Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
02 июня, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Эра роботов грядет...

Молодые инженеры из Приморья заняли первое место на конкурсе "Вертолеты XXI века", предложив уникальную технологию

Победа молодых инженеров из Владивостока — Александра Зуева, Антона Губанкова, Эдуарда Мурсалимова — на Всероссийском конкурсе "Вертолеты XXI века" стала триумфом сразу нескольких организаций Приморья: Арсеньевского авиастроительного завода "Прогресс", Института автоматики и процессов управления ДВО РАН, Инженерной школы ДВФУ, регионального отделения Союза машиностроителей России и Дальневосточного отделения Российской инженерной академии. Ведь 25-летние машиностроители входят в состав каждой из них и каждую из них представляли на престижном конкурсе в столице. Но — обо всем по порядку. 

Робот все сделает быстро и точно

— Все началось с того, что мы, являясь сотрудниками Инжинирингового центра Инженерной школы ДВФУ и одновременно Лаборатории робототехники Института автоматики и процессов управления, работали над проектом для ОАО ААК "Прогресс", — рассказывает Александр Зуев. — Суть проекта — оптимизация и снижение энергозатрат в вертолетном производстве. Проще говоря, мы предложили заменить трудоемкий процесс ручной и станочной обработки композитных деталей обработкой с помощью робота-манипулятора.

По словам Александра, процесс выглядит так: на специальном держателе — позиционере — крепится изделие, например, заготовка лопасти для вертолета. А робот-манипулятор, напоминающий механическую руку,  производит над заготовкой все необходимые операции: обрезает, чистит, шлифует, и т.д. Все делается с очень высокой скоростью и безупречной точностью. Оператор-контролер только следит за работой машины, не вмешиваясь в процесс. Работа, которую нынче 12 человек делают за несколько часов, может быть выполнена за три-четыре минуты при участии одного-двух операторов-контролеров, и гораздо более качественно. Причем, никакой социальной угрозы в виде сокращения рабочих мест нововведение не несет. Гарантом тому — программа социальной защиты и повышения квалификации, которая действует на "Прогрессе" и других заводах холдинга "Вертолеты России".

Вердикт жюри: идея стоит воплощения...

Данное ноу-хау, включая программное обеспечение для управления роботом-манипулятором, ребята оформили в виде заявки на участие в ежегодном конкурсе "Вертолеты XXI века". Его цель — привлечение внимания молодежи к отечественному вертолетостроению и формирование научно-технического задела отрасли. Организатор конкурса — вертолетостроительный холдинг "Вертолеты России", входящий в Объединенную промышленную корпорацию "Оборонпром". Сроки проведения — с декабря по май.

В этом году участие в конкурсе приняли более 15 профильных вузов и все предприятия российской вертолетостроительной отрасли. Количество участников превысило 60 человек. В финал конкурса вышло 14 команд. Среди них — и команда от ОАО ААК "Прогресс" и ДВФУ в лице трех вышеназванных приморцев. Ребята заняли первое место в номинации "Проект повышения эффективности работ по вертолетной программе (организация эффективной работы по проектированию, производству, продвижению на рынок, послепродажному обслуживанию)". В качестве призов молодые инженеры увезли из Москвы новенькие "навороченные" ноутбки и 50 тысяч рублей "на брата". Но самое главное — комиссия признала их проект достойным самого скорейшего внедрения в вертолетное производство.

— Мы намерены довести наш проект до реализации в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы". Она предусматривает финансирование на стадии научно-исследовательских разработок (НИР) в размере 60% — это до 10 млн рублей. А остальные 40% готов предоставить сам "Прогресс". И если современный роботизированный комплекс для точной механической обработки композитных изделий будет внедрен на этом предприятии, то производительность труда и качество выполняемых работ при производстве тех же вертолетов Ка-52 и Ка-60 значительно повысится. И мы приложим все усилия, чтобы распространить эту технологию и на остальные вертолетные заводы страны, — говорит Антон Губенков.

Поддержка от старших

В качестве моральной и организационной поддержки содействие молодым ученым готовы оказать их учителя и наставники: председатель ДВО Российской инженерной академии Владимир Филаретов, председатель Приморского регионального отделения Союзмаша России, управляющий директор ОАО "ААК "Прогресс" Юрий Денисенко, главный инженер этого же предприятия Виктор Стребков, сотрудники завода Василий Средних, Александр Столбов, Павел Шепелев... У проекта — большое будущее, уверены они.

NOTA BENE

Композитный материал (также часто его называют "композиционный материал" или "композит") — это искусственно созданный неоднородный сплошной материал, состоящий из двух или более компонентов, различных по физическим и химическим свойствам, которые остаются раздельными на макроскопическом уровне в финишной структуре. Эффективность и работоспособность материала зависят от правильного выбора исходных компонентов и технологии их совмещения, призванной обеспечить прочную связь между компонентами при сохранении их первоначальных характеристик. В настоящее время в авиапроизводстве при обработке композитных материалов (особенно в России) используется ручное (неавтоматизированное) оборудование и технологии (станки, шлифовальное оборудование, системы раскройки, измерительное оборудование и т.д.), требующее непосредственного участия человека в технологических операциях. На таком малопроизводительном производстве велик процент брака и низок уровень качества выполняемых работ. Группа молодых ученых-инженеров на ОАО "ААК "Прогресс" при поддержке Приморского отделения Союзмаша России работает над созданием современного роботизированного комплекса для точной механической обработки и доводки пространственных корпусных композитных изделий для вертолетов. К исследовательским работам привлечены передовые научные силы в области автоматики и робототехники, налажено сотрудничество с ведущими научными центрами Дальнего Востока: Институтом автоматики и процессов управления ДВО РАН, Дальневосточным федеральным университетом, Институтом прикладной математики ДВО РАН.

«Прогресс Приморья», № 21 (134) от 02.06.2011 г.

Максим Северский

 

Отзывы (1)

propeciacapAccutfug, 26.11.2012 19:57
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно