|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Такая "размеренная" жизньАлександра Фомичева бесполезно пытать о хобби, увлечениях "для души". Главной "отдушиной" для него всегда была и остается работа — дело, которое он выбрал еще совсем юным, да так и идет по этой дороге. Вырос Александр Егорович в поселке Смоляниново, в семье, где кроме него было еще семь братьев и сестер. Пытливого паренька с малых лет тянуло к технике, и он постоянно крутился около старшего брата-дизелиста. Окончив 9 классов, "за компанию" с соседскими ребятами с его Садовой улицы подался в Большой Камень, где поступил в ремесленное училище № 15, откуда прямая дорога была ему на Дальневосточный завод "Звезда", так как РУ-15 готовило рабочих для этого предприятия. — Мне еще 16 не исполнилось, когда ушел в самостоятельную жизнь, — вспоминает Фомичев. — Дисциплина в ремесленном была строгая, распорядок дня — четкий: в 6 утра — подъем, зарядка. Жили по уставу, ходили в форме, домой просто так не уедешь. Даже в вечерней школе параллельно нельзя было заниматься — чтобы не отвлекаться от постижения профессии. В первый год обучения мы на завод не ходили — у нас была слесарная подготовка. Потому раньше и были настоящие слесари. Нам преподавали и кузнечное дело, и слесарное, и токарное, зубила делали, пассатижи. Соответствующие навыки приобретали. И технологию металлов изучали. Я ее и сейчас помню в том объеме. У нас были очень хорошие преподаватели. Особенно запомнился преподаватель физики и термодинамики Михаил Григорьевич Пак. Только на второй год обучения тем, кто хорошо учился, разрешили поступить в вечернюю школу. А у Саши Фомичева были одни "пятерки". Когда получал аттестат, оказалось, что он отобран в кандидаты на поступление в Качинское авиационное училище, но парень сделал свой выбор. В июле 1961 года слесаря судовых машин и механизмов Александра Фомичева зачислили в штат ДВЗ "Звезда". Навсегда запомнились первые рабочие будни: — Тогда времена были совсем другие. Это сейчас два выходных, сокращенные рабочие дни для тех, кому нет 18 лет. А тогда суббота была рабочей, и несовершеннолетние трудились наравне со взрослыми. 11 человек, в том числе и меня, выпустили из ремесленного раньше положенного срока. Экзаменов не сдавали, за нас посчитали, что хватит нам учиться. Жили в общежитии училища и работали. Завод в то время был еще молодым предприятием, и люди на нем работали молодые, так что говорить о пожилом наставнике, который по-отечески наставлял бы парня, не приходилось. Самым старшим был 34-летний бригадир Александр Хищенко, к нему почтительно обращались "Сан Саныч". В его бригаде работал тогда и Игорь Александрович Волков — ныне почетный житель Большого Камня. По словам Александра Егоровича, тогда жили с понятием, что обязательно надо отслужить в армии. Он попал в ракетные войска. Способного солдата дважды посылали учиться в Харьков: техника сложная, в части все были с образованием 10 классов и выше. В то же время грамотных офицеров не хватало. Фомичеву предложили стать кадровым военным, но он выбрал "гражданку". После армии поступил учиться на вечернее отделение в ДВПИ, два года во Владивостоке работал — дизелистом на заводе. Женился, переехал в Петровку. Перевелся на завод "Звезда", в ремонтно-монтажно-сдаточный цех, работал в бригаде турбинистов Александра Федотова. Институт окончил — назначили турбинным механиком, а через год — сдаточным механиком, отвечал за механическую часть ремонтируемых кораблей. Раньше на заводе было отдельное производственное подразделение сдаточного механика, которое формировалось на период после окончания построечного этапа до предъявления судна заказчику. Сколько кораблей сдал Фомичев? Много, — лаконично говорит он. До 1976 года был еще и слесарем в сдаточной команде. Так уже 43 года и сдает отремонтированные подводные лодки. Был начальником участка, затем перевели старшим строителем по гарантии — после ремонта положено 18 месяцев осуществлять гарантийный авторский надзор. Какие заказы были самыми сложными? Все, — как отрубил Александр Егорович, и продолжил: — Эта работа требует ответственного и добросовестного к ней отношения. Выбрал дорогу — так и иди по ней, чтобы достичь своей цели. Альтернативы нет. Каждой профессией надо заниматься, учиться, читать специальную литературу, не отставать от жизни. Иначе — уходи. Зашел у нас разговор и о перестройке, "плоды" которой страна до сих пор пожинает. Как ее пережил Александр Фомичев? — В составе сдаточной команды работал на заказах. На рельсах не стоял, каской не стучал — сутками с завода не уходил. Дети нет-нет, да и припомнят, что без меня, мол, выросли — постоянно меня дома не было. В то время был еще и старшим строителем на утилизации. В трудовой книжке Александра Фомичева — 22 записи о наградах и поощрениях. И за каждой — отдельная история, наполненная настоящим трудовым энтузиазмом. Работая в составе сдаточных команд, являясь ответсдатчиком, Александр Егорович всегда проявлял высокую техническую эрудированность и незаурядные организаторские способности. На таком ответственнейшем этапе, как сдача заказа, прежде всего необходимо сформировать единый, слаженно работающий организм из заводских производственных подразделений и многочисленных контрагентских организаций. И Фомичев всегда с честью с этим справлялся, обеспечивая ввод в строй отремонтированных кораблей. Благодаря его настойчивости и упорству в рамках межгосударственных соглашений с США по ограничению стратегических вооружений была обеспечена постоянная техническая готовность плавбазы ПМ-74. Во время сдачи большого подводного ракетного крейсера стратегического назначения "Святой Георгий Победоносец" он нашел новые решения, которые расширили технические возможности, увеличили надежность и живучесть подводного корабля. Экономический эффект от внедрения мероприятий, предложенных Фомичевым, составил около 500 млн руб. Как исключительно грамотный инженер-кораблестроитель Александр Егорович проявил себя, когда в качестве заместителя главного строителя обеспечивал сдачу РПКСН "Зеленоград". Его карьера начиналась с переоборудования под экскурсионный экспонат той субмарины, что установлена на набережной во Владивостоке. А всего в трудовой биографии Фомичева более 20 подводных лодок — от дизельных до атомных 3-го поколения. Отсчет достижений заслуженного ветерана труда входящего в ПРО СМР дальневосточного завода "Звезда", кавалера медалей "Ветеран труда", "25 лет гарантийному авторскому надзору", "300 лет Российскому флоту", заслуженного машиностроителя РФ Александра Егоровича Фомичева продолжается. «Прогресс Приморья», № 36 (149) от 15.09.2011 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |