|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Выбор двухколёсного другаПожалуй, нет такого человека в нашей стране, кто бы не крутил педали велосипеда. Особенно в детстве. Помню, как в моём "гараже" появился первый трёхколёсный велосипед, по мере взросления – двухколёсный "школьник" и в старших классах – "взрослый" велосипед. Мечта о велосипеде использовалась родителями в воспитательном процессе очень тонко и с пользой. "Вот закончишь учебный год без троек, купим тебе велосипед…" – говорили загадочно родители, а дети делали выводы. Смысл обещанного заключался в том, что как раз летом и возникала необходимость иметь заветный велосипед. Как говорится, стимул был весомый. Впрочем, и сегодня это двухколёсное изобретение остаётся стимулом. Изменилось лишь то, что производят велосипеды за пределами нашей Родины. Каких-то 15-20 лет назад велосипеды любых размеров и марок выпускала отечественная промышленность. Для этого было создано Всесоюзное промышленное объединение "Союзмотовелопром", которое функционировало при Министерстве автомобильной промышленности. Массовый выпуск велосипедов оправдал себя полностью. Жители городов и деревень по достоинству оценили преимущества велосипеда – этого двухколёсного транспортного средства, столь непритязательного в эксплуатации и к тому же отлично укрепляющего сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Впрочем, что ратовать за велосипед? Этому изобретению более двух веков. Первый велосипед, построенный графом де Сивраком в 1791 году, был полностью деревянным. У него не было педалей, и выходило, что человек не ехал на велосипеде, а шёл пешком, так как не было ни цепи, ни педалей, ни тормозов. И если уж велосипед разгонялся под гору, то управление двухколёсным транспортом было не то что трудно – невозможно. Без малого пятьдесят лет понадобилось, чтобы у велосипеда появились педали. Сегодня эти первые попытки передвижения на велосипеде выглядят смешными, тем не менее мы покупаем это экологически чистое средство передвижения и с удовольствием крутим педали. Не случайно ведь появилось выражение "Зачем изобретать велосипед?". Но это всего лишь выражение. Жизнь доказала, что необходимо не только изобретать новые модели велосипедов, но и улучшать существующие. Сельский житель, например, как прежде, так и теперь всегда найдёт во дворе под навесом место для своей машины. Более проблематично хранение велосипеда горожанину. В квартире "гараж" не устроишь. В 70-е годы прошлого столетия в нашей стране решили эту проблему довольно быстро – придумали складной велосипед, который легко умещался в коридоре или на балконе. Более того, его было легко перевозить в общественном транспорте. Складные велосипеды выпускали три отечественных предприятия. Называлась такая машина "Десна". На первых порах по ряду причин серийный выпуск наладить не удалось. Как считали конструкторы, происходило это из-за инертности, устоявшейся привычки производственников видеть в велосипеде классический тип – жёсткая рама и колёса классического диаметра. Оказавшись в плену устоявшейся "моды", отечественная промышленность сразу не смогла перестроиться на новые модификации двухколёсной машины. К 1977 году эту проблему удалось частично решить – предприятия Министерства автомобильной промышленности выпустили 70 тысяч складных велосипедов. Появился спрос. Было запланировано выпустить более 200 тысяч таких машин. Более того, конструкторы получили задание разработать так называемые "семейные" велосипеды – для всех возрастов. Разрабатывались марки для любителей быстрой езды – спортивные модели. Такой велосипед имел четыре – десять передач, что позволяло в пути самостоятельно увеличивать или уменьшать нагрузку в зависимости от самочувствия. Стали появляться велосипеды с разными колёсами и разных конструкций. Шла подготовка серийного выпуска велосипеда типа "Тандем". Появились специальные модели для мальчиков (с рамой) и девочек (без рамы). Модернизировали велосипедный руль, который становился подвижным, появилась возможность подгонять сидение под себя, передвигая его по раме или поднимая вверх. Государственный знак качества получил дорожный велосипед "Украина", пользующийся широким спросом. Выпускались модели двухместных велосипедов для взрослого и ребёнка. Два человека одновременно педалями приводили велосипед в движение. Было налажено производство трёхколёсных машин для тех, кто не мог держать равновесие. Такой велосипед отличался устойчивостью. Выпуском таких машин занимался Жуковский велозавод. Изготавливались они на конструктивной основе велосипеда "Десна‑2". Промышленники выполнили пожелания садоводов и огородников, стали изготавливать лёгкие прицепы к велосипедам. Очень быстро прицепы стали дефицитом. На заводе "Красный металлист" в Ростове-на-Дону выпустили пробную серию боковых прицепов – для перевозки детей. Отсутствие рекламы помешало спросу. Выпуск пришлось прекратить. Конечно же, огромным спросом пользовались так называемые детские велосипеды – львовская "Зайка" и рижская "Спарите". Этим моделям был присвоен Государственный знак качества. Впрочем, занимались выпуском велосипедов и те предприятия ОПК, которые сегодня входят в состав Союза машиностроителей России. Министерством автомобильной промышленности в начале 80-х годов было снято с производства 23 модели велосипедов как устаревшие, оставили 55 марок для серийного производства. Взамен в Минске на БелАЗе, в Волгодонске на "Атоммаше" и в других городах наладили выпуск новых детских двухколёсных и трёхколёсных велосипедов. Была модернизирована подростковая машина "Школьник", что производилась в городе Горьком. После развала Страны Советов многое, что было придумано и внедрялось в производство, рухнуло по причине отсутствия межпроизводственных связей. Было просто не до велосипедов. Однако у многих жителей России из бывших союзных республик марки велосипедов прошлого остались не только на фотографиях, но и где-нибудь на заднем дворе. Думается, для музея велосипедов эти раритеты стали бы полезны не только в качестве экспонатов, но и как пример интересной конструкторской мысли отечественных инженерных решений. «Прогресс Приморья», № 26 (632) от 16.07.2021 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |