|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Cохранит свой статус-кво...Но уже в структуре ДВФУ Как известно, главная региональная кузница машиностроительных кадров — Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ) — входит в состав созданного Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), активное строительство корпусов которого ведется сейчас на острове Русский. Какие структурные изменения произойдут в старейшем вузе Дальнего Востока и насколько изменится сама система подготовки машиностроительных кадров после вливания в ДВФУ — с таким вопросом мы обратились к двум известным сотрудникам ДВГТУ, членам Союза машиностроителей России — заведующему кафедрой технологии машиностроения, кандидату технических наук, доценту Анатолию Гавриловичу Боровику и заведующему кафедрой автоматизированных производственных систем, кандидату технических наук, доценту Константину Витальевичу Змеу. А. БОРОВИК: Пока известно, что вузы, на основе которых формируется ДВФУ, будут трансформированы в девять Школ. Бывший Дальневосточный государственный технический университет станет Школой Техники и технологий. Это пока ее рабочее название. Структура и функции будущей школы определяются. Достаточно посмотреть, как устроена система высшего образования в США, и получить представление о том, что ожидает нас. Там обычно университет разделяется на школы, а школы — на отделения, отделения — на образовательные программы, образовательные программы — на профили (специальности). Предполагается, что Школа Техники и технологий будет состоять из 5 отделений, среди них — "Горное дело, ЗЧС и химические технологии", "Машиностроение, морская техника и транспорт", "Архитектура и строительство" и "Энергетика и электроника". В отделения войдут все образовательные программы ДВГТУ. К. ЗМЕУ: Школа техники и технологий замкнет на себя все те технические специальности, кадры, по которым в течение десятилетий готовил Дальневосточный государственный технический университет. Плюс в ее ведение, очевидно, будут добавлены и несколько специальностей, подготовку по которым раньше осуществляли другие вузы. Например, специалистов по сертификации и стандартизации до последнего времени готовили в ТГЭУ, а инженеров по системам управления океанотехникой (подводными роботами) — в ДВГУ. Теперь, по всей вероятности, эта миссия ляжет на нас. — Чревато ли слияние кадровыми сокращениями? К. ЗМЕУ: Ожидается, что произойдет сокращение количества кафедр и их укрупнение. Иными словами, кафедр станет меньше, но резко возрастет их численный состав — до 30-40 сотрудников. Будет упразднено такое, лишнее, на мой взгляд, звено, как институты. Его, кстати, не было в советские времена: кафедры замыкались на факультеты, а факультеты — на университет. А. БОРОВИК: В ближайшее время сокращения преподавательского состава не будет. Ведь все образовательные программы сохраняются. Наоборот, возможно увеличение штатов ППС в связи с уменьшением соотношения студент/преподаватель с 11 до 6. Безусловно, будет проведена оптимизация вспомогательного и управленческого персонала в связи с изменением структуры университета. — А что станет с машиностроительными специальностями? — К. ЗМЕУ: Что касается машиностроительных специальностей, то они никуда не исчезнут. К примеру, у нас в прежней структуре Института механики, автоматики и передовых технологий ДВГТУ ведется подготовка по специальностям: "Технология машиностроения", "Автоматизация технологических процессов и производства", "Материаловедение и технология новых материалов", "Технология деревообработки", "Транспортные и строительные машины", "Автомобили и автомобильное хозяйство". Просто они перейдут в статус направлений и профилей. А. БОРОВИК: Для абитуриента практически ничего не меняется. Но с этого учебного года они будут поступать не на специальности, а на направления. Профили детализируются уже в процессе обучения. Обучение будет осуществляться по двухступенчатому стандарту: после четырех лет обучения студентам будет присваиваться степень бакалавра, еще после двух лет — степень магистра. Наиболее успешные выпускники могут продолжать обучение в аспирантуре по специальностям "Технология машиностроения", "Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами" и "Материаловедение". К. ЗМЕУ: Сейчас мы как раз разрабатываем новые учебные программы обучения студентов — в соответствии с двухступенчатой системой подготовки и последними рекомендациями Федеральных государственных стандартов 3-го поколения. Как известно, одна из привилегий объединенного федерального вуза — каковым является создаваемый ДВФУ — возможность разработки собственных учебных планов. Но для реализации этой возможности необходимо соответствующее постановление правительства. Сегодня такое разрешение в стране получили только два федеральных вуза — МГУ и Санкт-Петербургский государственный университет. — Насколько высока будет плата за обучение машиностроительным специальностям? А. БОРОВИК: Стоимость обучения устанавливается с учетом реальных затрат на подготовку специалиста и корректируется ежегодно с учетом инфляционных процессов. Резкого увеличения стоимости обучения по техническим специальностям в текущем году не предполагается. Что касается нашей Школы Техники и технологий, то ожидаются контрольные цифры набора на бюджетные места на 2011 г. примерно на прошлогоднем уровне. Бюджетных мест для всех абитуриентов технических специальностей достаточно. К.ЗМЕУ: Вообще, мы надеемся, что с вхождением в федеральный университет усовершенствуется сама система подготовки кадров. Если ничего не изменится и преподаватели по-прежнему будут получать низкую заработную плату, то никакие слияния и объединения не помогут. А пока, по крайней мере, заявлено, что учебная нагрузка снизится, а зарплата, напротив — значительно увеличится. — Что ждет филиалы ДВГТУ после изменения статуса головного вуза? А. БОРОВИК: У бывшего ДВГТУ (равно как и у других трех вузов, влившихся в ДВФУ) много филиалов: в Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском, Находке, Уссурийске, Арсеньеве, Артеме, Дальнегорске... Какова их судьба? Cейчас она как раз и обсуждается. Ректор ДВФУ Владимир Владимирович Миклушевский в ближайшие недели посетит филиалы ДВГТУ в разных дальневосточных городах, посмотрит, в каком состоянии находится там материально-техническая база, как организован учебный процесс. Исходя из его выводов и будет вынесен вердикт: каким филиалам быть, а каким — нет. — С переездом на остров Русский проблем не ожидается? А. БОРОВИК: Одна из главных проблем, связанных с переездом на остров Русский для нас, работников технического вуза, — это готовность помещений для установки учебного и промышленного оборудования. Не секрет, что себестоимость подготовки технического специалиста в разы выше, чем подготовка того же юриста или экономиста. Ведь будущему специалисту необходимо пройти практический курс обучения на современном оборудовании. И стоимость этого оборудования — миллионы долларов. И располагаются они в специально приспособленных для этого помещениях. В строящихся корпусах ДВФУ на острове Русский, насколько нам известно, таких условий пока не предусмотрено. Пока вопрос — в какой мере будет использована существующая учебно-производственная база ДВГТУ (во многом морально устаревшая) или будет приобретаться новое оборудование — остается открытым. К. ЗМЕУ: Как ни крути, нам выпало жить в сложную эпоху перемен. Но многие из нас сохраняют надежду, что все они будут к лучшему, и новый объединенный университет на Дальнем Востоке с лихвой окупит все затраты на его создание. А.БОРОВИК: Существенный эффект от создания Дальневосточного федерального университета должен появиться прежде всего от концентрации всех ресурсов для повышения качества подготовки специалистов, создания комфортных условий для учебы студентов и работы преподавателей. Открываются широкие возможности для активной творческой молодежи, как студентов, так и преподавателей и ученых в реализации своих амбициозных планов. NOTA BENEДальневосточный федеральный университет был учрежден распоряжением Правительства России от 2 апреля 2010 года № 503-р путем изменения государственно-правового статуса Дальневосточного государственного университета (ДВГУ). Статус федерального университета предполагает, что его ректор не избирается на ученом совете вуза, а назначается главой правительства. 8 октября 2010 года окончательный выбор кандидатуры ректора в Москве был сделан в пользу Владимира Миклушевского — бывшего замминистра образования и науки РФ. В состав ДВФУ также должны войти — c одобрения ученых советов и предварительно расформировавшись — Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ имени В.В. Куйбышева), Тихоокеанский государственный университет экономики и управления и Уссурийский государственный педагогический институт (на правах Уссурийского филиала ДВФУ). Предполагается, что в объединенном вузе будут обучаться более 30 тыс. студентов. Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" предусматривает выделение средств на развитие нового вуза в объеме 41,75 млрд руб. «Прогресс Приморья», № 3 (116) от 27.01.2011 г. Отзывы (1) |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |