Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
19 мая, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

"Возрастать, а не дураками оставаться"!

Согласно приказу главкома ВМФ РФ, с 1999 г. дата 21 мая считается у нас Днем образования Тихоокеанского флота. Действительно, именно в этот день ровно 280 лет назад был издан специальный Указ... Только вот — о чем?

Гласил он вовсе не об учреждении Охотской военной флотилии (как "первого постоянно действующего военно-морского подразделения России на Дальнем Востоке, с целью охраны побережий и островов"), а о создании Охотского порта — что, согласитесь, совсем не одно и то же. Охотской же флотилией (транспортной!) в те далекие времена называлась совокупность всех судов (в основном, гражданских), доставлявших по Охотскому морю грузы и провиант на Камчатку. Вести от нее образование сугубо военного флота — исторически и логически некорректно.

А вот морское образование (обучение моряков) началось в Азиатской России именно тогда. Императорский Указ о создании порта в Охотске и открытии при нем Навигацкой школы был подписан 10 (21 — по нов. стилю) мая 1731 г., а 22 июля Сибирский приказ разъяснил, что нужно "из казацких детей молодых и обучать морскому ходу, дабы там своих штурманов и матросов завесть... из чего могут люди к службе знающие возрастать, а не дураками оставаться". Инициатором же этого был Витус Беринг, который еще в 1728 году, отправляясь в первое свое плавание к Америке на боте "Св. архангел Гавриил", начал составлять памятную записку с предложениями по развитию навигации в Восточном Океане и об "обучении в Охотске и Камчатке молодых казачьих детей, для морского пути", поданную потом, по возвращении в Санкт-Петербург, на имя "Ея Императорского Величества Государыни Анны Иоанновны".

При "проклЯтом царизме"...

Государственная же потребность в морском образовании как системе появилась еще в конце XVII века, в ответ на вызовы военного времени. До этого морских офицеров и штурманов во всех флотах мира готовили прямо на кораблях, а морских учебных заведений (в современном понимании) не было.

Система, начавшаяся складываться в России на рубеже XVII-XVIII веков, первоначально была ориентирована на подготовку кадров лишь для военно-морского флота. Но уже к концу XVIII века, в связи с развитием русского "купеческого водоходства", появилась необходимость дифференцировать ее по военному и гражданскому направлениям. В то же время на северо-западе Империи стали появляться первые торгово-мореходные учебные заведения. Однако в первые трети XIX века подготовка судоводителей носила преимущественно военный характер, допуская, впрочем, переход подготовленных командных кадров на службу в частные компании на довольно длительные сроки. При этом на Дальнем Востоке систематической подготовкой кадров для собственных судов занималась лишь Российско-Американская компания, создавшая на собственные средства торгово-мореходную школу в Русской Америке.

С 1867 г. в России началось создание общенациональной системы подготовки судоводителей. В наших краях она проявилась открытием во Владивостоке в 1890 г. Александровских мореходных классов, преобразованных в 1902 г. в Училище дальнего плавания. Предпринимались попытки организовать обучение также в Благовещенске и Николаевске-на-Амуре. В результате местный торговый флот систематически пополнялся новыми кадрами, которых в отдельные периоды был даже переизбыток из-за недостатка мест на судах по причине низкого уровня местного судостроения и засилья иностранцев в каботажных перевозках.

Что касается военно-морского образования, то закрытие в 1871 г. Морского училища (бывшей Охотской навигацкой школы) негативно отразилось на комплектовании Сибирской и Амурской флотилий местными кадрами. Но вскоре Русско-японская, Первая мировая и Гражданская войны опять поставили на дальневосточном военном театре задачу подготовки кадров. Политическая изоляция, вызванная тем, что Дальний Восток находился под властью интервентов и белого движения, потребовала решать проблему обучения моряков силами региона. Для этих целей в 1918 г. адмирал
А.В. Колчак создал во Владивостоке военное Морское училище. Красные же такими делами не заморачивались, получая кадры из западных регионов.

При прОклятом "советском режиме"...

Сразу после Октябрьского переворота и национализации торгового флота в стране была произведена и советская реформа морского образования (которая дотянулась до Дальнего Востока лишь через пятилетие).

Были закрыты старые училища и создана единая система "многоступенчатого непрерывного мореходного образования", включавшая начальные (низшие курсы), средние специальные (техникумы водного транспорта) и впервые созданные высшие (высшие школы торгового флота) мореходные учебные заведения.

На Дальнем же Востоке после Гражданской войны и интервенции одной из первоочередных хозяйственных задач стало создание государственного морского флота, от его работы зависели связь, снабжение и развитие населенных пунктов Тихоокеанского побережья. Эта задача, естественно, не могла быть решена без специально подготовленных кадров. Осенью 1923 г. училища во Владивостоке и Благовещенске были преобразованы в техникумы водного транспорта.

А вот при возрождении военного флота (с 1932 г.) кадровая политика, в основном, была направлена на демобилизацию специалистов старого флота и замену их выпускниками советских училищ. В 1937 г. во Владивостоке было создано и Тихоокеанское военно-морское училище, которое оказалось очень своевременным в канун Великой Отечественной войны, т.к. было единственным, не попавшим во фронтовую и прифронтовую полосы, что позволило готовить кадры не только для ТОФ, но и для всех сражающихся флотов.

В послевоенные годы система морского образования постоянно находилась в поле зрения "партии и правительства", росла и совершенствовалась вместе с флотом — как военным, так и гражданским. Особенно пристальное внимание было направлено на развитие высшего морского и инженерного ее сегментов.

При "благословенной демократии"...

После победы буржуазно-бюрократической революции (1987-1993 гг.) и очередной смены государственного строя, имевших катастрофические последствия для всей страны, система морского образования продолжает видоизменяться и реформироваться.

Однако недооценка особенностей дальневосточного морского театра и фактическая экономическая изоляция региона от остальной территории могут привести к возникновению качественно новой, непредусмотренной, недооцененной и неспрогнозированной ситуации. Ведь реальных административных и экономических стимулов для закрепления морских кадров на российском Дальнем Востоке сегодня нет.

Новая геополитическая обстановка, сложившаяся после распада СССР, утрата важнейших портов и пунктов базирования, училищ ВМФ и ММФ на Балтийском, Черном и Каспийском морях, существенное ослабление отечественного флота, уменьшение торгового тоннажа по своим последствиям сравнимы с наследием Гражданской войны.

Сегодня гражданское морское образование еще представлено в нашем регионе рядом учебных заведений, крупнейшие из которых — Дальрыбвтуз и МГУ им. Невельского, превратившийся в целый университетский комплекс, объединяющий основные морские и речные учебные заведения ДФО и готовящий специалистов всех профилей, необходимых водно-транспортной системе, по трем направлениям: естественно-научному, техническому и морскому конвенционному.

А вот военным морякам не так повезло. В 1998 г. ТОВВМУ было преобразовано в институт, который затем стал филиалом петербургского Военного учебно-научного центра ВМФ. А судьбу филиалов военных вузов нам недавно наглядно продемонстрировало уничтожение УВВАКУ — эта кузница военных автомобилистов в Уссурийске, став филиалом рязанского вуза, не просуществовала и пятилетки... Впрочем, как заявил еще в начале прошлого года гражданский глава Минобороны РФ, количество военных вузов в России так или иначе будет сильно сокращено: из 65 учебных заведений останутся лишь 10.

Якобы в них проведут серьезное улучшение учебно-материальной базы и полностью изменят все программы подготовки. А главное — военно-морских лейтенантов по всей России вскоре будет выпускать одно-единственное учебное заведение — тот самый "центр", филиалом которого теперь является ТОВМИ. Кстати, в 2010 году в нем уже и не производился набор на первый курс. Исключение — факультет среднего военного профессионального образования, на который принимаются только две категории: военнослужащие и пребывающие в запасе граждане до 30 лет, но этот факультет будет выпускать одних сержантов и старшин... Так что в настоящее время все элементы высшего военно-морского образования в Восточной России фактически свернуты, а единственное учебное заведение доживает последние дни.

При взгляде на будущее...

Уместно было бы напомнить нашим "государственникам", что дальневосточный регион — единственный океанский выход России, не перегороженный льдами или соседями, что это край потомственных моряков и что по сути своей дальневосточники — "последние солдаты Родины".

Ведь эти территории позже других вошли в состав Империи, это единственное в ней место, где никогда не существовало крепостного права, а пришедшие сюда поселенцы были свободными людьми — добровольцами или ссыльными, и именно потому здесь почти не чувствуется то всепоглощающее московское холуйство, что "ныне и присно" разъедает страну.

Однако уже произошло практически полное уничтожение некогда могучего потенциала флота (то, что пока еще остается в наличии — в военное время лишь ограниченно годно в качестве трофеев да военнопленных)... И как знать, не придется ли всего через пару десятков лет новому Витусу Берингу, скорчившись в тесной каютке какого-нибудь последнего еще цепляющегося за пирс российского тральщика, начинать четвертое столетие морского образования здесь составлением очередной памятной записки в столицу — о настоятельной необходимости "обучения в Охотске и Камчатке молодых казачьих детей, для морского пути"?

Боюсь, что и Союзу машиностроителей России тогда объединять уже будет некого — вслед за флотом и промышленные предприятия окажутся не нужны.

«Прогресс Приморья», № 19 (132) от 19.05.2011 г.

Валерий КОРОЛЮК, кандидат исторических наук

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно