Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
15 января, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Служил российской медицине

Редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России немало пишет о медицине. И это неслучайно: люди в белых халатах всегда стояли на передовой в борьбе с теми или иными заболеваниям до конца, порой рискуя собственным здоровьем, а порой и самой жизнью. И то, что в прошлом году медики вступили в решительное сражение с COVID‑19 и сумели сдержать его массовое наступление, – заслуга всего медицинского сообщества.

Российские эскулапы всегда служили, служат и будут служить оте­чественной медицине. Это их призвание, если хотите, жизненное кредо.

Сегодня наш рассказ о человеке, который отдал всю жизнь борьбе с малярией. Малярия в дореволюционной России целиком опустошала селения на Кавказе, в Средней Азии, быстро распространялась в центральных губерниях, в Поволжье, Белоруссии, на Украине. Накануне Первой мировой войны в России заболевали малярией миллионы людей. Правительство вело борьбу с этой страшной болезнью, но безрезультатно. Тогда небольшая группа врачей-общественников своими силами организовала комиссию по изучению малярии на территории России. В 1911 году председателем комиссии стал выдающийся русский учёный Евгений Иванович Марциновский. Он родился в марте 1874 года в маленьком городке Мстиславле Могилёвской губернии. Познав нужду в раннем детстве, Марциновский обладал усидчивостью, что позволило ему самостоятельно подготовиться к школе. Это помогло юноше в дальнейшем: когда было совсем тяжело, Евгений зарабатывал средства к существованию частными уроками. Ранее полученные знания помогли Марциновскому в студенческие годы, в период обучения в Московском университете. Более того, педагоги обнаружили в нём склонность и стремление к научной работе. Получив врачебный диплом, Марциновский обратился в Патологоанатомический институт. Там ему объяснили, что человек, даже имеющий диплом, но не имеющий средств, наукой заниматься не может. Молодой врач идёт другим путём: он занимает должность сверхштатного лаборанта, работает бесплатно, днюет и ночует в лаборатории, отрывается от микроскопа лишь для того, чтобы провести частные уроки. Упорство и труд приносят свои результаты: спустя год его принимают на службу ординатором в Павловскую (позже – 4-я Московская городская) больницу. Здесь он проработал четверть века. Одновременно Е. И. Марциновский преподавал бактериологию на медицинском факультете Московского университета. Казалось, вот теперь путь в науку открыт, однако в России оживают реакционные настроения, что сразу сказалось на отношении к интеллигенции. Многие преподаватели покинули университет. В их числе оказался и приват-доцент Марциновский. Он перешёл на медицинский факультет Московских женских высших курсов под руководством крупнейшего микробиолога того времени Л. А. Тарасевича. Здесь научная деятельность Евгения Ивановича значительно расширилась. Он отдаёт много сил изучению различных заразных болезней и разработке методов борьбы с ними. Особенно интересовали врача болезни жарких государств, встречающиеся в южных районах нашей страны, болезни, передаваемые через переносчиков – насекомых и клещей, и болезни, вызывающиеся паразитическими червями.

Началом научных исследований на новом месте стало изучение пендинской язвы (современное название – кожный лейшманиоз). Евгению Ивановичу удалось обнаружить возбудитель этой болезни. Впрочем, за несколько лет до него такое же открытие сделал другой русский врач – П. Ф. Боровский. Но он прекратил исследования, так как не получил признания, и его открытие осталось незамеченным. Марциновский пошёл дальше: он не только увидел возбудитель болезни, но и выделил его. Удивительно, что открытие молодого учёного было первоначально отвергнуто. По какой-то причине его руководитель профессор М. Н. Никифоров не дал санкции на научное сообщение. И, несмотря на то что Пастеровский институт в Париже подтвердил правоту Марциновского, он не смог опубликовать результаты своих исследований. Но Евгения Ивановича это не останавливает. Он выезжает для продолжения исследований в районы Закавказья, собирает объёмный материал и по возвращении обобщает его в диссертации. Всё больше врача привлекает такая распространённая и изнурительная болезнь, как малярия. Борьба с ней становится делом всей его жизни.

Став председателем малярийной комиссии, Е. И. Марциновский организует ряд экспедиций на Кавказ и черноморское побережье, в Самарскую губернию, Ставрополье. Но изучать болезнь – это одно, нужно было на практике вести с ней беспощадную борьбу. Марциновский создаёт на Кавказе малярийный комитет, первую и единственную в России малярийную станцию в Батуми, читает лекции для врачей и населения…

После Октябрьской революции 1917 года Е. И. Марциновский не покидает страну, он продолжает работу, которой было очень много. Болезни косили население, эпидемии принимали массовый характер. Евгений Иванович представил советскому правительству план организации научного института, первостепенной задачей которого должно было стать наступление на малярию.

Тропический институт, несмотря на тяжёлое экономическое положение в стране, был создан. С 1920 года его бессменным директором до 1934 года (до дня кончины) оставался Е. И. Марциновский. В память большого учёного Институту ордена Красного Знамени медицинской паразитологии и тропической медицины Министерства здравоохранения СССР присвоено имя его создателя. При жизни учёный писал: "В социалистическом государстве не должно было быть эпидемий, не должно быть и малярии". По его настоянию при Наркомздраве РСФСР создаётся малярийная комиссия. В стране развёрнуто наступление на малярию. Организуются тысячи малярийных станций и пунктов и ряд научных институтов малярии и медицинской паразитологии в республиках СССР, активно готовятся кадры специалистов, широко осушаются болота. Борьба с малярией становится государственной и всенародной задачей. Под руководством Е. И. Марциновского ведутся обширные научные исследования, внедряются в жизнь новые методы лечения и профилактики малярии. Параллельно Евгений Иванович ведёт большую работу по организации борьбы с другими эпидемиями, готовит кадры врачей-инфекционистов, изучает малоизвестные болезни – бруцеллёз и туляремию.

Авторитет Е. И. Марциновского как учёного и организатора здравоохранения чрезвычайно высок. Вовсе не случайно его избирают председателем Учёного медицинского совета НКЗ РСФСР, затем направляют представителем Страны Советов в Международную малярийную комиссию Лиги Наций.

Опыт Советского Союза по борьбе с малярией явился образцом для программы ликвидации малярии во всём мире, проводимой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Впрочем, в Стране Советов малярия была побеждена. И в этом неоценимая заслуга Евгения Ивановича Марциновского, его учеников и последователей.

«Прогресс Приморья», № 1 (607) от 15.01.2021 г.

Иван Лазовой

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно