|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Острые углы кадровой политикиБез тесного взаимодействия науки и промышленности невозможен путь инновационного развития региона В конце 2011 года на базе Дальневосточного федерального университета прошел круглый стол, который назывался "Совершенствование системы обеспечения Дальневосточного региона кадрами различного уровня промышленности". Представители Приморского регионального отделения СоюзМаш, являясь инициатором проведения форума, не впервые подняли серьезные вопросы обеспечения кадрами предприятий, входящих в общероссийское общественное объединение, но именно в процессе работы декабрьского круглого стола дискуссия развернулась по-деловому и выявила ряд назревших проблем, которые требуют планомерного и в то же время скорого решения. Сегодня "Прогресс Приморья" начинает публикацию статей, в которых авторы не только поднимают кадровые и другие проблемы, но и предлагают пути их решения. Выступая от имени промышленных предприятий Приморья, входящих в Союз машиностроителей России, а это такие крупнейшие предприятия края, как ОАО "ААК "Прогресс" и ОАО "Аскольд" (г.Арсеньев), ОАО "ДВЗ "Звезда" и ЗАО "Большекаменская Эра" (г. Большой Камень), ОАО "Литмаш" и ОАО "Черниговский механический завод" (Черниговский район), ОАО "Дальприбор", ОАО "Варяг", ОАО "Радиоприбор", ОАО "98 авторемонтный завод", ОАО "Автоматика" (г. Владивосток), хочется отметить то, что благодаря совместным усилиям у Союза появилась возможность в определенное время собирать всех вместе и принципиально обсуждать копившиеся годами вопросы. К сожалению, после 1990 года резко уменьшилось количество любых научных и инженерных симпозиумов и конференций, проводимых в России. Но в последние годы эта картина начала меняться в лучшую сторону. И проведение круглого стола в Пушкинском театре ДВФУ тому подтверждение. Подобные мероприятия крайне важны для установления и поддержания промышленных и научных контактов, без которых выполнение серьезных научных исследований и рациональных инженерных работ (особенно совместных) просто невозможно. Это убедительно доказала международная практика. Крайне важно участие в таких мероприятиях молодежи, которая связывает свою будущую судьбу с наукой и техникой. И особенно это необходимо для молодых исследователей Дальнего Востока, которые, в отличие от их европейских сверстников, часто лишены возможности контактировать не только с зарубежными учеными, но даже и со специалистами центральных регионов России. Мы эту проблему неоднократно обсуждали с руководством вновь созданного Дальневосточного федерального университета и с руководством Дальневосточного отделения Российской академии наук. На проблеме взаимодействия науки и производства я хочу остановиться. На наш взгляд, для начала плодотворного взаимодействия науки и производства должно быть выполнено несколько важных условий. Для начала давайте попытаемся объективно оценить реальную ситуацию, которая сейчас сложилась на многих наших региональных заводах. Известно, что практически все они являются акционерными обществами, а основной объем выпускаемой ими продукции составляет государственный оборонный заказ. Причем научные и технические разработки создаваемой на заводах оборонной продукции выполнялись в организациях ЗАПАДНЫХ регионов страны. То есть благополучие этих заводов практически целиком зависит от объема поступающего оборонного заказа при наличии сопровождающей его готовой технической документации. При этом на многих заводах в настоящее время нет работоспособных структурных подразделений, способных самостоятельно разрабатывать, непрерывно совершенствовать и готовить к выпуску какую-либо другую (например, гражданскую) продукцию, конкурентоспособную хотя бы на местном рынке. Иными словами, инновационный процесс там не отлажен, да и опыта нет. И что делать руководителю предприятия в случае резкого сокращения оборонного заказа, не имея возможности начать выпуск какой-то новой для себя конкурентоспособной продукции? Экономить на всем. Но ведь надо еще платить налоги и за фонды, и за коммуникации, и за землю, и т.д., и т.п. Я уже не говорю про энергоресурсы и транспортные расходы. Все это ложится тяжким бременем на получаемую прибыль от выпуска резко сократившегося оборонного заказа и искусственно заниженной себестоимости продукции со стороны МО РФ. В результате зарплата оставшихся сотрудников и рабочих резко пошла вниз и самые квалифицированные из них начали покидать заводы в поисках лучшей доли. Для сохранения своих заводов акционеры-руководители вынуждены были (там, где это возможно) сдавать опустевшие цеха в аренду под склады и магазины, получая для себя неплохую прибыль. Время шло, сотрудники старели, основные средства изнашивались, а ситуация не менялась, т.к. основные силы руководство затрачивало не на создание нового производства, а на "выбивание" новых оборонных заказов. Тупиковый путьНо это тупиковый путь. Даже в случае появления в России новых заказов на новый вид оружия и вооружения разработчики, находящиеся в центральных регионах страны, теперь уже не отдадут их для производства в другой регион, тем более, на Дальний Восток. Эта продукция, без всякого сомнения, будет выпускаться на месте разработки. Это и экономически, и технически более рационально, а значит, и правильно. То есть нашим заводам, сохраняя мобилизационную готовность, уже давно пора приступать к выпуску собственной конкурентоспособной гражданской продукции, если мы, конечно, собираемся процветать в современных условиях, а не выживать за счет сдаваемых в аренду помещений, продлевая агонию. В сложившейся ситуации ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫХОД. А многочисленные ссылки руководства заводов на плохие законы и объективные обстоятельства ПРОСТО АБСУРДНЫ. В центральных регионах страны прекрасно работают совместные предприятия (особенно сборочные), принося хорошую прибыль с учетом недостатков всех российских обстоятельств и законов. Не сможем этого сделать — разоримся, а вновь созданный пакет акций перейдет к новым владельцам. Это уже многократно повторялось в истории нашего государства. Вы наверняка знаете, что в докапиталистической России на третьем поколении происходило неминуемое разорение всех ведущих промышленных производств. Причем всегда с одним и тем же сюжетом. Вначале кто-то из умных и удачливых предпринимателей (например, как в романе "Угрюм-река") создавал новое производство, в течение нескольких десятилетий развивал его, потом передавал по наследству, некоторое время плотно опекая нового хозяина. Тот по инерции руководил хорошо отстроенным механизмом, но не изменял и не улучшал его. Как бы сейчас сказали, не создавал устойчивого инновационного процесса, о котором тогда еще никто не знал. Предприятие постепенно чахло, и когда переходило по наследству к третьему менее умному и менее удачливому собственнику, окончательно разорялось. И тогда поняли, что для непрерывного развития предприятия собственника необходимо обязательно отделить от руководителя. Руководителя стали нанимать, а если требовалось, то и часто менять. При правильном руководстве предприятия всегда процветали, а при плохом — разорялись. И так до тех пор, пока не пришло правильное понимание, по каким признакам необходимо выбирать это руководство и как нужно организовывать сам производственный процесс. Сейчас это общеизвестно. Но Россия всегда идет "вслепую" своим зигзагообразным путем, набивая напрасно все новые и новые шишки. Мы очень любим по нескольку раз наступать на одни и те же грабли... Окончание в следующем номере «Прогресс Приморья», № 2 (165) от 19.01.2012 г. Отзывы (12) |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |