|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
"Янтарь" как зеркало отечественного судостроения?..Флагман балтийского машиностроения переживает реорганизацию и сокращение персонала На далекой Балтике, которая как в зеркале отражает экономические процессы других регионов большой страны, происходит так называемая оптимизация судостроительного производства. Флагман балтийского судостроения, старейшее машиностроительное предприятие Северо-Запада — ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", входящее в состав ОАО "Западный центр судостроения" "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК) — переживает драматический период реорганизации и связанного с ней значительного сокращения трудового персонала. Как мы уже не раз сообщали на страницах нашей газеты, именно на базе завода "Янтарь" действует Калининградское региональное отделение СоюзМаш России и — подобно Приморскому региональному отделению СМР во Владивостоке — уделяет исключительное внимание перспективам развития отечественной судостроительной отрасли. Меньше управленцев на одного рабочего— Процессы, происходящие сегодня на "Янтаре", во многом типичны для всей отрасли в пределах страны. Думаю, у вас в регионе, на предприятиях, входящих в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта ОСК, наблюдаются те же самые тенденции, — заметил в беседе с корреспондентом "ПП" (орган ПРО СоюзМаш России) руководитель аппарата Калининградского РО СМР, заместитель генерального директора ОАО "ПСЗ "Янтарь" по социальным и кадровым вопросам Александр Цаплин. Александр Валерьевич сообщил, что в основе структурных преобразований — стремление устранить дублирующие функции и повысить удельный вес производственных работников над управленцами. Именно такого рода рекомендации были сделаны руководству предприятия со стороны головного холдинга — ОСК — летом нового года. А уже новый руководитель завода — исполняющий обязанности генерального директора Александр Коновалов (по решению совета директоров ОСК заменил прежнего генерального директора ОАО "ПСЗ "Янтарь" Игоря Орлова) — издал соответствующий приказ. Новое штатное расписание на заводе вступает в силу с 1 декабря этого года. Согласно ему, ряд прежних должностей и подразделений сокращен, зато появились некоторые новые. Число сотрудников, попавших под сокращение — 94, или около 3% от прежней общей численности работающих на предприятии. Около половины сокращенных работников составляют представители административно-управленческого персонала. Немало среди выведенных за штат и инженерно-технических работников (ИТР). Но даже с учетом названных сокращений на заводе остается численное преимущество сотрудников непроизводственной сферы над теми, кто занят непосредственно в производстве. Если же обратиться к передовому мировому опыту, то здесь оптимальным считается соотношение 1 к 1. Надежда на молодыхПо словам заместителя генерального директора, при разработке новой штатной структуры было учтено мнение всех руководителей подразделений. Причем сокращение было организовано с таким расчетом, чтобы молодых работников, даже если производственная отдача от них пока невелика, не увольнять. А проблему повышения профессионализма молодежи на предприятии будут решать c помощью специально введенного положения "О наставничестве", в рамках которого старшие, более опытные сотрудники будут в обязательном и систематическом порядке передавать свои знания и навыки молодым. Аппарат будет усиленДабы не вдаваться в мелкие детали и нюансы структурных преобразований на заводе "Янтарь", ограничимся показательными изменениями в структуре управления. Так, вместо 7 управлений остается 2. Вместо 25 отделов — 21. Вместо 9 замов генерального директора теперь будут два: по производству, по внешним связям, и четыре директора: коммерческий, по персоналу, по экономике и финансам, по безопасности и режиму. Также появляется должность главного строителя. По-прежнему остаются должности главного инженера и главного бухгалтера. Впрочем, вряд ли оптимизация уменьшит численный состав руководящего состава предприятия, скорее, даже наоборот. Ведь в новой структуре предусмотрен аппарат генерального директора, куда войдут несколько его помощников и целый отдел по организации торгов. Проходят аттестацию и думают разное...Сейчас на заводе "Янтарь" полным ходом идет аттестация руководителей подразделений, специалистов и служащих. На профпригодность сотрудников оценивают с помощью тестов по целому ряду критериев — от семи до восемнадцати, в зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Причем кроме оценок аттестационной комиссии, возглавляемой генеральным директором, предусмотрена самооценка своих способностей самим работником. Среди самих работников реорганизацию воспринимают по-разному. Весьма заметна доля тех, кто выражает тревогу и чувство неопределенности. Так, председатель профкома Лидия Матвеева в беседе с сотрудниками пресс-службы завода высказала мнение, что не было сделано тщательного и объективного расчета, какие должности действительно необходимо убрать, а какие оставить: — Некоторые руководители подразделений сокращали ненужного им человека, не понимая, что лишаются при этом функциональной должности в штате. И это неправильно — ведь работу сокращенного специалиста надо будет кому-то выполнять. Инженер по подготовке производства 43-го цеха Ирина Куртеева также высказалась скептически: — Я не думаю, что от реорганизации нам будет намного лучше. Одних только документов сколько придется менять! Мой опыт подсказывает, что от подобных перемен не бывает каких-то кардинальных улучшений. Мастер 3-го цеха Игорь Кретинин признался, что "ничего пока не ждет, потому что прочитал приказ и не понял, какой будет эта структура...". Более оптимистично и радикально настроен мастер организации технического контроля Владислав Тукаев: — Надо избавляться от людей, которые не хотят работать. И процедура сокращения — хорошая для этого возможность. Представители топ-менеджмента завода также демонстрируют позитивные ожидания от реорганизации. Первый заместитель генерального директора по строительству Олег Шумаков уверен: — Когда всех строителей предприятия возглавит главный строитель, тогда можно будет более гибко регулировать их загрузку и направлять их туда, где они нужны... А создаваемый отдел производственного планирования должен упорядочить работу всех подразделений завода и направить ее на конечный результат. План не выполнен, но перспективы стратегическиеПримечательно, в третьем квартале этого года завод "Янтарь" производственный план не выполнил. Среди основных причин указываются: дефицит рабочих рук, необеспеченность цехов комплектующими, не-удовлетворительная обеспеченность проектной документацией. Чтобы выполнить годовой план, рабочим завода придется за оставшиеся неполных два месяца ударно поработать. Но удастся ли это в условиях реорганизации — большой вопрос. Между тем, в масштабах стратегии отечественного судостроения ОАО "ПСЗ "Янтарь" уготована немаловажная роль. Так, в рамках федеральной программы инновационного развития ОАО "ОСК" на период 2011-2015 гг. предполагается комплексная модернизация производства и создание новых производственных мощностей на заводе "Янтарь" — в целях повышения конкурентоспособности предприятия на международном рынке судостроения. Для реализации указанных целей из федерального бюджета планируется выделить 19 млрд рублей. Более того, в рамках программы завод "Янтарь" определен главным исполнителем по сервисному обслуживанию кораблей Балтийского флота ВМФ России. Это предполагает создание в ближайшие четыре года сдаточных баз предприятия в районах сосредоточения кораблей Балтийского флота. На них будут проводиться ходовые и прочие испытания продукции завода, выполненной в рамках государственного оборонного заказа. NOTA BENEЗавод "Янтарь" был образован в 1945 году после окончания Второй мировой войны на базе кенигсбергского отделения верфи "Шихау". Сегодня ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" специализируется на строительстве военных кораблей и гражданских судов различного класса спусковым весом до 10000 т, а также на судоремонте и сервисном обслуживании. Всего заводом "Янтарь" построено более 150 военный кораблей, 100 крупных и около 400 малых гражданских судов, отремонтировано свыше 430 кораблей ВМФ и гражданских судов. Более 80% акций ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" владеет ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) в лице своего дочернего субхолдинга ОАО "Западный центр судостроения". В 2008 году на базе ОАО "ПСЗ "Янтарь" было учреждено Калининградское региональное отделение Союза машиностроителей России. «Прогресс Приморья», № 44 (157) от 10.11.2011 г. Отзывы (1) |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |