Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
20 декабря, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Как из рога изобилия…

В немногочисленной команде тех, кто создает корпоративное издание Союза машиностроителей —  газету "Прогресс Приморья", помимо редактора, корректора и верстальщика (чьи имена указаны на последней странице), есть еще группа людей, о которых не упоминается вовсе. А ведь без их непосредственного и самого активного участия труд "творцов" "ПП" оказался бы пустой тратой времени, сил и средств. Еще и потому, что газета элементарно не дошла бы до своего читателя. Самые догадливые уже поняли, что речь идет о работниках почты. Или "почтовиках", как они себя сами называют. Но если говорить об истоках, то первенство здесь — за фельдъегерской службой — не будь ее…

Стремительно развивающийся Интернет и прочие электронные средства коммуникации  стремительно вытесняют из нашей жизни некогда привычные письма в конвертах, нарядные открытки на праздники и обшитые вручную посылки с надписанными химическим карандашом "адресом получателя". Но исчезают все эти приметы своего времени, по счастью, не бесследно. Скрупулезно и с любовью их собирают в одном из самых необычных музеев Владивостока — Музее почтовой службы. Сегодня, пожалуй, только здесь можно проследить непростой путь, что прошла почтовая служба. От скромного рожка "гонца государева" до сложного "хайтековского" оборудования. При том, что и то и другое служило одной цели — передаче сообщений от отправителя до получателя. И письмо как средство передачи мыслей на расстоянии в процессе эволюции тоже видоизменилось. Судите сами, на почтовых "развалах" можно встретить не только "пустые" письма, но и с логотипом той или иной организации, фирмы, предприятия. Заметным в свое время был конверт с одним из символов ОАО ААК "Прогресс", лидером ПРО СМР, рисунком боевой машины Ка-52 или, например, символом кругосветного плавания ХХ века белоснежным парусником "Надежда". Есть масса других примеров.    

В этом музее любопытных параллелей и совпадений не счесть. И начинаются они еще до начала скромной (пока!) экспозиции. Как и положено в приличных культурных заведениях, в этом также присутствует табличка с благодарностями тем, кто принимал участие в создании этой "почтовой кунсткамеры". И первым в списке заслуженно стоит имя директора Приморской ОФПС Александра Петровича Брика. И нет в том столь популярного ныне чинопочитания. Именно А.П. Брик явился главным идейным вдохновителем и организатором музея. Может, еще и потому, что он сам "почтовик" "на все сто".

"Дело в том, — поясняет хранитель музея Приморской почты Лариса Киселева, — что "брик" (она же бричка) — это почтовая повозка. На таких "бриках" в 18-19 веках перевозилась почтовая корреспонденция. Так что можно смело провести параллель с фамилией и профессией основателя".

Можно сделать это и посредством чисел, если кому нумерология ближе. И если вспомнить не проходящий во все века ажиотаж по отношению к "красивым" датам и веру в  "счастливое число", то у музея — великое будущее.

"Музей был основан в 2010 году, — продолжает свой рассказ Лариса Викторовна. — Открытие состоялось 16 декабря, в 16-м отделении связи города Владивостока. А сам музей стал 16-м по счету в России". Тут будет уместным добавить, что и встреча наша состоялась 12.12.12, действительно мистика какая-то…

Если бы у этой комнаты был "красный угол", в нем обязательно висело бы изображение гонца. Оно, кстати, и висит. И не случайно, поскольку именно с них, "верхоконных", начиналось то, что позже станет "почтой". Тогда это никак не называлось, хотя значение имело серьезное. Рожок, что обязательно имел при себе такой посланец, был не только знаком принадлежности к особой касте, но и выполнял совершенно определенную роль — извещал о прибытии гонца и сообщения. И приглашал его послушать.

"Почту раньше просто-напросто заучивали и передавали из уст в уста, — поясняет Лариса Киселева. — Именно по этой причине мы до сих пор употребляем сочетание, к примеру, "говорится в письме", все пошло отсюда..."

А позже изображение рожка перекочевало на форменные лычки и кокарду работников почтовых служб — вместе с изображением стрелы, поскольку еще раньше сообщения посылались со специально выполненной стрелой. Она при полете благодаря отверстию в наконечнике издавала свистящий звук, сообщая тем самым что-то вроде "почта пришла". И до сих пор рожок (а иногда и стрела) остается символом почтовой службы".

И, кстати, о гонцах. Практически до конца 19 века профессия "почтовика" была исключительно мужской. Что уж тут играло роль — тяжесть сумки, опасность "междугородних перевозок" или элементарный снобизм, так и осталось неизвестным. Зато известно другое. Родившийся в семье чиновника почтовой службы ребенок по достижении 17 лет обязательно становился…чиновником почтовой службы. Так сказать, по праву рождения. И никого не интересовало мнение самого будущего "почтаря", профессия была написана ему на роду. И на ближайшие 25 лет определяла его судьбу.

Дамы пришли на почту лишь с появлением там ручных телефонных коммутаторов. Знаменитое "барышня, Смольный (к примеру)" — оттуда. Такая же барышня, нарядная и молчаливая (по причине того, что она муляж), сидит за коммутатором и в музее. Причем, в отличие от "телеграфистки", аппарат живой и рабочий. Во всяком случае, он до последнего работал в Сучанской конторе, исправно соединяя не одно десятилетие людей, звонивших в Партизанск (более позднее название Сучана) из  разных городов. Сообщения, не голосовые, также исправно и уже не десятилетия — века (!) передавал аппарат Морзе. Он, тоже рабочий и действующий, находится в музее, вызывая, по словам его хранительницы, неподдельный интерес и уважительное восхищение экскурсантов.

Если учесть, что главными посетителями этого собрания почтовых раритетов являются школьники, то не стоит удивляться тому, что для них многое из представленного в экспозиции — чудеса непонятного назначения. Да что техника! Даже верстовой столб вызывает у них вопросы — для чего нужен, что означают цифры, где стоял. Откровенно говоря, не всякий взрослый сможет ответить на эти вопросы. Хотя знать следовало бы…

"Только в России стали исчислять расстояния между городами от почты до почты, —  рассказывает Лариса Викторовна. — И обязательно где то неподалеку от такого столба находилась контора, где можно было отдохнуть, поесть и поменять лошадей для "тройки почтовой". Кстати, после долгих экспериментов остановились именно на тройке — самой быстрой, выносливой и маневренной упряжке".

Украшение музея — сундук. Внешне ничего в нем необычного вроде как и нет. Если только не знать, что ему уже… 300 лет! Воистину, умели строить предки. Так сохраниться и выглядеть — это из области фантастики. А если еще и вспомнить, что он столетиями (!) выполнял роль почтового сейфа, к этому огромному созданию проникаешься искренним уважением. Взломать его и сегодня непросто, что уж говорить о веках минувших. При том, что хитрых запоров тогда не использовали, хватало навесного замка и строгого "почтовика" рядом. Между прочим, по словам Ларисы Киселевой, первые почтовые ящики также были деревянными. Но их-то вскрыть было проще, что и  демонстрировалось регулярно. Участившиеся нападения на "казенное оборудование" подвигли руководство отдать предпочтение… чугунным монстрам свыше 40 кг весом. Нельзя сказать, что все немедленно прекратилось, но заслон был поставлен серьезный. И еще. Первые ящики были отчего-то зеленого цвета. Это со временем они перекрасились в более привычный нам — синий, впрочем, как и сегодня.   

Для некоторых посланий ящики, неважно какого цвета, не требовались вовсе. Для каких? Тех, что приходили с голубиной и бутылочной почтой. И зря некоторые считают, что та же голубиная почта — это из романов и средних веков. Ничего подобного, все это было совсем недавно!

"Голубиная почта во Владивостоке работала, аж до 43-го года, — поясняет Лариса Киселева. — И была очень востребована, в особенности во время войны. Была даже настоящая "голубиная контора" в районе Тигровой сопки. Там голубей тренировали и готовили к работе. Притом что до сих пор не до конца ясно, каким незримым компасом пользуется голубь, чтобы найти дорогу домой. Почтовый голубь был гораздо выносливее обычных и лететь мог долго, преодолевал немыслимые расстояния". Но при этом каждый третий голубь погибал. И кошки, по большей части, были ни при чем. Люди, и только они являлись самыми серьезными врагами голубей — их ловили и отстреливали. И все по одной причине — голод во время войны был страшный.

Еще один экспонат привлекает внимание — бутылка с запиской. Да-да, знаменитая "бутылочная почта" в музее тоже не забыта. По счастью, никаких историй, подобных жюльверновским "Детям капитана Гранта", с ней не связано, все проще и прозаичнее. Дело в том, что уже давно "бутылочная почта" используется исключительно в научных целях. Бутылка с запакованной в ней запиской позволяет изучать течения в морях и реках. О чем и сообщает упомянутая записка: "нашедшему просьба сообщить координаты, где бутылка была выловлена". Кстати, представлена в музее и ксерокопия такой записки, вся в печатях и подписях. 

Несмотря на обилие необычных и любопытных экспонатов, всех без исключения посетителей интересует один — попавший, кажется, сюда совершенно случайно. Подпись лишь подтверждает — он для другого музея. Но, оказывается, что ошибки нет. "Соломорезка" — тоже почтовое оборудование. Хоть и несколько устаревшее. По причине отказа "почтовиков" от гужевого транспорта, сиречь "лошадиных (в самом прямом смысле) сил".

"Во все времена лошади широко и очень активно использовались для перевозки почты, — начинает новую историю Лариса Викторовна. — Старые почтовые лошади, "отвозившие" свой недолгий лошадиный век почтовые возки, старели. И их переводили на более легкий труд — доставку "на коротком плече", по городу. Но поскольку из-за старости полноценную солому жевать они уже не могли, специально для приготовления им силоса использовались соломорезки. Они измельчали солому, и вот этим уже кормили старых почтовых лошадок. Такая вот трогательная забота, такое вот необычное почтовое оборудование". Кстати, такие соломорезки, оказывается, используют еще и сегодня. Правда, по большей части за границей, где еще сохранились лошади "на государевой службе".

Следующая часть музейной экспозиции — "новейшая история" почты. Штемпели, штампики, гирьки, чернильницы, перьевые ручки, посылки с сургучными печатями. И сами сургучницы, малопонятные современным молодым людям приспособления. Если просто, то сургучницы — это емкости для подогрева сургуча. Люди взрослые (а уж тем более пожилые) хорошо помнят этот ни с чем не сравнимый, ни на что не похожий запах.

"Очень жаль, что сургуч уже не употребляют и на почте уже им не пахнет, —  сетует Лариса Викторовна. — Мне кажется, что вместе с ними ушел запах самой почты, который нельзя было спутать ни с каким другим. Для многих этот запах, этот аромат — "родом из детства".
Поначалу сургуч топили на самой обычной электрической печке с накаляющейся докрасна спиралью — дешево, быстро, но крайне пожароопасно. Потом стали выделять отдельно стол, и печка уже встраивалась в него. А нагрев осуществляли лампой. И уже когда техника дошла до того, что нагревательный элемент стали встраивать непосредственно в сургучницу — последние были выведены из употребления. Эволюцию "почтового ароматизатора" тоже можно посмотреть. И если разрешат — потрогать!

Равно как и полюбоваться открытками. Как-то за рассказом об оборудовании в стороне, за кадром, осталось главное — все это собрание техники требовалось и требуется, в том числе и для доставки корреспонденции. И в первую очередь писем и открыток. Это сейчас есть "смски", "ммски", "мыло" и "скайп". А каких-то 20-30 лет назад ни о чем подобном не могли помыслить даже фантасты, и пользовались люди проверенной и надежной почтовой открыткой, чтобы поздравить с праздником, напомнить о встрече, сообщить о важном событии. И для придания "нарядности" обыденному событию открытки из обычного почтового бланка переродились в род оформительского (нынче бы сказали —  "дизайнерского") искусства. И если к "совковым" "первомаям" и "великим октябрям" отношение спорное, то к представленным в музее открыткам с изображениям "барышень" — только положительное.  Еще и оттого, что появление их на полках музея предваряла грустная история.

"Эти барышни (по-другому их никак и не назвать) могли бесследно исчезнуть, — говорит Лариса Киселева, — если бы не внимательность одного из наших дарителей. Найденные на свалке, после реставрации они опять кокетливо улыбаются с потрясающего качества фотографий. Красавицы минувшей эпохи, принцессы исчезнувшего ныне царства…"

Есть в музее и "принцесса" из 21 века. Своего рода гордость коллектива Владивостокской почтовой службы. Красавица, без иронической нотки, Татьяна Грехова смогла подтвердить это мнение и на конкурсе "Мисс Почта России -2003", где стала первой, лучшей и самой красивой. Ее победная фотография — одно из украшений музейной экспозиции.

А самым дорогим (впрочем, как и все другие экспонаты) Лариса Викторовна считает скромный треугольничек фронтового письма. Написанный на обороте какой-то немецкой листовки, с трогательной подписью "твоя Муся", он дошел до музея из Берлина 1945 года.
"Это письмо нашей сотрудницы родным из госпиталя в Германии, — Лариса Викторовна осторожно разворачивает ветхий листочек. — Я когда его прочитала, была поражена. Она, раненная, сетует о том, как горько ей сознавать невозможность воевать вместе с товарищами, которые сейчас на передовой. Все же какое иное было тогда восприятие жизни…"

Об этом музее можно рассказывать долго. Ибо "почтовикам" есть что показать, чем гордиться и удивить. Но им все равно мало. И музей, которому исполняется только два года, очень ждет новых экспонатов. И каждый может поучаствовать в создании новой экспозиции.
"Если у кого-то дома сохранилось то, что раньше и ценностью не считалось (бланки, марки, фотографии) — отдайте в музей, — говорит на прощание хранитель Музея почтовой службы Лариса Викторовна Киселева. — Ведь это так важно — сохранить историю. И историю почтовой службы — тоже…"

«Прогресс Приморья», № 50 (212) от 20.12.2012 г.

Вадим Лавров

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно