Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
23 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

От Бородино до Бородинской…

Общеизвестное утверждение о том, что "Владивосток далеко, но…" имеет не один десяток продолжений. От хрестоматийного ленинского "…город нашенский" до язвительно-"кавээновского" "…Япония еще дальше". Но такое географическое положение нисколько не мешает городу у моря быть частью великой страны, частью ее великой истории. При том, что некоторые события этой истории вроде как и не имеют непосредственно к нему никакого отношения. Ну, действительно, что общего между сражениями Отечественной войны 1812 года, "городом у моря" и… предприятиями, входящими с состав регионального отделения Союз машиностроителей России? Сложно представить — однако…

Улицы нашего города

Вероятно, стоит начать с того, что Владивосток — истинно русский город. И это при том, что найти в нем пару улиц, идущих параллельно, почти невозможно. Но тут уж ничего не поделаешь, самобытность — основная черта "нашего города". Но в нем, тем не менее, свято чтут российскую историю, запечатлевая ее в памятниках и барельефах, названиях улиц и даже кинотеатра. Но обо всем по порядку.

Где находится улица Русская, знают, пожалуй, все, кто прожил в "городе нашенском" пусть даже несколько недель. Еще и потому, что объехать традиционные "пробки" стороной еще никому не удавалось. И поминая всуе (и не всегда в парламентских выражениях) ее тесноту, невольно запомнишь и название. А вот задуматься, в ознаменование чего улица так названа, приходит в голову не каждому. А ведь именно в память о героической победе над некогда великой и непобедимой армией Наполеона в 1812 году улица и получила свое название. И как следствие, на всем ее протяжении стоят памятники героям той страшной и разрушительной войны. И если бюст Дениса Давыдова, что установлен близ пересечения улицы Русской и проспекта Столетия Владивостока, не заметить нельзя, то вот о бюсте другому герою известно, к сожалению, меньше. И это несмотря на то, что остановку транспорта называют сотни раз за день, порой даже не задумываясь, о ком идет речь. А речь идет едва ли не о символе той давней войны — генерале Петре Ивановиче Багратионе, чей скромный и очень узнаваемый по орлино-грузинскому абрису памятник стоит в сквере, близ проходной "союзмашевского" завода "Дальприбор". Между прочим, "дальприборовцы" первыми среди промышленных предприятий города решили взять "под крыло" и памятник, и безымянный (!) сквер. При этом не только не нарушив традицию почитания российских героев, но напротив — придав ей новое звучание!

Рассказывая о мероприятиях, посвященных празднованию другой великой победы — 1941-45 гг. — заместитель директора по социальным вопросам ОАО "Дальприбор" Геннадий Дончак рассказал о том, что земля под сквером теперь официально закреплена за заводом. И значит, у заводчан появилась реальная возможность исполнить давно задуманное…

"Было распоряжение главы администрации города, а потом и постановление Думы — присвоить имена безымянным скверам, — рассказывал Геннадий Тимофеевич. — И мы предложили скверу, где стоит памятник Багратиону (он, оказывается, был безымянным), название — сквер Русской славы, где напротив памятника Багратиону будет стоять памятник участникам Великой Отечественной войны нашего предприятия. Вообще-то, это было наше предложение, но если кто то из предприятий пожелает присоединиться — мы не будем возражать. Сейчас все документы готовы, проект памятника мы разработали, он утвержден и согласован с архитектором города. Остается только техническая часть — построить…"

Между прочим, часть (и немалая) зданий, принадлежащих "Дальприбору", находится на улице, также имеющей прямое отношение к событию, юбилей которого вся страна отмечает в этом году. Улица Бородинская, кто не догадался, названа в честь страшной битвы при деревушке Бородино, вошедшей в историю как Бородинское сражение. Между прочим, тогда был установлен своеобразный и печальный рекорд, оказавшийся самым кровавым во всем отнюдь не безоблачном 19 веке (за 14 часов с обеих сторон, по разным оценкам, погибло от 80 до 120 тысяч человек). И, тем не менее, это сражение до сих пор остается символом беспримерного мужества и стойкости русских воинов, что признал даже Наполеон, заметив, что "русские снискали право считаться непобедимыми".
Но продолжим. Отрадно отметить, что помимо уже упомянутого "Дальприбора" еще два предприятия, входящих в Приморское региональное отделение СоюзМаш, также расположены на улице Русской. И это уже свершившийся факт. Но не только благодаря географии города и его зодчим, разместившим заводские территории на улице с таким гордым названием. Тут нелишне будет вспомнить, что и ОАО "Завод "Варяг", и ОАО "Изумруд" практически "чистые оборонщики". Не случись "перестройки" и всех невеселых (да чего там — разрушительных) событий, за тем последовавших, слово "практически" можно было бы и отсечь. Но произошло то, что произошло, и бывшие "почтовые ящики" вынуждены были перестраиваться... Несмотря ни на что, сумели сохранить технологии, кадры, потенциал, чтобы снова начать трудиться на благо Родины, во имя ее обороноспособности.

И прежде чем перейти к другим, не менее интересным событиям и мероприятиям, посвященным юбилею победы в войне 1812 года, нелишне будет вспомнить еще кое-что. Помимо уже названых выше имен Багратиона и Давыдова на карте города нашлось место и другим героям. Так, в микрорайоне Русской славы (основанном к 150-летию победы, куда и входит улица с одноименным названием) именами Кутузова, Барклая де Толли, Раевского названы улицы. А вот на памятники им денег пока не нашлось… И, кстати, нынешний кинотеатр "Нептун" некоторое время назывался "Бородино". Но для морского города, видимо, более привычным оказалось имя, данное ему "при крещении". После нескольких лет усилий насильно привить горожанам новое геройское имя кинотеатр переименовали назад — в привычный и понятный "Нептун".

Музейные ценности

Понятно, что в стороне от такого судьбоносного для России события не могли остаться и музейные работники. Кому как не им понятна вся важность и необходимость почитания памяти героев той давней войны. И это при том, что рассчитывать на какие-то раритеты далекому от полей сражений Владивостоку не приходится. Но так может думать только тот, кто не удосужился посетить музей имени В.К. Арсеньева и посмотреть экспозицию, устроенную благодарными потомками. Правда, увидеть пробитые французскими пулями кивера и кирасы не удастся, но и того, что представлено, достаточно для понимания очевидного факта — подвиг героев той войны не забыт и глубокое почтение к деяниям предков ни сколько не уменьшилось за прошедшие два века.
"Когда мы задумывали эту выставку, у нас первоначально была идея показать редкие раритетные издания, которые хранятся у нас в фонде редкой книги, — рассказывает научный сотрудник отдела фондов Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева Ирина Каргинова. — Но когда стали отбирать экспонаты, поняли, что у нас в фондах хранятся и другие предметы, которые свидетельствуют о народной памяти о войне 1812 года. Поэтому эта выставка вышла за рамки той идеи, которую мы первоначально предполагали, но основу этой выставки все же составляет коллекция фонда редкой книги. А фонд у нас достаточно объемный — 32 тысячи единиц хранения!"

Ирина Евдокимовна с гордостью демонстрирует "бумажную жемчужину" экспозиции, без преувеличения — мечту коллекционера, библиографическую редкость — книгу Николая Карловича Шиндлера "Император Александр I" 1904 года издания. Важно отметить, что минувший "безумный 20-й век" оставил книге "родную" корку. Дело в том, что для изданий такого "возраста" — это очень большая редкость, поскольку зачатую после реставрации обложку меняют. Но в нашем музее — никаких подмен или дубликатов, все подлинное. Как и оценка деятельности человека, имя которого указано на обложке.

"Император Александр I — очень противоречивая фигура, — говорит Ирина Каргинова. — И Шиндлер в своей книге это сумел показать — с одной стороны, император демонстрирует стремления к свободе, а с другой — всеми силами сохраняет крепостной рабовладельческий строй. Давайте еще вспомним, что он одно время был союзником Наполеона, а потом стал его злейшим врагом. Николай Карлович Шиндлер — известный историк, директор публичной библиотеки, и современники оценивали его как грамотного историка, работающего на документах. О нем говорили, что те лица, которые он представлял, соответствовали действительности. А мы знаем, что история оценивается глазами современников, и получается, что оценку Шиндлеру дают высокую…".
Другие материалы, посвященные 200-летию войны 1812 года, читайте в следующем номере "ПП".

«Прогресс Приморья», № 33 (195) от 23.08.2012 г.

Вадим Лавров

 

Отзывы (1)

propeciacapAccutfug, 30.11.2012 6:25
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно