|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Славный трудовой путь аскольдовцевОкончание. Начало в № 5 Назначили помощником мастера на фрезерный участок механосборочного цеха № 1, единственного в то время цеха, который выпускал товарную продукцию. Уже через неделю я пошёл на самостоятельную работу в смену – мастером этого участка. Первое время жили в одной комнате семь молодых специалистов. Среди них В. М. Полещук, В. М. Терлецкий, С. Е. Лободюк. Спали на одних и тех же кроватях – работали в разные смены. Через несколько недель нас расселили по два-три специалиста в комнате. Дороги от жилого посёлка до завода были просёлочного типа, пыльные. Территория посёлка была совершено неблагоустроенной, в период дождей пройти было почти невозможно. Вместо деталей высокой точности, как это ожидалось, нам пришлось заниматься выпуском крепёжных изделий и деталей арматуры, освоение которой в то время начал завод. Работа была тяжёлой, трёхсменной. Но почти всю осень по субботам и воскресеньям приходилось всем цехом, а то и всем заводом, принимать участие в уборке урожая в соседних колхозах. Весной 1948 года приступили к серьезной работе по наведению порядка на территории завода и посёлка. Почти ежедневно по окончании смены приходилось трудиться на очистке территории, а по воскресеньям строем, под звуки духового оркестра, от старого клуба, размещённого в бараке, мы направлялись на строительство дорог. Не припомню случая, чтобы кто-нибудь без уважительной причины не являлся на воскресник для работы как в колхозе, так и на благоустройстве территории завода и жилого посёлка. С каждым годом завод креп и развивался на моих глазах. Оглядываясь назад на многие годы, вижу, что завод сыграл большую роль в моей судьбе. Жизнь в аскольдовском коллективе, многолетняя работа, преодоление трудностей – всё это стало для меня главной школой. Здесь я начал впервые работать. Здесь я учился высокой ответственности за своё слово, прошёл нелёгкую школу гражданской зрелости. Уроки рабочего коллектива, уроки завода "Аскольд" – главные уроки моей жизни". Под грамотным руководством директора завода аскольдовцы успешно завершили очередную пятилетку. "Аскольд" стал одним из ведущих предприятий в крае и отрасли. Более чем в тридцать раз увеличился выпуск товаров народного потребления. Освоены новые технологические процессы, всё больше наращиваются объёмы литья по выплавляемым моделям – под давлением и в кокиль. Девятнадцать тысяч наименований деталей изготавливаются методом холодной штамповки, причём большинство из них – с седьмым классом точности. За успешное выполнение государственных заданий, высокие показатели в труде "Аскольду" неоднократно присуждались классные места и переходящие Красные знамёна в соревнованиях среди предприятий судостроительной промышленности. Десятки передовиков производства сфотографированы у развёрнутого знамени завода, занесены в Книгу трудовой славы, на Доску почёта. За достигнутые результаты машиностроительному заводу "Аскольд" вручена юбилейная почётная грамота от коллегии Министерства СП СССР и ЦК профсоюзов. В октябре 1967 года решением Крайсовпрофа заводу присвоено звание "Предприятие высокой культуры производства". Помимо производства продукции руководством завода уделяется особое внимание строительству жилья и объектов социально-бытового назначения. В 1967 году начинают свою работу такие мощные цеха, как 18, 40, 42, 55, 37. Интенсивно идёт освоение новых заказов. На предприятии внедряется научная организация труда (НОТ). Созданы службы НОТ и технической эстетики. Активно проводятся конкурсы профессионального мастерства. Первыми чемпионами конкурсов становятся токари Леонид Дягилев и бригадир комсомольско-молодёжной бригады Валентин Огрызко, револьверщики Татьяна Кирьянова, Владимир Панов, Александр Гаркуша. Приборный цех № 42, созданный 27 апреля 1967 года, помимо гирокомпасов выпускает автопилоты для крылатых ракет морского базирования комплекса "Аметист". В сравнении с навигационными системами "Курс‑4" комплекс "Аметист" на порядок сложнее как по точности, так и по сложности электромонтажной сборки и регулировки. Цех № 40 специализируется на производстве систем РУЗ‑671М для регулирования, управления и защиты ядерных пароэнергетических установок атомных подводных лодок второго поколения; автоматики компрессоров; автопилотов; подрулирующих устройств, а также другой приборной техники (всего более двухсот различных модификаций). Ордена Трудового Красного Знамени машиностроительный завод "Аскольд" ежегодно выпускает на уровне мировых стандартов более трёхсот навигационных гирокомпасных систем "Курс‑4", основных и наиболее распространённых в 70-е и 80-е годы курсоуказателей как для отечественного, так и для зарубежных флотов. Аскольдовские гирокомпасы, помимо судостроительных верфей Союза ССР, поставляются практически во все страны Европы, Азии, Африки и Америки: на Кубу, в Болгарию, Польшу, Корею, Румынию, Германскую Демократическую Республику, Югославию, Индию, Финляндию, Федеративную Республику Германия, Монголию, Японию, Китай, Корею, Иран и другие государства. Своё 25-летие "Аскольд" встречает с высокими производственными показателями. Во Дворце культуры "Аскольд" состоялось торжественное собрание, посвящённое этой дате. Десятки приветственных адресов были вручены директору завода Александру Попову. В 1968 году завод посетил министр судостроительной промышленности Борис Евстафьевич Бутома, который высоко оценил достижения машиностроительного завода. С этого же года на машиностроительном предприятии "Аскольд" стали проводиться конкурсы профессионального мастерства. Завод по-прежнему остаётся лидером среди ведущих предприятий в крае и отрасли. Его труженики гордятся тем, что их жизнь и судьба тесно связаны с "Аскольдом". С 1969 по 1978 год машиностроительным заводом "Аскольд" руководит Евгений Александрович Шалин. 70-е годы для завода необычайно богаты знаменательными событиями. За достижение высоких показателей в социалистическом соревновании среди предприятий отрасли коллектив машиностроительного завода "Аскольд" награждается Ленинской юбилейной почётной грамотой Президиума Верховного Совета СССР, Совета министров СССР и ВЦСПС. Правительственных наград удостоена большая группа работников завода. Среди них – кузнец цеха № 2 А. И. Рябов, фрезеровщица М. А. Немчинова, секретарь парткома С. Н. Прилипко, главный инженер А. В. Недошивкин, директор завода Е. А. Шалин и многие другие. Одним из ярких примеров преданности рабочему классу стал трудовой подвиг кузнеца Александра Ивановича Рябова. Десятки учеников прошли через горнило его рабочей школы: прессовщиков, машинистов молотов, кузнецов. В 1970 году ветерану, истинному мастеру кузнечного дела указом Президиума Верховного Совета СССР присваивается высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали "Серп и Молот" и ордена Ленина. В 1972 году А. И. Рябов удостоен звания "Почётный житель города Арсеньева". 26 мая 1970 года в Москве начал работу XVI Съезд ВЛКСМ. Инженер-конструктор отдела № 14 Владимир Соснин – делегат комсомольского съезда в Москве. 14 августа этого же года на конкурсе профессионального мастерства токарю цеха № 18 Анатолию Шестернину присваивается звание "Лучший токарь Приморского края" с вручением ему чемпионской ленты и почётной грамоты. В 70-е годы резко увеличивается производство товаров народного потребления (ТНП). Организованы специализированный производственно-технический отдел № 10 и цехи по изготовлению ТНП. Специалисты завода А. М. Медведев, Н. И. Подласов, Е. И. Прокушин совместно с конструкторами и технологами разработали документацию на зонты, светильники подвесные, дверные замки, медицинские рефлекторы. Большие заслуги в увеличении объёмов производства и освоении новых изделий принадлежат А. И. Батисту, Е. В. Боеву, А. А. Шепеленко, А. Ф. Фафурину, В. Х. Фесенко, В. И. Кашину. Товары с маркой "Аскольд" заслужили хорошую славу, а мужской зонт в 1977 году был удостоен высшего Государственного знака качества. Новым этапом в совершенствовании заводского производства стало внедрение станков с числовым программным управлением. На Дальнем Востоке аскольдовцы одними из первых начали осваивать это перспективное оборудование. В 1977 году в цехе работало уже 144 станка. Среди них – многоинструментальные станки типа "Обрабатывающий центр" моделей ИР. Благодаря высокопроизводительному оборудованию высвободилось значительное количество высококвалифицированных токарей, фрезеровщиков и специалистов прочих профессий для выполнения других востребованных производством работ. На заводе появились электронно-вычислительные машины (ЭВМ). Первой такой машиной была ЭВМ "Минск‑22", она начала работать 20 февраля 1973 года. «Прогресс Приморья», № 9 (663) от 11.03.2022 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |