Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
28 декабря, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Новогодний калейдоскоп

Приморье – регион, который одним из первых в России встречает Новый год. Люди запускают красивейший фейерверк, поднимают бокалы с шампанским и, конечно, зажигают лесную красавицу – ёлочку. Сегодня это вечнозеленое дерево – живое или, из уважения к природе, искусственное – есть практически в каждом доме. Кроме того, обязательным является установка ёлочки на главной площади города или поселка, а также на других площадях в различных районах крупных городов. Однако так было не всегда.

Рождественская ель

История празднования Нового года в Приморье начинается с момента основания Владивостока. И хотя в позапрошлом веке главным праздником было все-таки Рождество, 14-дневные рождественские каникулы захватывали и Новый год, так что и нарядная ёлочка, и подарки, и шумное застолье, и гулянья-колядки были общими атрибутами зимних торжеств.

Первое празднование Рождества в Приморье проходило на палубе корабля, где зимовали матросы и офицеры. Вплоть до революции 1917 года традиции устанавливать общегородскую елку не было. Но во Владивостоке проходил Новогодний парад войск, который не состоялся лишь один раз – из-за метели.

Ёлки ставили в домах состоятельных граждан. Николай Петрович Матвеев – журналист, первый создатель летописи Владивостока, в своих воспоминаниях рассказывал, как в доме офицера Данилова, в районе Экипажа, в небольшом деревянном домике отмечали Рождество и как плясали около ёлки. Праздновали Рождество с ёлкой и в доме губернатора Приморской области Павла Унтербергера.

Праздник устраивали для всех, в том числе и для бедных. В Морском собрании проводились социальные ёлки, организовывал их благотворительный комитет, которым руководила жена губернатора. Маленькие гости уходили с торжества с персональными, как теперь принято говорить, адресными подарками. Так, сохранились исторические свидетельства того, как накануне Рождества 1894 года активисты местного благотворительного общества обошли Матросскую слободу и прочие поселения простого люда. Переписали детей и выяснили, в чем они нуждаются. А вечером 25 декабря более ста ребятишек пригласили в управление порта на елку, где им подарили одежду и сладости.

В обязательном порядке елки устанавливались во всех школах, гимназиях, при церковных приходах, в детских больницах, в общественных заведениях вроде Владивостокского собрания приказчиков или городского Общества спорта.

Корабли на Рождество украшали лампочками, ставили на палубу ёлку. На льду бухты Золотой Рог на казённых коньках катались нижние чины – матросы. На острове Русском в казармах устраивали ёлку для нижних чинов.

Сохранились упоминания и о том, как отмечали Рождество во Владивостоке иностранцы. В письмах Элеоноры Прей рассказывается о посещении лютеранской кирхи в Рождество, о шведских пирогах и песнях, о том, как они развешивали в домах омелу, и что "подарки не вешались на елку, а под нее...".

"Вместо елки – лыжи, коньки да горки"…

Все изменилось в 1917 году. Новая власть боролась с религиозными пережитками прошлого, и вместе с Рождеством оказалась под запретом и елка. Рождественские торжества отменили, а новогодние оставили, сведя при этом всю праздничную атрибутику к минимуму. А с 1926 года ёлка, а вместе с ней и Дед Мороз, были подвергнуты настоящим репрессиям. За установку рождественской ели была введена статья уголовного кодекса, эти действия квалифицировались как антисоветские.

Лишенные праздника дети скандировали: "Родители! Не сбивайте нас с толку! Не делайте Рождества и елку!". Плакаты в руках политически сознательных граждан призывали: "Вместо елки – лыжи, коньки да горки", "Не тратьтесь без толку на рождественскую елку, – коньки и лыжи куда нам ближе".

Это продолжалось вплоть до 1935 года, пока за ёлку не заступился Павел Постышев – государственный и партийный деятель, пропагандист и публицист, один из руководителей борьбы за Советскую власть в Сибири и первый военный комиссар Дальнего Востока. 28 декабря 1935 года Постышев опубликовал в главной газете страны, в "Правде", статью, в которой реабилитировал рождественскую елку, запрещенную большевиками как религиозный пережиток. "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?.." – писал он в своей статье.

Так рождественская ель превратилась в Новогоднюю ёлку. Одной статьи в газете "Правда" было достаточно для того, чтобы через три дня новый 1936 год отмечали уже с ёлкой. Во Владивосток новогодняя красавица вернулась только через год, в 1937 году.

Лесная красавица

Общегородскую елку на центральной площади впервые поставили во Владивостоке 40 лет назад, в 1973 году. К восторгу горожан огромную живую ель доставили прямо из тайги на вертолете и установили на площади Борцов за власть Советов на Дальнем Востоке.

И в 1979 году ёлку в середине декабря привезли вертолетом. Но 20 декабря начался сильный шторм, и дерево переломилось в трех метрах от земли. До 29 декабря включительно из-за погоды вертолет не мог вылететь за новым деревом, и решили отправить в тайгу трейлер. Поздно вечером 30 декабря на площадь доставили лесную красавицу, а утром 31декабря елка была украшена.

С тех пор новогодние деревья во Владивостоке падали дважды, это портило людям настроение и одновременно вызывало смех. Так, 30 декабря 2009 года, не выдержав порыва ветра, упала елка стоимостью 10 миллионов рублей. В 2013 году, 9 декабря, история повторилась – наполовину смонтированная металлическая конструкция пала жертвой непогоды и башенного крана, который, в нарушение правил, эксплуатировался в условиях сильного ветра. А в 2014 году эстафету перенял Артем – там макушка главной елки загорелась 2 января – правда, была оперативно потушена пожарным расчетом.

Однако неунывающие приморцы не спешат расстраиваться по поводу ставших уже чуть ли не традиционными падений и даже пожаров. Наши закаленные ветрами люди умеют радоваться празднику в любых обстоятельствах. Каждая семья стремится почувствовать праздник возле главной елочки города, прокатить малышей на аттракционах и горках, сфотографироваться с Дедом Морозом.

Праздник к нам приходит

Владивостокцы видели много разных главных елок: живых, искусственных, смешанных – в металлический каркас которых вставляли еловые ветки. Были настоящие таежные красавицы, встречались и неказистые деревца, и конусообразные сооружения.

Главная приморская елочка наступающего Нового года – 28-метровая искусственная красотка, сохранившаяся с прошлого года. К слову, установка искусственной ели вместо живой имеет веские аргументы. Ведь для того, чтобы вырастить елку до величины новогоднего дерева, требуются десятилетия. Именно поэтому очень важно следовать правилам, которые регулируют вырубку елок, и не покупать деревья у нелегальных торговцев, которые варварски истребляют хвойники.

Словом, такая преемственность отнюдь не помешает жителям и гостям Владивостока радоваться празднику, встречая Новый год с самыми светлыми мечтами и надеждами. Тем более что в этом году вместо дорогой новой елки на площади каждый ребенок по распоряжению губернатора Олега Кожемяко получил подарок от Администрации Приморского края – сумочку с конфетами от краевого производителя сладостей, ООО "Приморский кондитер".

На центральной площади работают аттракционы для детей, ведется торговля на рождественской ярмарке. В конце декабря сюда уже начинают приходить родители с детьми. Так, семья Сеньковских, которая уже в январе ждет пополнения, пришла посмотреть на новогоднюю красавицу и, конечно, покататься на машинках. Пятилетние двойняшки Маша и Мирон хотят, чтобы у них появилась не одна лишь сестренка, как им обещают родители, а близнецы – сестренка вместе с братиком. Мама Евгения улыбается: "Они ожидают чуда!" Их дядя, семилетний Дима Бондарь, приехал на каникулы из Михайловского района вместе со своей мамой, Светланой Юрьевной Бондарь, которая приходится мамой и Евгении Сеньковской.

Маша занимается в театральной студии "Овация", и старшие детки их студии представят постановку "Алиса в стране чудес", которую обязательно посмотрят близнецы Сеньковские. Мирон также ходит в секцию – только в спортивную, на самбо. Кроме этого, дети собираются на новогоднее представление в Пушкинский театр. Ну, и, конечно, елочка в детском саду!

В преддверии главного праздника дети посещают новогодние утренники в детских садах, театрах края, центрах детского творчества и клубах. Дед Мороз со Снегурочкой радуют малышей играми, творческими заданиями, подарками, а ребят постарше – дискотеками и различными шоу. Так, члены Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России вместе со своими детьми приняли участие в новогоднем утреннике  в Центре развития детей "Планета знаний" (Владивосток, ул. Талалихина, 12).

Ночью 31 декабря праздничный салют во Владивостоке от Администрации города будут запускать с нескольких площадок: центральная площадь, поселок Трудовое и остров Русский (поселок Подножье). Добрые традиции поддерживает и люди – владивостокцы устраивают настоящее свотовое представление, которое наблюдают с сопок. Это поистине ночь чудес! В которую сбываются все-все-все мечты!..

С Новым годом, друзья! С новым счастьем!

«Прогресс Приморья», № 51 (513) от 28.12.2018 г.

Елизавета Романовская

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно