|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Говорили о кадровой политике, и не только…1 декабря на площадке Пушкинского театра Дальневосточного федерального университета прошел "круглый стол" по "Совершенствованию системы обеспечения Дальневосточного региона кадрами различного уровня промышленности". Это мероприятие, инициатором которого выступили Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России и Инженерная школа ДВФУ, стало настоящим событием для выработки стратегии подготовки технических специалистов новой формации в Приморье. В обсуждении проблемы профессионального образования и трудоустройства выпускников приняли участие представители краевой администрации, Законодательного собрания Приморского края, Управления государственной службы занятости населения, общественных объединений работодателей и предпринимателей. Свое мнение о сложившейся ситуации по подготовке кадров озвучили первые лица и руководители крупных предприятий машиностроительной отрасли ОАО "Изумруд", ОАО ААК "Прогресс", ОАО "Аскольд", ОАО "Завод "Варяг", ОАО "Дальприбор", "Соллерс" и других. Среди предложенных организаторами круглого стола тем обсуждалась проблема повышения престижности технических специальностей и труда на производстве. "Не важно, что производит предприятие — престиж рабочих профессий неуклонно падает", — высказал свое мнение Роман Титков, генеральный директор ОАО "Дальприбор", предприятия, которое в наши дни является одним из лидеров в крае и в следующем году будет праздновать свое 45-летие. Продолжая выступление, Роман Владимирович подчеркнул: "Молодежь не стремится на производство, и ее сложно удержать, многие просто-напросто покидают Приморье. Настоящая катастрофа и по количеству, и по качеству подготовки специалистов. Как правило, на предприятии, чтобы стать настоящими профессионалами, выпускникам для адаптации требуется по меньшей мере 5-6 лет. Не секрет, что в университете нет такого дорогостоящего современного оборудования, каким оснащены предприятия, а, значит, и подготовить соответствующих специалистов, отвечающих задачам дня, вузу достаточно сложно". Другие немаловажные требования, которые предъявляются к выпускникам сегодня, — это умение общаться с людьми, строить производство, иметь коммерческие навыки и быть экономистами. "Дальприбор" столкнулся с тем, что специалистов по светодиодному освещению приходится обучать в Томске или за границей — в Республике Корея. Руководители-производствен-ники единодушно считают, что для успешной работы в области повышения авторитета предприятий и престижности технических профессий идеальной была бы смычка власти, бизнеса и науки по примеру Томской области. Наука должна развиваться и отвечать требованиям и запросам бизнеса, а власть — поддерживать и обеспечивать такое развитие, вести мощную пропаганду и непрерывную рекламную кампанию, направленную на развитие производства и инновационной экономики региона. Высказывались мнения о том, что университету надо обратить серьезное внимание на кадровый состав своих преподавателей: желательно, чтобы среди них было больше молодых и активных людей с новыми современными компетенциями. Предприятия заинтересованы и в курсах повышения квалификации для работающих, нуждаются в новых технологиях и системах обучения, в том числе и по документообороту. Настало время вернуться к тому, чтобы вуз мог открывать свои кафедры на заводах. И актуальна контрактная система подготовки специалистов, по которой они, отучившись в университете, вернутся на родное производство, которое в них очень заинтересовано. Кадры и яркие научные разработки — вот что сегодня ждут от ДВФУ оборонные предприятия края, успешное развитие которых — это, в первую очередь, безопасность всей страны. Директор Инженерной школы федерального университета Александр Беккер согласился, что обновление кадров является одной из приоритетных задач вуза, на работу в нем на конкурсной основе приглашаются преподаватели со всей страны и из-за рубежа, гарантируя им хорошие условия для жизни. Александр Тевьевич сообщил, что уже есть и постановление правительства о двусторонней контрактной подготовке специалистов. Университет заинтересован и в учебных центрах, открываемых на самих предприятиях, и в стажировках в них своих студентов. О создании в этом году Ресурсного центра для подготовки технологов машиностроительного комплекса на базе училища № 32 с приобретением высокотехнологичных станков участникам "круглого стола" рассказал директор по управлению персоналом ОАО ААК "Прогресс" (г. Арсеньев) Павел Шепелев. Завод заинтересован в Центре компетенций подготовки специалистов по механообработке совместно с ДВФУ. Пятикоординатные стимуляторы у предприятия есть, а людей, которые на них умеют не просто работать, но и создавать сложные управляющие ими программы, — нет. Нужны преподаватели. Павел Юрьевич поинтересовался, есть ли у федерального университета средства на обучение таких преподавателей за рубежом, не секрет, что сегодня наше самолетостроение уже отстает по своим технологиям, и стажировки за границей необходимы, чтобы наверстать упущенное. У "Прогресса" есть контакты в этой области, связанные с вертолетостроением, а у ДВФУ есть средства на развитие, которые можно грамотно приложить, чтобы обеспечить железную связку "вуз — предприятие". Проректор по науке и инновациям Анвир Фаткулин выразил заинтересованность федерального университета в привлечении специалистов предприятий к заведованию профильными кафедрами вуза. И предложил Союзу машиностроителей по примеру Томска стать здоровым звеном, лоббирующим интересы науки и производства в администрации края. Руководитель аппарата ПРО ООО "Союз машиностроителей России" Михаил Колтович буквально накануне вернулся из Иркутска, где участвовал в расширенном совещании руководителей машиностроительных предприятий и региональных отделений Союза субъектов РФ, входящих в Сибирский и Дальневосточный федеративный округа — "Стратегия регионального промышленного развития". Михаил Владимирович посетовал, что мероприятие, в котором участвовало сразу четыре министра, проходило без представителей Приморского края. Он сказал, что необходимо форсировать события по разработке "Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года", отметив, что машиностроение должно быть выделено в ней в отдельную программу. Без такой программы сложно вести речь о том, кого и как следует готовить для производства. Михаил Колтович поддержал высказанные мнения о том, что нужен лидер и в самой краевой администрации, который бы лоббировал вопросы развития машиностроения. От этого, в конечном счете, будет зависеть дальнейшее развитие Приморского края. В планах машиностроителей — создание современного Центра скоростной металлообработки в Арсеньеве. Они готовы поставить необходимое оборудование и работать совместно с ДВФУ, но понадобятся склады, помещения, коммуникации, и здесь помогут МИПы (малые инновационные предприятия), создающиеся при Инженерной школе университета. Это вполне самостоятельные организации, которые и послужат прочной связкой между вузом и заводами. Начальник Управления государственной службы занятости населения в Приморском крае Евгений Макаров подтвердил, что его подразделение готово взять на себя часть затрат по подготовке и обучению специалистов высокой квалификации в соответствии с запросами предприятий даже за рубежом. В свою очередь университет может рассчитывать на помощь Управления государственной службы в оказании помощи по распространению информации о привлечении на работу профессорско-преподавательского состава. В заключение участники круглого стола рекомендовали Инженерной школе ДВФУ и Приморскому региональному отделению ООО "Союз машиностроителей России" совместно проработать предложение по введению общественной независимой экспертизы образовательных программ в области машиностроения и подготовить положение по экспертизе. По итогам круглого стола была принята резолюция, которая выразила общее мнение собравшихся в отношении мероприятий, способствующих налаживанию контактов выпускников с работодателями. Ее выполнение повлечет повышение престижности инженерного образования и значение работодателя как компании, которая тщательно планирует свое будущее. Прямое взаимодействие вуза и предприятия поможет правильно оценить перспективность дальнейшей подготовки тех или иных специалистов и своевременно вносить коррективы в планы набора абитуриентов на различные специальности. «Прогресс Приморья», № 48 (161) от 08.12.2011 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |