Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
27 апреля, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Легко ли быть молодым?

Ответом на этот вопрос задается каждое поколение

И отвечает на него, конечно же, по-своему, по-новому, индивидуально вглядываясь в вечную проблему, а еще — примеряясь к ситуации и области той или иной сферы деятельности. Легко ли сегодня быть молодым… ученым, общественным деятелем, носителем новых идей и прогрессивных знаний. Об этом корреспондент газеты "Прогресс Приморья" беседует с тем, кому все эти определения подходят в равной степени. Знакомьтесь: кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры автоматизации и управления Дальневосточного федерального университета, младший научный сотрудник Института автоматизации и процессов управления ДВО РАН, куратор молодежного направления Приморского регионального отделения ООО "Союз машиностроителей России" Александр Зуев.

— Александр, начнем с вашей научной деятельности. Чем сегодня занимается такой молодой кандидат технических наук?

— Моя работа как члена коллектива лаборатории ИАПУ — разработка робототехнических систем для автоматизации промышленных производств. В частности, проект, который мы уже в течение нескольких лет пытаемся (по большому счету за счет энтузиазма) реализовать на заводе "Прогресс" (автоматизация композитного производства).

— Если это не военная тайна, чуть подробнее…

— Вертолеты состоят из композитных панелей, которые после "выклейки" и "допекания" обрезаются и шлифуются. Сегодня это ручной труд (как и все композитное производство на заводе, да и во всем мире). Специфика вертолетного производства — малая серийность, но высокая номенклатура деталей. Использование дорогих станков при таких условиях неэффективно. Многие производители применяют многозвенные манипуляторы с фрезой, где деталь фиксируется и обработка проводится с помощью робота. Но при этом возникает ряд проблем — деталь изгибается, и ее необходимо жестко фиксировать, для чего требуется дорогая оснастка. У нас другой подход — за счет интеллектуализации робота, за счет современных систем управления робот (с помощью систем технического зрения) сам видит траекторию реза и сам может корректировать движение с учетом изгибания деталей. Эти работы мы выполняем за счет собственных научных интересов и грантов. Выиграли федеральную целевую программу под этот проект, один из трех проектов по России, направление признано очень перспективным.

— Почему за "свои"? У завода нет средств? Или не видят перспективы?

— С управляющим директором Юрием Петровичем Денисенко у нас прекрасные отношения, поскольку он видит перспективу и поддерживает работу, но определенная инертность людей непосредственно в цехах ("зачем это нужно?") присутствует. Их можно понять, там все налажено, отстроено, предсказуемо, и ничего нового просто не требуется. Но постепенно взаимоотношения налаживаются.

— Вы наверняка просчитывали эффективность ваших предложений?

— Я могу сказать, что по сравнению с закупкой станка (цена одного — 1 млн евро без учета оснастки) все наше решение обойдется в десять раз дешевле, в сто тысяч евро! Плюс, по сравнению с ручным производством, скорость обработки деталей будет увеличена также на порядок.

— Александр, помимо практической научной деятельности, вы "курируете" молодежное направление в работе СМР. Что в этом деле главное?

— Как у патриота своей Родины (без всякой иронии), как у человека, у которого болит душа за наш край, за Россию, у меня есть огромное желание вывести нашу страну на новый технологический уровень, повысить уровень жизни всего населения. Я понимаю, что сделать это можно лишь при мощном производстве, при мощной промышленности. Тут на передний план выступает кадровый вопрос. И это отчетливо сегодня видно, невооруженным глазом. Молодые кадры, увы, в дефиците. Никому не стоит доказывать очевидное, молодежь во все времена являлась движущей силой общественного прогресса. Именно молодежь жаждет новых результатов... Что скрывать, пожилые люди редко стремятся к чему-то новому. Молодежь более прорывная, мобильная и деятельная. И перед нами стоит задача мобилизовать молодежь края, выявить крупицы умной и талантливой ее части.

— В чем основная проблема?

— В том, что умные ребята в основном идут в гуманитарные области и не тянутся к технике. Пример: из нашего выпуска (я закончил технический лицей) "в технику" пошли только два человека. И такая пропорция везде. Нетрудно посчитать, что если люди в таком количестве идут в университеты, то и на заводы попадает очень немного этой активной талантливой молодежи. Которая, когда накопится критическая масса, могла бы совершить прорыв. И наша задача — попытаться привлечь эту молодежь из школ на технические специальности вузов и в машиностроительные отрасли отечественной промышленности.

— Есть ли пути достижения этой цели?

— Существует много разных направлений работы, в том числе и пропаганда. Одно из предложений — взять под патронаж того же СМР ряд школ и вести активную работу с этими ребятами, совместно с университетом. Можно давать именные стипендии за хорошую учебу, проводить спортивные мероприятия, вывозить ребят на экскурсии на предприятия, проводить олимпиады по техническим дисциплинам. Т.е. активно и целенаправленно работать, чтобы показать людям — эта область перспективна, туда стоит идти. Но нужно проводить работу и на самих предприятиях, с заводской молодежью. Сейчас на заводах идет активная работа по сплочению молодых вокруг Советов молодежи предприятий.
Такой совет функционирует на "Прогрессе". Причем это реально работающая структура.
Преимущество самого завода в том, что у трудового коллектива есть стабильный заказ, регулярная зарплата, люди видят перспективу. Созданный Совет молодежи активно проводит работу, но мне кажется, нужно еще больше сосредоточиться на поиске и поддержке талантливых ребят. Выделить в этой среде небольшую группу, поддержать, направить в магистратуру университета. А там, может, и в аспирантуру, чтобы привить им несколько иной взгляд на производство. Они постоянно находятся в своей среде, и по этой причине у них притупляется жажда новых внедрений, модернизации. Таких специалистов нужно более активно воспитывать, "выталкивать", продвигать. В том числе и совместно с нами. Для меня станет большим удовольствием, если в коллектив нашей лаборатории, к примеру, попадут ребята с предприятий ПРО СМР. А дальше в этой среде должно появиться конструкторское бюро по автоматизации предприятия, по внедрению новых технологий.

— В чем видится помощь образовательных учреждений?

— Я считаю, в магистратуру необходимо принимать ребят с их конкретными предложениями по развитию предприятия. И доводить их в рамках магистратуры до конкретных внедрений, до материализации. И когда человек вернется обратно на завод с новым взглядом (который мы за эти два года ему привьем), со своими внедренными разработками, уверен, он их будет продвигать активнее. Дальнейший путь — создание молодежных конструкторских бюро (МКБ), частью на предприятиях, частью в университетской и академической среде, которые были бы тесно связаны, переплетены между собой. К примеру, тот проект, что мы реализуем. Однако мы как академические ученые не можем полностью сопровождать эту разработку, доводить и дошлифовывать ее непосредственно на заводе. Поэтому на предприятиях обязательно должно быть КБ, молодежь из которого подхватит, доведет наши разработки и внедрит их у себя. И мы с этими людьми должны активно работать. На основе этого базиса должен родиться научно-технический менеджмент, который и будет являться той самой кровеносной системой современной промышленности. Сейчас много говорят о взаимодействии науки, производства и образования. На мой взгляд, этот научно-технический менеджмент должен стать связующим звеном.

— Как бы вы оценили уровень образованности сегодняшнего студента?

— Крайне низкий. Как я уже говорил, на технические специальности идут в основном троечники, у кого не получается поступить на более престижные (на их взгляд) специальности. Года два назад на многие технические специальности проходной балл достигал 119-120 баллов из 300! Это явные троечники, кого мы берем?! Человек идет в университет не ради дальнейшей перспективы, а ради диплома. И получается, что на многих технических специальностях, где у преподавателей болит душа за то, каких специалистов они выпускают, идет большой отсев. И потому стоит задача направить талантливую молодежь, умных ребят (имеющих высокий бал ЕГЭ) именно на технические специальности.

— Что мешает, почему не идут?

— На мой взгляд, сказывается инертность населения. Если поставить нас с вами на место родителей, что мы увидим?! Рядом с "Дальприбором" — "Викторию", рядом с "Радиоприбором" — "Зеленый остров". И когда кто-то будет мне говорить, что у нас развивается промышленность, я спрошу — а что развивается, сеть супермаркетов? И когда родителям станут рассказывать, что промышленность — это перспективное направление, они будут сравнивать со своим опытом, который показывает, что чаще всего на месте крупных заводов появляются крупные магазины. И о чем с ними можно будет говорить, в чем убеждать?! Должен быть пример производства, явная демонстрация.

— Как этому способствовать?

— Более активная, в том числе и пропагандистская работа. Как мне кажется, СМР должен выступить таким авангардом в этой работе. Совместно с университетом. Потому что только за счет воспитания молодых, притока новых кадров со свежим взглядом на проблему что-то изменится, начнется активное продвижение. Молодым свойственно желание достичь своей цели, выбиться, заработать, в конце концов!

— Вы упомянули о создании крупного КБ. Об этом говорится постоянно, но в чем смысл такого образования?

— В том числе и за счет наших университетских кругов нужно создавать КБ, работающее совместно с заводскими КБ. Которое не только может, но и должно перерасти в единый научно-внедренческий институт всего края, для всех предприятий. Будем откровенны, наши предприятия, по большому счету, не конкуренты. У каждого есть своя ниша, а технологии — одни и те же. И можно создать единую организацию в крае (КБ), которая бы разрабатывала технологии для каждого предприятия с учетом индивидуальных особенностей (помощь заводских КБ).

— Такие предложения от заводов поступали?

— С "Дальприбором" сложились нормальные отношения, активно сотрудничали с "Аскольдом", а вот с другими… Но перспективы, я надеюсь, есть.

— И два слова о вашей команде, работающей над проектами?

— У нас довольно молодой научный коллектив, очень амбициозный. Возглавляет его, не побоюсь этого слова, один из выдающихся ученых России в области робототехники, электроники и управления, Владимир Федорович Филаретов. Остальные члены коллектива — молодые кандидаты технических наук, готовящиеся защищать докторские диссертации. Приходит много молодежи из университета в магистратуру.

— Как находите таких ребят?

— Мы все преподаем в университете и хорошо знаем их. В ходе "естественного отбора" уже с третьего курса мы получаем трех-четырех способных и перспективных студентов. Их-то мы и берем в свою команду, под свое крыло, и начинаем индивидуальную подготовку. За каждым из "старших" закрепляется один-два человека, с которыми мы активно работаем. Причем не столько по учебникам, сколько стремимся на практике дать новые знания, показать перспективные технологии в нашей области. Это тот самый путь, по которому идут все западные университеты — индивидуальная подготовка. Принцип Гумбольдта — в университете должен преподавать человек, который сам чего-то добился и продолжает достигать новых высот в своей профессиональной области. Нельзя учить человека позапрошлым знаниям и только по учебникам. Нужно давать только самые современные и перспективные знания, которые в данной среде имеются.

— Успехов вам в дальнейшей работе.

— Спасибо.

«Прогресс Приморья», № 16 (178) от 27.04.2012 г.

Вадим Лавров

 

Отзывы (37)

tuthsnals, 11.08.2012 22:58
Fleesiugs, 12.08.2012 2:30
Seablenal, 13.08.2012 1:08
Vemcootsameta, 13.08.2012 12:07
Lerysnisoro, 13.08.2012 21:51
Lerysnisoro, 14.08.2012 1:20
Lerysnisoro, 14.08.2012 13:13
Lerysnisoro, 14.08.2012 16:13
Lerysnisoro, 14.08.2012 19:36
spizNottappox, 17.08.2012 23:25
spizNottappox, 18.08.2012 1:15
spizNottappox, 18.08.2012 3:08
spizNottappox, 18.08.2012 5:03
spizNottappox, 18.08.2012 13:07
spizNottappox, 18.08.2012 22:42
spizNottappox, 19.08.2012 0:13
spizNottappox, 19.08.2012 1:25
spizNottappox, 19.08.2012 2:37
spizNottappox, 19.08.2012 3:47
spizNottappox, 19.08.2012 5:00
spizNottappox, 19.08.2012 6:14
spizNottappox, 19.08.2012 7:27
spizNottappox, 19.08.2012 8:38
spizNottappox, 19.08.2012 9:50
spizNottappox, 19.08.2012 11:02
spizNottappox, 19.08.2012 12:13
spizNottappox, 19.08.2012 13:25
spizNottappox, 19.08.2012 14:39
spizNottappox, 19.08.2012 15:53
spizNottappox, 20.08.2012 1:41
spizNottappox, 20.08.2012 3:31
spizNottappox, 20.08.2012 4:59
spizNottappox, 21.08.2012 3:31
Celsplutt, 24.08.2012 0:43
Piodadroffhef, 26.08.2012 18:34
Piodadroffhef, 28.08.2012 14:27
Celsplutt, 29.08.2012 7:22
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно