Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
14 сентября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Его Величество Футбол

Окончание. Начало в № 21

В прошлом номере газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России мы рассказали о том, как сборная страны Советов начинала отборочный турнир к Чемпионату мира по футболу 1974 года в ФРГ. Главным стал поединок с чилийцами. Нулевая ничья на своём поле вызвала разные комментарии, вот один из них. Это заметка Олега Кучеренко в газете "Советский спорт" (27.09.1973), названная автором "За путёвку в финал": "Вчера в "Лужниках" проводился отборочный матч Чемпионата мира по футболу между сборными СССР и Чили. С первых же минут стало ясно, что гости стремятся во что бы то ни стало обезопасить свои ворота. Они оборонялись чуть ли не всей командой, и, по крайней мере, в первом тайме их игроки считанное число раз переходили через центр поля.

Определив это, наша команда приступила к длительному штурму ворот гостей. И уже в самом начале хозяева имели несколько хороших моментов для того, чтобы забить гол. Вот Онищенко сделал хорошую верховую передачу в штрафную. Однако Долматов и Андриасян помешали друг другу, и прицельный удар не получился. Вскоре следует прорыв Блохина – удар, вратарь с трудом отводит мяч в сторону, после нескольких отскоков он оказывается у Мунтяна, тот с ходу бьет, но защитники гостей принимают удар на себя.

Игра идёт в несколько замедленном темпе. Советские футболисты, стремясь добиться результата, часто бьют издали. Однако их удары (чаще других бил Мунтян), как правило, неточны. Удается хороший прорыв Блохину. Он обходит нескольких соперников, бьет с близкого расстояния – штанга. Становится ясным, что в условиях мощной обороны, которую создавали у своих ворот гости, необходим игрок, умеющий хорошо играть головой. Поэтому на 30-й минуте происходит замена: вместо Андриасяна на поле выходит Кожемякин. Почти тут же молодой форвард дает отличный длинный пас вправо на Онищенко. Тот обходит защитника гостей, пасует влево, но Кузнецов наносит удар выше ворот.

После перерыва характер игры почти не изменился. Правда, наша команда выпустила на поле четвертого нападающего – Гуцаева, который занял свое привычное место на правом фланге атаки. И вновь почти все 45 минут атаковала сборная СССР. К ее атакам часто подключались защитники Фоменко, Ловчев, а изредка даже Капличный и Дзодзуашвили. Однако почти беспрерывное наступление успеха не принесло. Пожалуй, самыми острыми во втором тайме были два момента. Быструю комбинацию разыграли Блохин и Кожемякин, но удар последнего парировал вратарь гостей. Потом последовал смелый рейд нашего защитника Ловчева, ворвавшегося в штрафную площадь соперников. Однако мяч в последний момент выбили защитники гостей. Итак, 0 : 0".

Неподходящий способ игры

Понятно, что в любом деле важен конечный результат, и он тогда получился смазанным. Трудно сказать, каким был бы счёт в гостях, но, судя по умению чилийцев играть в обороне, счёт был бы минимальным. Хозяевам при своих трибунах хватило бы одного гола, забитого на контратаке, который бы обеспечил им попадание на Чемпионат мира. И то, что хунта во главе с генералом Пиночетом захватила власть в Чили, и сборная СССР не поехала на ответную встречу в Сантьяго по политическим мотивам и не играла под дулами автоматов в футбол, вероятно, правильно, однако был домашний матч, который мог решить всё. Так наша команда, довольно уверенно пройдя предварительный этап, обыграв последовательно Румынию – 1 : 0 и Францию – 2 : 0, отнюдь не слабые на тот момент команды, споткнулась о сборную Чили.

Впрочем, о том, как "без меня меня женили", то есть "обыграли" сборную СССР в ответном "матче", мы предлагаем читателям газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России познакомиться в этом материале.

С той поры минуло 45 лет

История сборной СССР знает немало разных игр – победных и проигранных, удачных и не очень. Но эта, состоявшаяся 45 лет назад, вписана в нее отдельной строкой. 26 сентября 1973 года сборная СССР провела в Москве отборочный матч Чемпионата мира со сборной Чили. Матч имел огромное значение, ведь двухраундовый поединок победителей девятой Европейской зоны – сборной СССР и третьей Южноамериканской зоны – чилийцев должен был назвать будущего участника мирового первенства в ФРГ. Советская сборная, за год до этого ставшая второй на европейском чемпионате и с 1958 года не пропустившая ни один финальный турнир чемпионатов мира и Европы, считалась фаворитом, однако в дело вмешалась большая политика.

В начале сентября в Чили произошел военный переворот, и к власти пришел Пиночет. Тогда самыми мягкими эпитетами, которыми награждала Пиночета пресса, были "палач" и "диктатор".

Именно поэтому о московском матче мы мало что знаем. Хотя, по официальным данным, на нем присутствовали 60 тысяч зрителей, поединок не транслировался по телевидению, а газеты вышли лишь с очень скупыми отчетами об игре.

Без рекламы и лишней шумихи…

Попробуем же спустя 45 лет восстановить картину, дав слово его участникам.

Евгений Ловчев, защитник сборной СССР:

– В первую очередь на ситуацию вокруг игры влияла обстановка в Чили. Понятно, что советская пропаганда была на стороне Альенде и никак не на стороне Пиночета. Считалось, что смена режима в Чили – это плохо, но я и сегодня не могу разобраться в оценках. Наверное, с точки зрения экономических показателей то, что произошло тогда, было хорошо, а с точки зрения демократии – наверное, плохо. Итак, переворот произошел незадолго до нашей первой игры с латиноамериканцами. Мы, игроки сборной, были в курсе всего того, что происходит в Чили. Что на стадионе был организован концлагерь. Знали историю с Виктором Хара, погибшим за свои убеждения, по телевидению показывали людей в заключении.

Мы знали, что команда Чили в тот момент была в Европе. Так ли было в действительности или нет, но советская пропаганда нас уверяла, что они не хотят возвращаться на родину. Сама игра не особенно афишировалась, рекламы не было. Мы готовились к ней, проводили сборы. Впрочем, по мере приближения к матчу о самом футболе было мало разговоров, в основном говорили о том, позволят ли состояться этому матчу. Много позже я узнал, что в то время велись переговоры о проведении обеих игр на нейтральном поле. Но вопрос этот не был решен до начала первого поединка.

Франциско Вальдес, капитан сборной Чили:

– Для нас было очень тяжело уехать из Чили и оставить наши семьи дома в это время. Ведь мы отправились в Европу всего через неделю после известных событий. 17 сентября мы вылетели в Буэнос-Айрес, оттуда – в Мексику, где мы сыграли товарищеский матч и выиграли у сборной Мексики 2 : 1. Оттуда полетели в Швейцарию, где тоже сыграли контрольную игру. И 24 сентября прибыли в Москву. И все это время у нас не было никакой связи с родными. Все очень переживали по этому поводу. И мы немного тревожились по поводу приема в Москве. До переворота у СССР были очень хорошие отношения с Чили, но переворот все изменил…

Хуан Родригес, полузащитник сборной Чили и "Атлетико Эспаньол" (Мексика):

– Мы решили играть с русскими в очень оборонительный футбол. Наш тренер сказал нам, что при первой возможности мы должны передавать мяч нашему капитану Вальдесу, а он, в свою очередь, будет посылать мяч вперед на Кассели. Мы знали, что русские собираются атаковать как ураган, и были готовы к этому. Они шли и шли на наши ворота, но мы очень хорошо оборонялись и не давали сопернику возможности забить.

Элиас Фигероа, ведущий игрок сборной Чили и клуба "Интернасьонал" (Бразилия):

– В этот холодный вечер мы играли очень хорошо, а наш вратарь Оливарес – просто блестяще. У сборной СССР были очень хорошие форварды, но мы брали лучшей организацией. Думаю, мы играли так, что устояли бы против любой команды.

Элиас Джекоб, врач сборной Чили:

– Никогда не видел нашего тренера Луиса Аламоса столь спокойным. После того как он дал установку на игру, он промолчал всю игру. Игроки делали всё так, как он и хотел. У русских был очень опасен 11-й номер – Блохин, но наши защитники справились с ним.

Евгений Ловчев:

– Мы думали, что чилийская команда будет послабее. Чилийцы выглядели хорошо. Запомнился защитник, по-моему, Фигероа – у него были такие иксообразные ноги. Он здорово цементировал оборону. Но самое главное – у нас команда в то время была немножко не та. Мы переживали переходный период. Совсем недавно закончили Шестернев, Хурцилава, Яшин, а киевское поколение проявилось немного позднее. В 1972 году чемпионом стала ворошиловградская "Заря", и 4–5 человек появились из этой команды. В целом, мы не были очень сильны.

Мы сыграли 0 : 0. Не смогли проломить стену, которую соперники выстроили у своих ворот. Даже замены не помогли. Наш тренер Евгений Горянский в конце выпустил четырех нападающих. Но мы так и не забили. С позиции времени и возраста мне кажется, что, если бы мы выиграли с разрывом, скажем, в три мяча, то поехали бы в Чили. А тут первый матч закончился вничью, есть вероятность, что в гостях мы проиграем – с точки зрения политики, подобный исход был недопустим.

Играли сами с собой

Итак, предстояла вторая игра в Чили… Но руководство советской футбольной федерации отказалось играть на стадионе, где во время переворота была организована тюрьма. В итоге нашей сборной было засчитано поражение…

Игорь Горанский, в то время специальный корреспондент Гостелерадио в Бразилии:

– Тогда в Бразилии с большой симпатией относились к Советскому Союзу и очень переживали, что матч не состоялся. Более того, бразильцы предлагали провести встречу на их поле, но политики решили все по-другому. В целом, все очень сожалели, что нашей сборной не дали сыграть.

Евгений Ловчев:

– Конечно, было обидно, что мы не поехали на Чемпионат мира. Я смотрел матчи Чемпионата по телевизору. Чилийцы там выглядели не очень сильно. Что касается нашего участия, то в 1972 году мы вышли в финал Чемпионата Европы, стали третьими на Олимпиаде. Мне казалось, что все еще впереди, будет другой чемпионат в 1978 году в Аргентине, где я смогу участвовать. К сожалению, не довелось…

Сегодня благодаря Интернету без труда можно найти видео той "игры". Чилийцы выстроились всей командой, затем начали с центра поля, играя в пас, дошли до пустых ворот и забили гол. Причем последний пас хозяева поля сделали вперед. По правилам там было положение вне игры. Насколько я знаю, ничего подобного в истории никогда не происходило, обычно засчитывалось техническое поражение, а тут и зрители присутствовали. Видимо, в тот день состоялось чествование команды по случаю выхода в финальную стадию Чемпионата мира. Как такое могло случиться, неужели в регламенте был такой пункт? Обычно за неявку засчитывалось поражение 0 : 3.

Франциско Флукса, президент федерации футбола Чили:

– Русские отказались играть на Национальном стадионе в Сантьяго, аргументируя тем, что там была тюрьма. Но ФИФА послала в Чили специальную комиссию, которая посетила стадион и дала добро на проведение на нем игры.

Так политика вмешалась в распределение путёвок на финальный турнир Чемпионата мира 1974 года в ФРГ. С той поры наша сборная долго не могла преодолеть групповой барьер по разным причинам. Но подобной истории, какая произошла тогда, больше с нашей сборной не случалось.

«Прогресс Приморья», № 36 (498) от 14.09.2018 г.

Клим Углов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно