удовлетворена". Однако вернёмся к тем тревожным дням, когда после прыжка с парашютом Раскова блуждала в дебрях кербинской тайги. Вот как сама Марина Михайловна вспоминала тот период: "…Сквозь сон отчётливо услышала выстрелы. Один, два, три, четыре, пять… Поднимаюсь. Сажусь, прислушиваюсь. Уже светло. Голубое небо розовеет. Никого нет. Мёртвая тишина. Сижу, опустив голову на руки, и думаю: "Как стыдно! Я штурман, и не могу найти самолёт". Подробно вспоминаю сон. Неужели у меня начинаются галлюцинации, неужели мне померещились пять выстрелов? Спать больше не стоит. Неохотно начинаю собираться в путь. Вдруг выстрелы повторяются. Значит, это не сон! Откуда-то берутся силы, я быстро вскакиваю на ноги и достаю компас. Засекаю направление на выстрелы. Оно почти совпадает с моим последним курсом. Разрешаю себе съесть половину оставшегося шоколада, четверть палочки. Через минуту раздаются ещё три выстрела. Они слышатся в несколько другом направлении, но очень близко. Раствор между обоими направлениями примерно 25 градусов. Беру средний курс и иду по нему. Идти нелегко. Солнце начинает припекать. Ещё труднее стало тащить на себе меховую одежду. Спускаюсь по склону. Слышен звук моторов. Прилетел тяжёлый корабль, который я видела вчера. Сегодня он явился гораздо раньше. Останавливаюсь, наблюдаю за самолётом. Он ходит по кругу над одним и тем же местом. Сбавляет газ и переходит на бреющий полёт. Ещё пять выстрелов. Они раздаются как раз с той стороны, где летает самолёт. Теперь я уже знаю, что "Родину" нашли. Идти, идти без остановки! К полудню лес поредел, стало легче двигаться. Время от времени слышу ещё выстрелы. Что они так щедро палят? Наверное, самолёт подбросил им патронов… Всё время сверяю и по выстрелам корректирую свой курс. Выхожу на опушку леса и двигаюсь вдоль неё. Слева тянется длинная марь. Сыро. Неожиданно вступила прямо в воду. Унт вместе с носком застрял в болоте. Очевидно, проволока, которой были завязаны унты, перерезали мех. Иду дальше. Ем рябину. Знаю, что не позже чем через день буду у своего самолёта. Можно позволить себе роскошь съесть целую горсть вкусной терпкой ягоды. В запасе у меня ещё немного рябины, половина мятной лепёшки и четверть палочки шоколада. Стало очень жарко. Решила устроить привал. Прилегла отдохнуть. Прикрыла босую ногу курткой и с наслаждением вытянулась. Я лежала в пихтовом лесу. Высокие стволы поднимались надо мной, они заканчивались где-то там, далеко вверху, шапками золотых ветвей. Сквозь причудливый узор ветвей и игл я видела ярко-синее, спокойное, безоблачное небо. Крона пихт была залита солнцем. Вся эта волшебная картина чем-то неуловимым напоминала полотна старинных итальянских художников. Шум моторов вернул меня к действительности. Опять прилетел самолёт и бреющим полётом стал ходить совсем близко от меня, за лесом. Огибаю угол леса и вдруг вижу блестящее серебристое хвостовое оперение моей красавицы "Родины". Взволнованная, радостная спешу вперёд, стараюсь разглядеть всё, что творится у нашей машины. Вижу, что там не два человека, а гораздо больше. Прикидываю, что до "Родины" ещё два-три километра. Это означает три часа пути по болоту. Первая моя мысль – заночевать на опушке леса, а рано утром, пока болото ещё подмёрзшее и подруги мои будут спать, незаметно подойти к самолёту. Но я увидела, что от самолёта отделяется группа людей. Они уходят. И верно: кто может думать, что я жива, – ведь я уже пропадаю десятые сутки. Наверное, так и решили: нет Маринки в живых… и двинулись к реке… Сразу отпадает мысль заночевать на опушке леса. Напрягаю все силы, чтобы быстрее двинуться к самолёту. Поднимаю высоко над головой свой пистолет и даю два выстрела. Ветер относит выстрелы в сторону, их никто не слышит. Никто не обращает на меня внимания. "Ну, – думаю, – дайте мне только до вас добраться". Быстро продвигаюсь к самолёту. Сейчас уже вижу, что группа людей движется не от самолёта, а как раз наоборот, приближается к "Родине" с противоположной стороны. Ясно, что эта партия людей пришла нам на помощь. Но всё равно, ночевать в тайге не стоит. Они наверняка пришли, чтобы утром увести Валю и Полину к реке. Во что бы то ни стало нужно сегодня добраться до них. Вскоре до меня донеслись мужские голоса и голос Полины. Она кричит: "Давайте сюда кисель, будем заваривать!" Я не удержалась и выстрелила свой последний патрон. В ответ услышал крик Полины: – Марина идёт! Идёт одна, её не ведут!.. От самолёта отделилась группа людей и побежала ко мне через болото. Они увязали по колено в воде, прыгали между кочками, спотыкались, летели ко мне со всех ног. Впереди всех с обнажённой головой бежал высокий долговязый человек. Он подбежал ко мне. По петлицам вижу, что это военврач 2 ранга (майор медицинской службы. – Примеч. В. Усольцева.). …На груди врача – орден Красной Звезды и значок парашютиста-инструктора с подвеской "105"…" Так закончилось почти десятидневное блуждание штурмана "Родины" старшего лейтенанта Марины Расковой по осенней дальневосточной заболоченной тайге и сопкам. "Без сомнения, Марине было во много раз труднее, чем её подругам по экипажу, оставшимся вместе с самолётом, где был запас продовольствия, спички, медикаменты. В конечном счёте они были вдвоём и могли поддержать друг друга словом и делом. А Раскова была одна. И трудно даже представить, откуда взялось у неё, выросшей в городе, совсем ещё девочки по возрасту, столько силы воли, мужества, выдержки и бесстрашия, чтобы не только в одиночку выжить в такой глухомани, в опасности нападения хищного зверя, в холоде, без огня и пищи, но и прийти к намеченной цели". Лётчиц, доставленных в Керби, приветствовали местные жители. И вот что интересно: героини, вернувшись в Москву, не забыли то место, где им оказали тёплый приём. В. Криштоп писала: "Я помню также, как в конце 70-х в райцентр приезжали Валентина Гризодубова и муж погибшей Марины Денисовны – Александр Осипенко. Вертолёт приземлился прямо на стадионе, где дорогих гостей хлебосольно встретили жители района. Был с ними и И. Б. Зайцев. …Давно нет в живых многих участников событий 1938 года. Но в нашем районе живут их родственники. Например, Анна Ивановна Попова, дочь И. Б. Зайцева, передавала по наследству семейные реликвии. А её дети, Ольга и Константин, а также племянники бережно хранят эти воспоминания. Внуки и правнуки Н. Д. Максимова гордятся своим дедом, прадедом, благодаря которому были спасены жизни трёх отважных лётчиц. Сегодня о том перелёте, который совершили более 80 лет назад советские женщины-лётчицы, в районе имени Полины Осипенко напоминает стела, установленная в самом центре села. Беспосадочный перелёт по маршруту "Москва – Дальний Восток" вошёл в историю мировой авиации. И сам район после того полёта стал известен за пределами страны. И его развитию в советское время способствовал именно перелёт 1938 года. Стелу возвели 24 сентября 1972 года, в честь 34-й годовщины со дня перелёта В. С. Гризодубовой, М. М. Расковой, П. Д. Осипенко, возле парка райцентра. Напоминает стела самолёт, своим крылом устремлённый в небо. На его поверхности выбиты три женских профиля. Стелу создал художник Кукарин, изготовили её в Хабаровске и доставили в район имени Полины Осипенко. Высота памятника – 8 метров. В сентябре 2022 года исполнится 50 лет, как в центре села была воздвигнута белая стела. Ежегодно по сложившейся традиции в районе 24-25 сентября отмечается очередная годовщина перелёта легендарного самолёта "Родина". В музеях и библиотеках разворачиваются выставки фотографий, исторических материалов "Мы помним "Родины" полёт!". На выставках размещаются фотографии 1938 года и разных лет после перелёта, связанные с подвигом советских лётчиц. В библиотеках можно познакомиться с главами книги краеведа В. В. Бочкарёва "Приамгунье далёкое и близкое". В школах на уроках краеведения учителя рассказывают школьникам о том героическом перелёте и его участницах. К стеле жители села им. П. Осипенко возлагают живые цветы. Так они отдают дань памяти женщинам-лётчицам. «Прогресс Приморья», № 9 (663) от 11.03.2022 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |