|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Профессиональный праздник машиностроителейКак несложно догадаться, речь пойдет о празднике, который производственники, и особенно "оборонщики", входящие в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, отмечают в обязательном порядке. Это — День машиностроителя. Если кто-то думает, что этот "день" — профессиональный праздник исключительно рабочих и инженеров машиностроительной отрасли, он глубоко заблуждается. Тут придется вспомнить, что к машиностроению относится комплекс отраслей промышленности, изготавливающих орудия труда для народного хозяйства, транспортные средства, предметы потребления и оборонную продукцию. Следовательно, можно без преувеличения сказать — праздник касается едва ли не всех, кто работает в производстве, на промышленных предприятиях и… служит в армии. День машиностроителя — праздник тех, кто создает своими руками материальные блага и в состоянии защитить эти блага от любого посягательства непрошеных гостей. Цифры и фактыДень машиностроителя праздник сравнительно молодой, ему "чуть за тридцать". Учрежденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.80 (N 3018-Х "О праздничных и памятных днях"), он традиционно отмечается в последнее воскресенье сентября. Дальновидные руководители здраво рассудили: нечего отвлекать людей от рабочего процесса, и потому выходной совместили с торжественными мероприятиями. Это, пусть и опосредованно, говорит о том, какое значение придавало машиностроительной области советское правительство, какой заботой окружало оно "строителей машин". Время многое поменяло. Неизменным осталось лишь отношение самих машиностроителей к труду. Несмотря на значительные преобразования, машиностроение выстояло и медленно, с трудом, но восстанавливается. Об этом говорят такие цифры — рост производства в машиностроительном комплексе в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 15,6%. Это лучший результат среди всех отраслей промышленности. И тут будет уместно вспомнить, что машиностроение включает в себя более 20 подотраслей, в числе которых энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, железнодорожное, химическое и нефтяное, тракторное, сельскохозяйственное и автомобильное машиностроение, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, станко-инструментальную промышленность, судостроение, авиационную промышленность, ракетостроение, промышленность вооружений и боеприпасов, радио— и электронная промышленность и др. Увы, уделять одинаковое внимание всем этим направлениям пока не удается. Впрочем, понятие "приоритетов" существует и сегодня. Вероятно, именно этим объясняется крайне неравномерное распределение "процентов" объема выпуска. Если говорить об основных направлениях современного российского машиностроения, то очевиден приоритет "оборонки". Согласно статистическим данным, на нее приходится свыше 35% всего объема машиностроительной продукции. Что, собственно, объяснимо. Еще Наполеон предупреждал: "страна, которая не в состоянии содержать свою армию, будет содержать чужую". Но это к слову… Если говорить об оставшихся "процентах", то "разбросаны" они крайне хаотично. Так, к примеру, автомобилестроение занимает 27,4%, на электротехнику и приборостроение приходится 12,3%, на тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение — 10,3%, на химическое и нефтехимическое машиностроение — 6%, на машиностроение для легкой и пищевой промышленности — 2,4%, на строительно-дорожное машиностроение — 2,1%, на станко-инструментальную промышленность — 1,9%, на тракторное и сельскохозяйственное машиностроение — всего 1,8%. Градообразующие предприятияНо цифры "роста и падежа" — еще не все для такого масштабного понятия, как "машиностроительная отрасль". Нельзя забывать, что предприятия отрасли — это большие (нередко градообразующие) заводы, на которых работают тысячи людей. И потому социальная значимость машиностроения — категория отнюдь не абстрактная. Например, город Арсеньев развивается благодаря двум ведущим предприятиям, входящим в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России: арматурному заводу "Аскольд" и авиационному предприятию "Прогресс". Согласно опять же официальным цифрам, сегодня машиностроительный комплекс страны объединяет около 7,5 тысяч крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких (что составляет около 40% от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности). Общее число занятых работников — около четырех миллионов человек! Это составляет более трети всех работающих в промышленности. Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Да что там говорить — именно машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира (!). Правда, приходится признать, что различия стран по уровню развития машиностроения крайне велики. Так, более 90% машиностроительной продукции производят развитые страны. Безусловными лидерами в производстве являются: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Китай, Россия. Они производят практически все виды металлоизделий, машин и оборудования — от "иголок до самолетов". А вот что касается развивающихся стран, то их отставание в этой отрасли очевидно. Доля продукции машиностроения в структуре всей промышленности не превышает 20% (для сравнения — в развитых странах она составляет 30-40%). Во многих развивающихся странах машиностроение представлено ремонтными мастерскими по обслуживанию транспорта, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства и изготовлению простейшего инвентаря. «Прогресс Приморья», № 39 (201) от 04.10.2012 г. Отзывы (6) |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |