Во Владивостоке — "Тихоокеанский шельф-2012"
22 мая во Владивостоке в отеле "Хендэ" работала международная научно-практическая конференция и выставка "Тихоокеанский шельф-2012" (Pacific Offshore Conference, POC). Главными организаторами этого важного мероприятия являются Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), корпорация "Квернер" при содействии администрации Приморского края, Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), Дальневосточного регионального отделения Российской Академии архитектуры и строительных наук (ДВРО РААСН), ОАО "Вертолеты России" и Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.
Платформа
Как было заявлено, целью конференции являлись "обмен опытом и налаживание новых деловых контактов и партнерских отношений компаний, участвующих в реализации нефтегазовых проектов на континентальном шельфе Дальнего Востока". Впрочем, ни для кого не было секретом, что самой важной причиной для организации представительного собрания стал спуск на воду основания очередной шельфовой платформы из сухого дока по проекту "Сахалин-1".
Собственно созданию этого гигантского сооружения (размеры платформы у основания — 140 на 120 метров, высота — 70 метров, объем использованного бетона — 62 тысячи "кубов") и были посвящены выступления ученых перед собравшимися коллегами и представителями бизнеса и производства (среди них — представители ПРО СМР — управляющий директор ОАО "Прогресс" Юрий Денисенко и генеральный директор ОАО "Дальприбор" Роман Титков). Открывая конференцию и выставку компаний-участников, директор инженерной школы ДВФУ Александр Беккер сказал, что "спускаемая на воду платформа уникальна, а по некоторым параметрам — единственная в мире. Это будет пятая платформа, которую установят на шельфе Охотского моря (в этом году — основание, в следующем — надстройка), и третья — изготовленная в России". Участие ДВФУ в конференции Александр Тевьевич объясняет заметным вкладом дальневосточных ученых в развитие шельфовых технологий. "Мы принимали самое активное участие в реализации проекта, начиная с того, что наш инновационно-научный комплекс "Гидротехника" выполнил научно-исследовательские работы по исследованию воздействия льда Охотского моря на платформу и дал рекомендации по защите ее от ледовой абразии (истирании льдом бетона). Наши рекомендации приняты и по ним построена эта платформа, способная очень надежно противостоять ледовой абразии". Кстати сказать, есть и еще одна причина считать эту платформу во многом "университетской". На 95% в этом проекте участвовали российские граждане и инженерный персонал — в основном выпускники "политена" и "Инженерной школы" разных лет.
Тут уместно будет заметить, что такая конференция проводится уже во второй раз. Впервые это случилось в 2005 году, и поводом стал вывод первой платформы для Сахалинского шельфа по проекту "Сахалин-2".
Доклады
Первым слово для приветствия получил глава города Игорь Пушкарев. Поблагодарив собравшихся, Игорь Сергеевич так определил свое отношение к происходящему: "…здорово, что такие проекты реализуются у нас в крае. Владивостоку была поставлена задача — развиваться как центру международного сотрудничества в АТР. Вот она и выполняется, город становится таким центром. Хотелось бы отметить роль университета, он становится отличной площадкой для дискуссий, для выработки решений, для обсуждения новых проектов". Глава города отметил, что проведение подобных конференций своего рода традиция, которую необходимо продолжать. И для того есть все условия: "…думаю, что в новых условиях мы сможем вас встречать на новых площадках (в частности, в кампусе ДВФУ на Русском — площадью более миллиона кв. м.) и организовывать работу еще лучше. А пока извините за неудобства — идет стройка…"
О том, что значения работы по освоению шельфа сложно переоценить, говорил проректор ДВФУ по науке и инновациям, член Совета ПРО СМР Анвир Фаткулин. Общеизвестно, что сегодня интерес к шельфу проявляют все ведущие державы мира. На шельфе уже открыта и активно развивается добыча крупнейших месторождений нефти и газа. Разведка новых месторождений смещается в сторону больших глубин, что повышает спрос на плавающие платформы.
"Изучение шельфа является важным этапом международного сотрудничества. Примером может служить российско-норвежское сотрудничество в изучении строения и добычи углеводородов потенциала Западной Арктики. Вместе с тем, Тихоокеанский шельф располагает не меньшими богатствами. Именно поэтому к нему приковано пристальное внимание ведущих стран мира. Реализуемые проекты требуют качественного научного сопровождения. И нам важно отметить, что сегодня на территории Приморского края и Дальнего Востока такие силы сосредоточены. Это и ДВФУ, и ДВО РАН, и промышленные предприятия. И очень важно, что в освоении шельфа это комплексное дело — от спутникового мониторинга до сохранения биоресурсов, которые обитают на шельфе. Поэтому работы здесь хватит всем". О том, насколько научный потенциал Приморья действительно значим, стало понятно из доклада Анвира Фаткулина, названного соответственно: "ДВФУ — вуз инновационного развития".
Без преувеличения, ДВФУ сегодня является одним из крупнейших вузов России, чьей отличительной особенностью является новый университетский кампус, соответствующим мировым требованиям. Созданный на базе четырех крупных университетов Дальнего Востока, ДВФУ благодаря этому стал многопрофильным. И значит, способным решать сложные образовательные, научные и инновационные задачи. Сегодня в университете созданы 9 школ, охватывающих различные области знаний. В университете учатся 63800 человек по различным формам и уровням обучения. Работают 3350 преподавателей (всего работающих в университете — более 10 тысяч человек). Государственной программой развития ДВФУ установлено 6 приоритетных направлений развития — ресурсы Мирового океана, энергоресурсы и энергосбережение, нанаотехнологии и наноиндустрия, транспорт и логистика, экономическое и культурное сотрудничество России со странами АТР и биомедицина. С созданием ДВФУ открываются новые возможности для сотрудничества с университетами стран АТР. Уже сегодня сложились конструктивные отношения с более чем 100 университетами 27 стран мира, с кем ДВФУ активно реализует различные международные проекты. В рамках инновационной структуры университет работает в интересах как малого, так и крупного бизнеса. Сегодня партнерами ДВФУ выступают крупнейшие компании — "Роснефть", "Транснефть", "Газпром", "Русгидро", "Мицуи", "Сумитомо" и другие. Естественно, что среди партнеров университета и крупные дальневосточные предприятия — "Прогресс", "Звезда", "ДЦСС" и другие. Под совместную работу с этими компаниями в рамках программы развития университета сформированы базовые проекты.
"Для реализации программы развития университета выделены 5 миллиардов рублей, к ним приковано внимание российского правительства. Сегодня мы сформировали базовые проекты в интересах крупнейших партнеров. Среди них — совместно с РАО "Энергетические системы Востока" ведется проектирование научно-производственного комплекса энергосберегающих технологий с размещением на территории кампуса. Совместно с компанией "Океан" разработан проект морского технологического центра на базе ДВФУ. Совместно с ДВО РАН и рыбохозяйственными предприятиями региона развивается биотехнопарк по изучению и разведению морепродуктов. Создан и набирает заказы Дальневосточный инновационный центр домостроения, важным направлением которого является строительство экологичного и комфортного жилья. В рамках этого проекта в Чугуевке построен завод по производству жилых домов. Объем проекта — 296 миллионов рублей. Такое разнообразие примеров говорит о том, что ДВФУ работает на развитие всего региона, реализует миссию повышения уровня сотрудничества со странами АТР, и это крупная точка развития РФ в АТР".
От теории конференция перешла к практике. Вернее, к докладу о ходе строительства "виновницы торжества". О чем подробно и компетентно рассказал вице-президент компании "Квернер" (подрядчик строительства) Михаил Пуриевский в своем докладе "Проблемы и возможности применения бетонных конструкций в северных областях России".
Компания "Квернер" и другие…
История компании насчитывает уже более 160 лет, и отличительной особенностью ее является не только качество и разноплановость выполняемых работ, но и постоянная…смена имен. Так, работу над проектом начинала компания "Акира-Контрактинг-Россия", а заканчивает "Кварнер". Тип организации практически неизвестен в России — компания берет на себя все вопросы начиная с проектирования и заканчивая закупками и строительством нефтегазовых установок и платформ. Эффективность такого подхода уже не требует доказательств, выпускаемая продукция (плавучие платформы по всему миру) говорит сама за себя. Впрочем, для проекта "Сахалин-2" была использована иная концепция — железобетонное основание фиксированного типа (для установки на дне), поскольку для арктических условий это решение наиболее применимо. Во-первых, бетон — очень устойчивый материал. А во-вторых, такой подход позволяет широко использовать местные материалы и местные подрядные организации. Дополнительные "плюсы" — минимум затрат на содержание (только установка) и возможность хранения нефти в одной из шахт (в арктических условиях логистика сложна — подойти к платформе на судне в течение 9 месяцев почти невозможно). "Квернером" уже построено более 20 платформ на железобетонных основаниях, что составляет 80% от всех построенных в мире. О своих планах по работе в России вице-президент компании говорит с оптимизмом.
"На Дальнем Востоке сформировался мощный нефтегазовый сектор и кластер предприятий (как проектных, так и подрядных), способных браться за проекты любой сложности. Запад России — будущая территория развития. Это и шельф Карского моря, шельф вокруг Ямала — те районы, где будет формироваться следующий нефтегазовый кластер с нашим участием, поскольку из-за ледовой обстановки там очень сложные условия работы. Одна из наших инициатив — формирование научно-исследовательского кластера, который будет заниматься решением арктических проблем. В Приморье он представлен ДВФУ, компаниями "Гидротех", ДЦСС и другими. Уже сформировалась серьезная научно-техническая база, способная решать практически любые задачи, которые ставит Арктика".
Ну, и безусловным "гвоздем" первого "теоретического" дня конференции стало выступление директора инженерной школы ДВФУ Александра Беккера. Доктор технических наук подробно и основательно поведал собравшимся о том, как проходили исследования необходимого материала, из которого будут "отливать" опоры основания платформы. Материала, способного выдержать чудовищное давление океана, течений, льдов и торосов. Не секрет, что сегодня в мире построено и действуют тысячи платформ. Но все они работают в морях незамерзающих. В ледовитых морях, где ледяной покров дрейфует и активно на них воздействует, таких платформ — всего несколько десятков (около 30, в России — 5). Моря эти характеризуются очень сложными ледовыми условиями. К примеру, толщина льда достигает полутора метров, а за счет напластования и нагромождения — больше трех метров. И если ледоколы могут обходить такие образования, то платформа установлена на дно фиксированно и, значит, "уклониться" от встречи не может. Вот эти-то воздействия и определяют вес платформы, строительный материал, его прочность и многое другое. Надо ли говорить, что платформы — сооружения уникальные, а работы по их созданию — проекты мирового уровня. В том числе и по стоимости, цена одной платформы со всей необходимой оснасткой — несколько миллиардов долларов. И значит, для Приморья такие проекты очень важны.
"Мы рады, что участвуем в таких проектах, — сказал Александр Тевьевич. — Научный коллектив, который я возглавляю, разработал рекомендации по строительству этих платформ". Вот рассказу о том, как "ковался" материал для них, и был посвящен доклад профессора Беккера "Опыт исследования ледовых воздействий".
Проблема освоения ресурсов Мирового океана выходит сегодня на передний план. Не случайно в программе развития университета это направление определяется как приоритетное в плане научных исследований. Россия прочно занимает первое место по протяженности шельфа, на котором уже сейчас разведаны достаточно серьезные ресурсы углеводородов. Увы, если в мире построены уже десятки тысяч платформ для добычи нефти и газа, то у нас в стране пока стоят единицы — всего пять! Причин много, но главная состоит в том, что добыча ресурсов в наших ледовитых морях сопряжена с очень сложными техническими решениями и природными условиями. Как пример, в Охотском море одновременно действуют три экстремальных природных фактора: сейсмический, ветровой (волны до 15 метров) и ледовые условия (толщина льда до 3 метров, давление до миллиона тонн). Плюс скорость дрейфа льда достигает 1,5 метров в секунду при непредсказуемом направлении. Значит, нужны новые платформы, в чем-то уникальные по своим техническим решениям. "За последние десятилетия в университете сложился научный коллектив, учебно-производственный комплекс, куда входит несколько университетских структур, научно-исследовательский институт (ДальНИС), компания "Гидротех", — рассказывает Александр Беккер. — Ледовыми проблемами коллектив занимался еще с 70-х годов, был разработан ряд математических моделей, описывающих дрейф ледяного покрова, формирование нагрузок на опоры, влияние усталостных воздействий".
Проблема абразии (истирания льдом бетона) известна давно, ряд существующих сооружений ей активно подвергается — мост Конфедерации (Канада), маяки и действующие платформы. Попытки "одеть" основания таких сооружений в железный пояс привели к выводу — лед такие пояса рвет за одну зимовку. При том, что стоимость их исчисляется миллионами долларов. Тогда-то и было предложено провести исследования воздействия льда на бетон. В мае 2009 года подписан контракт, согласно которому коллективами компании "Гидротех" и ученого коллектива университета выполнены такие исследования в специально созданной лаборатории (кстати, подобные исследования на тот момент могли выполнить только наши специалисты). Задача была "простой" — обосновать рекомендации по защите опор. И, следовательно, спрогнозировать глубины ледовой абразии за весь период эксплуатации (около 40 лет). Требовалось подобрать материал, способный сопротивляться ледовому воздействию в течение этого срока.
"Важным вопросом этих исследований была их верификация — практическое подтверждение теоретических выкладок, — говорит Александр Беккер. — Заказчики помогли обеспечить исходные данные с маяков в Ботническом заливе, за которыми велись наблюдения на протяжении 44 лет, и эта база данных была для нас крайне удобна. Сравнения натурных и экспериментальных данных показали, что математическая модель, предложенная нашими учеными, очень точно предсказывает глубину абразии". После этого были исследованы образцы бетона, запланированного в работу по постройке платформы. Отчет был принят, на строительной площадке отработана технология изготовления. А после, в процессе "отливки" опор, весь период работ велся жесткий контроль качества бетонной смеси и самого бетона сотрудниками лаборатории (о работе которых были получены самые положительные отзывы).
"В итоге заказчик применил очень высокую марку бетона для этих целей, что большая редкость для таких масштабных работ, — продолжает Александр Беккер. — Сейчас, я думаю, проблем с этой платформой не будет. В результате этого контракта мы далеко продвинулись в проверке своих теоретических исследований. Это огромнейшее достижение. Но и заказчик решил свою проблему, уверенный в надежности платформы. Участие науки, университета в таком проекте вызвало большой интерес, а деятельность оказалась очень эффективной".
Заключение
На следующий день участникам международной конференции была предложена экскурсия в порт "Восточный" для участия в выводе из сухого дока уже построенного основания очередной платформы, которая спустя время будет отбуксирована к месту установки в Охотское море. «Прогресс Приморья», № 21 (183) от 31.05.2012 г. Подготовил Вадим Лавров
Отзывы (182)
Reorserge, 10.08.2012 13:43
Reorserge, 10.08.2012 23:20
bornWromblopy, 11.08.2012 6:44
floonseignori, 12.08.2012 3:41
beenseLigue, 12.08.2012 9:31
fauggigma, 12.08.2012 10:08
Fleesiugs, 12.08.2012 10:57
RaleAbrarljed, 12.08.2012 12:44
Seablenal, 12.08.2012 14:49
Cloccache, 12.08.2012 15:11
tuthsnals, 12.08.2012 17:38
bizResyeagesy, 12.08.2012 18:05
agonPrainddak, 12.08.2012 22:19
Vemcootsameta, 13.08.2012 4:09
Reorserge, 13.08.2012 7:46
bornWromblopy, 13.08.2012 9:10
DupEvopsyDype, 13.08.2012 11:34
floonseignori, 14.08.2012 1:30
DrymnPymn, 15.08.2012 4:54
DrymnPymn, 15.08.2012 5:02
DrymnPymn, 15.08.2012 12:02
DrymnPymn, 15.08.2012 12:11
DrymnPymn, 15.08.2012 16:31
DrymnPymn, 15.08.2012 18:28
DrymnPymn, 15.08.2012 20:22
Alledsemakefs, 16.08.2012 22:06
Alledsemakefs, 16.08.2012 23:49
Daymnaroria, 17.08.2012 0:38
Alledsemakefs, 17.08.2012 1:40
Alledsemakefs, 17.08.2012 3:33
Alledsemakefs, 17.08.2012 5:25
Alledsemakefs, 17.08.2012 7:19
Alledsemakefs, 17.08.2012 9:14
Alledsemakefs, 17.08.2012 11:07
Alledsemakefs, 17.08.2012 13:00
Alledsemakefs, 17.08.2012 14:54
Alledsemakefs, 17.08.2012 16:24
Alledsemakefs, 17.08.2012 17:42
Alledsemakefs, 17.08.2012 18:59
Alledsemakefs, 17.08.2012 20:17
Alledsemakefs, 18.08.2012 23:39
unfiffete, 19.08.2012 0:19
Alledsemakefs, 19.08.2012 1:28
Alledsemakefs, 19.08.2012 3:21
Alledsemakefs, 19.08.2012 5:17
Alledsemakefs, 19.08.2012 7:14
Alledsemakefs, 19.08.2012 9:07
Alledsemakefs, 19.08.2012 11:04
Alledsemakefs, 19.08.2012 13:01
Alledsemakefs, 19.08.2012 14:59
Alledsemakefs, 19.08.2012 16:56
Alledsemakefs, 19.08.2012 18:56
Alledsemakefs, 19.08.2012 20:56
Taigginvalfug, 19.08.2012 21:34
Alledsemakefs, 19.08.2012 22:49
Alledsemakefs, 20.08.2012 0:02
Alledsemakefs, 20.08.2012 1:13
Alledsemakefs, 20.08.2012 3:14
Alledsemakefs, 20.08.2012 5:09
Bailehall, 20.08.2012 5:53
Alledsemakefs, 20.08.2012 7:09
Alledsemakefs, 20.08.2012 9:08
Daymnaroria, 20.08.2012 9:19
Alledsemakefs, 20.08.2012 11:07
Alledsemakefs, 20.08.2012 12:55
Alledsemakefs, 20.08.2012 14:10
Alledsemakefs, 20.08.2012 15:25
Alledsemakefs, 20.08.2012 16:39
Alledsemakefs, 20.08.2012 17:51
Alledsemakefs, 20.08.2012 19:05
beetlehiz, 21.08.2012 3:59
spizNottappox, 21.08.2012 6:28
Teenevomirm, 21.08.2012 13:44
Smolarmarrera, 21.08.2012 23:48
VaddyVelp, 22.08.2012 1:42
Smolarmarrera, 22.08.2012 2:42
VaddyVelp, 22.08.2012 3:35
Smolarmarrera, 22.08.2012 4:36
VaddyVelp, 22.08.2012 4:48
VaddyVelp, 22.08.2012 6:01
Smolarmarrera, 22.08.2012 6:33
VaddyVelp, 22.08.2012 7:12
VaddyVelp, 22.08.2012 8:24
Smolarmarrera, 22.08.2012 8:31
Coopvolleycer, 22.08.2012 9:09
Smolarmarrera, 22.08.2012 10:28
Smolarmarrera, 22.08.2012 12:25
Upliftejele, 22.08.2012 14:38
Smolarmarrera, 22.08.2012 21:36
Optiltmipam, 23.08.2012 0:36
Gockarmacop, 23.08.2012 2:53
Celsplutt, 23.08.2012 8:42
Piodadroffhef, 23.08.2012 12:46
Bailehall, 24.08.2012 12:59
Optiltmipam, 24.08.2012 18:06
Gockarmacop, 24.08.2012 21:55
Coopvolleycer, 24.08.2012 22:32
Upliftejele, 25.08.2012 1:09
Celsplutt, 25.08.2012 13:05
Piodadroffhef, 25.08.2012 13:36
Optiltmipam, 27.08.2012 13:30
Coopvolleycer, 27.08.2012 13:55
Gockarmacop, 27.08.2012 16:18
Bailehall, 27.08.2012 20:24
Piodadroffhef, 28.08.2012 4:03
Coopvolleycer, 28.08.2012 7:02
Upliftejele, 28.08.2012 10:16
Celsplutt, 29.08.2012 1:56
Optiltmipam, 29.08.2012 4:01
Gockarmacop, 29.08.2012 6:29
Coopvolleycer, 29.08.2012 13:24
Upliftejele, 29.08.2012 14:41
Daymnaroria, 01.09.2012 21:18
Daymnaroria, 01.09.2012 21:20
Daymnaroria, 03.09.2012 20:29
Bailehall, 05.09.2012 22:04
Daymnaroria, 08.09.2012 13:44
illilaUsext, 13.09.2012 22:13
floonseignori, 16.09.2012 0:48
fauggigma, 19.09.2012 19:20
Bailehall, 21.09.2012 17:57
illilaUsext, 21.09.2012 18:00
illilaUsext, 25.09.2012 11:50
oribreplege, 25.09.2012 22:11
fauggigma, 26.09.2012 13:03
Bailehall, 26.09.2012 16:06
Bailehall, 01.10.2012 15:16
Bailehall, 02.10.2012 21:30
Bailehall, 03.10.2012 5:39
Bailehall, 08.10.2012 4:48
Bailehall, 08.10.2012 6:26
Bailehall, 08.10.2012 6:46
Bailehall, 11.10.2012 10:18
Bailehall, 11.10.2012 10:40
Bailehall, 11.10.2012 13:33
Bailehall, 14.10.2012 14:38
Bailehall, 15.10.2012 6:30
fauggigma, 15.10.2012 10:47
Bailehall, 15.10.2012 22:26
Bailehall, 18.10.2012 18:16
Bailehall, 20.10.2012 5:34
fauggigma, 22.10.2012 17:22
Bailehall, 23.10.2012 20:56
Bailehall, 25.10.2012 9:39
Bailehall, 25.10.2012 13:51
floonseignori, 25.10.2012 17:42
Bailehall, 27.10.2012 18:42
Bailehall, 29.10.2012 10:29
Bailehall, 29.10.2012 13:57
sdsjkeoldy, 29.10.2012 15:06
fauggigma, 30.10.2012 2:06
Bailehall, 04.11.2012 2:48
fauggigma, 04.11.2012 6:09
Bailehall, 07.11.2012 16:39
Bailehall, 10.11.2012 20:52
sdfskesjff, 11.11.2012 16:24
Bailehall, 13.11.2012 23:15
juseetgsse, 14.11.2012 17:46
Bailehall, 21.11.2012 16:48
sdfskdsjff, 27.11.2012 23:32
ps6pj7qp, 29.11.2012 23:54
ws2cj0qp, 30.11.2012 1:29
ys7vj1kp, 30.11.2012 2:54
ts8pj4wp, 30.11.2012 4:04
ds4dj1vp, 30.11.2012 5:09
ls9kj4zp, 30.11.2012 6:16
xs5jj9kp, 30.11.2012 7:15
as4sj9mp, 30.11.2012 8:17
ls4nj6ep, 30.11.2012 17:22
is4wj8lp, 30.11.2012 22:36
cs5zj2qp, 03.12.2012 14:06
ks8mj9ip, 03.12.2012 15:30
fs5oj8ip, 03.12.2012 16:51
hs1uj2ip, 03.12.2012 18:12
ss0gj1pp, 03.12.2012 19:32
vs4aj7pp, 03.12.2012 20:51
rs0kj5hp, 03.12.2012 22:19
cs7xj2ap, 03.12.2012 23:42
ls7fj9op, 04.12.2012 0:58
gs4sj8ap, 04.12.2012 14:44
is7pj7op, 05.12.2012 14:30
zs2wj5ap, 06.12.2012 22:48
|
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|