|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Ученый, тренер, чемпион…В профессию люди приходят по-разному. Одних приводят родители, других — призвание, а кого-то — и его величество случай. Неофиту остается лишь постепенно и последовательно осваивать сначала азы, потом — нюансы своего ремесла. Но стать настоящим мастером нельзя без участия учителя, который знает о предмете все и даже больше. Тот, кому повезет, без всяких оговорок "обречен" на успех. А если учитель не простой кабинетный теоретик, но еще и практик и мировой рекордсмен (!), за его учеников можно не беспокоиться — они обязательно станут мастерами с большой буквы. Эту очевидную истину доказывают многочисленные ученики Владислава Анатольевича Субботина. Их путь в море начался со скромной "субботинской" судомодельной лаборатории. А продолжился в цехах заводов и конструкторских бюро тех судостроительных и судоремонтных предприятий, которые сегодня являются флагманами Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Другие посвятили свою жизнь морю, управляя судном на капитанском мостике. "Ведь благодаря его судомодельной лаборатории можно было утверждать — университет выпускает специалистов начиная, образно говоря, "с горшка", — говорит Геннадий Антонович. — И это действительно так. Многие мальчишки-школьники, которые у него учились и занимались в его судомодельной лаборатории, потом поступали к нам", Эта лаборатория действует и сегодня. Правда, уже под руководством вдовы Владислава Анатольевича — его друга и последователя Галины Николаевны. Маленькая комнатка, расположенная в подвальном помещении близ учебных аудиторий кафедры "Теории и устройства судна", по-прежнему притягивает мальчишек, влюбленных в корабли. Они пока маленькие — и корабли, и корабелы. Но лишь по размерам и возрасту. Их достижения сделают честь и взрослому человеку, ибо звание чемпиона Европы своей ценности по— прежнему не утратило. Пусть и принадлежит оно... девятилетнему пацану. Именно столько было самому юному чемпиону, внуку ректора МГУ Сереже Огаю. У Субботина спецами становились быстро. Еще и потому, что по словам знавших его он относился к редкой категории — думающих людей с "золотыми" руками. Умеющих не только все делать самостоятельно, но и учить этому других. Особенно хорошо это удавалось ему в деле, которому он посвятил всю жизнь, — созданию кордовых моделей. "Когда он занимался с ребятишками, то как педагог вкладывал в их головы главное — занимаясь этим видом спорта, ты уже становишься пусть не инженером, но техником, — рассказывает Геннадий Воронин. — Ведь в этом виде нужно знать и конфигурацию, и обводы, учитывать уровень шумов, ограниченный международными правилами. И при этом необходимо, чтобы не снижалась мощность двигателя, а даже росла. Нужно ставить резонаторы, а они забирают мощность. Поневоле станешь инженером, придумывая, как выйти из положения. И вот он из года в год что-нибудь придумывал, такой был способный инженер". Сегодня уже можно смело утверждать, что после всех экономических и прочих потрясений во Владивостоке "выжила" лишь судомодельная школа, созданная Субботиным. Кордовые модели его учеников и последователей и по сей день "гоняются" на одном из озер в парке Минного городка. Оборудованного, кстати, исключительно для этих соревнований. С гонками, в которых участвовал сам Владислав Анатольевич, связаны и легенды, тщательно сохраняемые его друзьями и учениками. "Мне рассказывали, что он после соревнований подарил проигравшим соперникам модель-победительницу, — с улыбкой вспоминает прошлое "хранитель" музея МГУ Геннадий Воронин. — Ею-то и решили воспользоваться соперники на следующих соревнованиях. Но Субботин видел далеко вперед и прекрасно понимал, что может произойти, как могут поступить конкуренты. И на новые соревнования он приготовил... еще более мощную модель. И опять победил!.." Кстати, побеждал он всегда. И помогали ему в этом огромный опыт, глубинные знания и точный расчет. Относилось это не только к миниатюрам, но и к настоящим полноценным судам. Вот только решить некоторые задачи, с ними связанные, позволяли... все те же миниатюрные модели. "Был такой случай, много лет назад, — рассказывает Геннадий Антонович. — Тогда у нас в рыбном порту из-за неграмотности современных судоводителей при погрузке леса прямо у причала затонуло судно частной компании "Паллада". На дне оно лежало много лет и очень мешало. Ведь порт много терял из-за потерянной им причальной линии. И тогда обратились к Владиславу Анатольевичу как к специалисту с просьбой рассчитать подъем. И что он сделал?! Полностью смоделировал подъем судна в лабораторном бассейне на уменьшенной в масштабе копии затонувшего корабля. После этого все действия произвели с настоящим судном. И все получилось так, как он предусмотрел и рассчитал". Таким Субботин был во всем. "Владислав Анатольевич как стратег просчитал все правильно — кубок останется у него. Поскольку он его не "отдаст" как профессионал, — рассказывает Геннадий Воронин. — Согласно всем международным нормам, переходящий кубок в каком-либо виде спорта навсегда остается у команды, завоевавшей его три года подряд. В этом случае он перестает быть переходящим. Этот остался у нашей команды и навсегда занял место в экспозиции, посвященной команде Субботиных". Экспозиции, надо сказать, очень разнообразной. Здесь есть медали и кубки, фильмы и фотографии, кордовые модели и копии кораблей-героев. Эту выставку еще успел увидеть и оценить сам Владислав Анатольевич. Он вообще много успел в своей жизни — сделать, достичь, подготовить, научить. Строгий, ответственный, обязательный ("если он что-то пообещал — все выполнит, если сказал "нет" — можно больше не надоедать"). Субботин остался в памяти своих учеников, друзей и последователей как светлый, преданный своему делу человек. Но отчего-то так и не заслужил зримой благодарности от города и края, которые он прославлял своими победами на чемпионатах мира и Европы. Или от университета, курсантами которого становились "птенцы" его судомодельной лаборатории... "Есть приз имени Субботина-младшего, а вот имени самого Владислава Анатольевича, к сожалению, пока ничего нет, — с горечью говорит заместитель директора музея МГУ Геннадий Антонович Воронин. — Но я очень надеюсь, что мы сумеем что-нибудь "пробить". «Прогресс Приморья», № 11 (173) от 22.03.2012 г. Отзывы (101) |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |