Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
01 ноября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

"Варяг" идет на перевооружение

"Варяг" отмечает очередной день рождения. И самому предприятию, и людям, что отдали ему немалую часть своей жизни, есть о чем вспомнить в самый важный для завода день. Особенно тем, кто прошел весь непростой путь "Варяга", имеющего причастность к Приморскому региональному отделению Союза машиностроителей России, вместе с заводом.

Если использовать флотскую терминологию, то на протяжении всего героического похода флагмана этот человек находился в машинном отделении. Возле механизмов, что двигали эту громадину долгие годы среди штилей и бурь, рифов и мелей новейшей истории российского государства. Сегодня собеседник "ПП" — технический директор ОАО "Завод "Варяг" Владимир Николаевич Абакумов. Он на "Варяге" — с момента получения "красного диплома" (кто не понимает — диплома с отличием) омского "политеха" и практически с момента, когда "Варяг" из очередной стройки превратился в серьезное оборонное предприятие. На его глазах "Варяг" рос вверх и вширь, комплектовался новейшим оборудованием и высококлассными специалистами, выпускал самые современные и самые технологичные (и самые секретные) "изделия". Он же стал свидетелем того, как "Варяг" подобно своему героическому тезке тяжело, с большими потерями "выгребал" против "перестроечной" волны. Волны, накрывшей и потопившей многих. Но сегодня разговор не об этом. "Варяг" — накануне не только юбилея, но и серьезных технических трансформаций. А кому задать вопросы об этом, как не "главному по технике"?

Давным-давно и после

— Ваши первые впечатления о "Варяге"?

— Завод образовался в 1973 году (хотя строился с 1969 года), и вот с этого года по, приблизительно, 1975-й шел организационный этап. Тогда и пришли на завод основные руководящие кадры — с "Прогресса", "Аскольда", "Изумруда"… Но основной приток специалистов произошел в 1975-76 годах. И практически основная масса инженерно-технического персонала на тот момент — это молодые люди только-только после института. Из них редко кто имел хотя бы 2-3 года практики. И только ведущие специалисты (главный инженер, заместители его и директора) были людьми опытными. Сначала мы стали осваивать гражданскую продукцию — систему управления судами "Рикорда" различных модификаций. И лишь потом начали изготавливать системы для подводных лодок различного исполнения и назначения — "Шпат", "Корунд", "Ураган". Период восстановления завода — это период с 73 по 79 год, когда он вышел на нормальный уровень производства. А непосредственно рост производства продолжался до 1986-87 года. Потом наступил период стабильности. А потом пришли 90-е…

— Получается, "золотая пора" "Варяга" — где-то конец 70-х?

— Не только "золотая", но и очень тяжелая. Мы осваивали изделия, дневали и ночевали на рабочем месте. Особенно "штурмовали" под конец года. Бывало, что специально созданные бригады (куда входили и рабочие, и инженеры) буквально 31 декабря упаковывали изделия. Но мы были молодыми, и все нам давалось легко, на трудности внимания не обращали, хоть проблем и забот у нас тогда было много: и по развитию завода, и по приобретению нового оборудования, и по увеличению площадей. Мы тогда и завод сами строили, и жилье для работников, и в колхозы ездили. Но все было как-то легко, весело и вспоминается сегодня тепло и ностальгически.

— Сегодня многое изменилось?

— Изменились товарно-денежные отношения: все упирается в финансовое благополучие. Сегодня мы сами ищем деньги, сами находим и заключаем договоры. Раньше всем этим занималось государство, а нам оставалось только работать. Из-за всех этих изменениий объем работ уменьшился раз в десять, соответственно, уменьшился и персонал.
Станочный парк

— Два слова об оборудовании. Вы имеете возможность сравнить уровень технической оснащенности "Варяга" на момент его рождения и на всех последующих этапах жизни и работы. Что оно из себя представляло?

— Оборудование было в основном отечественное, и на тот момент оно было новым, буквально 73-75 годов выпуска. Иностранное оборудование мы начали получать только в 1981 году. Но очень хорошее отечественное оборудование (обрабатывающие горизонтальные центры) ИР 500 мы получили в 1983 и в 1986 годах. Вот это-то оборудование нам очень сильно помогло в деле освоения и обработки гидрокорпусов приборов управления гидравлики очень сложной конструкции.

— Надо ли понимать, что когда-то СССР выпускал отличное оборудование?

— Я бы так не сказал. Просто на тот момент получить импортное оборудование было делом очень непростым. Во-первых, требовалось подготовить обоснование в "Станкоимпорт", которое бы на сравнительных характеристиках нашего и иностранного оборудования позволяло сказать — те изделия, что мы выпускаем, по точности и допускам нашими станками изготовить нельзя. И только иностранное оборудование определенных модификаций может обеспечить необходимую точность и качество. А, во-вторых, помимо "Станкоимпорта" необходимо было съездить в ведущий институт, который рассматривал эти вопросы и давал свое согласие. Или несогласие. Путь этот получался длинным и долгим, порой на согласование и доказательства уходило по году!

— Но ведь получалось?!

— Получалось. Очень долгий путь пришлось пройти нашим специалистам, чтобы доказать необходимость установки станков германского производства для глубокого сверления. Этот станок, кстати, работает у нас до сих пор! Мы тогда, кроме него, взяли еще три станка,но они уже демонтированы…

— А что отечественное оборудование? Оно, как вы заметили, составляло основу парка?

— Оно было неплохим, но все же лучше, чем то, что поставляется сегодня — в современных станках можно натолкнуться на явный брак. Но известно, что станкостроение у нас было серьезно запущено и только в последние годы начинает более или менее подниматься. Комплектующие, которые мы сегодня имеем по станкостроительной продукции со стороны германских и японских фирм, позволяет выдерживать качество китайского. А в некоторых моментах даже превосходит. Но пока южнокитайское и тайваньское оборудование лучше нашего.

— На некоторых предприятиях рассказывают, что в 90-е станки приходилось демонтировать и выбрасывать — причины всем известны. Насколько болезненным был для "Варяга" переход от социализма к капитализму?

— Станки демонтировали и у нас. Но на тот момент их было так много, что часть просто сняли со своих мест. Поскольку прежние мощности уже не были нужны, то самые старые из них мы пустили в металлолом. А те, которые были поновей, поставили на их место. И благодаря этому лет десять наше оборудование позволяло нам как-то существовать. Но сейчас подошел момент, когда оборудование нужно менять. Мы должны переходить на новые технологии, на новый уровень, на специализированные более скоростные и точные станки с ЧПУ.

— Несложно предположить, что такое переоборудование — предприятие затратное?

— Очень затратное. К примеру, станок, на который мы заключили контракт и скоро его уже получим, стоит десятки миллионов рублей. Но один станок всех задач не решает. Перевооружение встает в сумму значительно большую. Но даже это — самое необходимое. Только чтобы закрыть "болевые" точки — механо— и термообработку, испытательную базу.

— А насколько назрела эта потребность в перевооружении?

— Мы уже теряем немалые деньги на отдельных видах испытаний, которые приходится делать, отправляя изделия… в Европу! Что уже говорить о том, сколько мы теряем на механообработке из-за устаревшего оборудования?! Простой пример. Изготовление по новой технологии с использованием самого современного инструмента только одной детали в нашем изделии позволяет снизить трудоемкость процесса в два с половиной раза. А с ней — и себестоимости детали. И это — только за счет смены инструмента и метода обработки. И так на любом этапе. Возьмем термообработку. Если мы применим новую технологию термообработки наших высокоточных деталей, то снизим время обработки раза в полтора и количество "садок" в печь с 5-6 до одной! Вот на это и направлено техническое перевооружение — применить новые технологии на сегодняшнем производстве на тех этапах, что нами уже освоены. Мы поменяем процесс, поменяем технологии, снизим производственный цикл и соответственно увеличим производительность труда.

— Не вызовет ли такой подход снижения занятого в производстве персонала и резкого сокращения работающих?

— Все дело в том, что на сегодняшний день возраст рабочих на предприятии значительно выше среднего. Многие из них скоро уйдут. И вот это перевооружение, эта модернизация должна происходить параллельно с кадровой модернизацией. И я думаю, одно другому мешать не будет.

Кадры решают…

— Немного о кадрах. Вы пришли на завод молодым инженером. Как бы вы оценили потенциал, уровень образования и специальной подготовки инженеров своего поколения и современных выпускников технических вузов?

— Тогда давались более фундаментальные знания. Да и отношение студентов и будущих специалистов к учебе в институте (особенно на технических специальностях) было гораздо более серьезным. Человек, поступавший в технический вуз в то время, шел с "открытыми глазами" — он знал, куда идет, некоторые успевали уже год-другой поработать на производстве. Сегодня в вузы идут нередко только ради диплома, а не ради будущей работы. Плюс, основная масса еще и учится без особого рвения. Когда к нам студенты приходят на практику, мы пытаемся их научить хотя бы "азам" производства. После окончания института многие становятся у станка и год-два работают рядовыми рабочими. И лишь после этого, когда у них начинают открываться глаза, когда они наконец-то понимают, чем им придется заниматься на производстве, они переходят на инженерные должности.

— И много перспективных ребят сегодня на заводе?

— Наверное, с десяток человек есть. Тех, из кого можно делать руководителей. Серьезное внимание сейчас уделяем подготовке рабочих, в особенности операторов и наладчиков станков с ЧПУ. Потому, что эта специальность сейчас более привлекательна и более перспективна для молодых, и техническое перевооружение идет именно в эту сторону. И, наверное, лучше такие вопросы все же решать с ДВФУ, чтобы Инженерная школа нам как-то помогла. И уже есть кое-какие предварительные согласования.

— Правда ли, что у вас перед молодыми инженерами открываются, в силу разных причин, блестящие перспективы? Как это происходит?

— Если человек, будучи на практике или работая уже в цехе после окончания института, проявляет инициативу, выказывает желание двигаться дальше — ему такую возможность предоставляют. И ему не нужно кого-то отталкивать, оттирать, потому что места есть, есть вакансии. А еще есть люди в среднем руководящем звене, которые говорят: "вот если бы был кто-то вместо меня, может, я бы и ушел спокойно". Люди ведь "приросли" к заводу, и им жалко оставлять после себя незанятое достойным преемником место.

— А как было в ваше время?

— У нас-то как раз было непросто, "подпирали" друг друга. Когда в 75-76 годах пришла основная масса инженерно-технического персонала, она ведь и росла одновременно. Тогда-то и возникала конкуренция, появлялся конкурс. Но было из кого выбрать. Все понимали: если не сделать дополнительный шаг, не приложить усилия, не проявить инициативу, не внести рацпредложение — не заметят, обойдут. Тогда никто это конкуренцией не называл, чаще именовали "социалистическим соревнованием" (смеется).
Перевооружайтесь!

— В этом году вы приобрели и установили два станка. Они из запланированного перевооружения?

— Нет, в эти мы вкладываем еще свои средства. Как и в тот, поставку которого ждем в ближайшее время. Государственная программа технического перевооружения, в которую мы уже включены, начнется для нас с 2014 года. Осталось согласовать вопросы по объемам финансирования по годам. Все это, понятное дело, "не за так" — на взаимовыгодных условиях. И я очень надеюсь, что через год (чуть больше) перевооружение на "Варяге" начнется. И я его еще увижу.

— А как с кадрами собираетесь решать вопрос?

— У нас сегодня один "поставщик" кадров — Инженерная школа ДВФУ. Но беда в том, что они выпускают очень мало специалистов. А потребность в них очень высокая. Насколько?! Если бы такая возможность была, мы сегодня взяли бы сразу два десятка выпускников, чтобы продолжать с ними работать, шлифовать их.

— В день рождения принято что-либо желать... У каждой отрасли есть свои пожелания, присущие исключительно ей (как у моряков "семь футов под килем"). Вот у "клана" инженеров есть нечто подобное?

— Я бы хотел пожелать и заводу, и нам, работающим на нем, чтобы пришли люди, про которых через небольшой период времени можно будет сказать — они будущее предприятия. В этом случае предприятие начнет молодеть, поскольку молодость предприятия — в молодости тех, кто перспективен. Вот этого бы хотелось…

«Прогресс Приморья», № 43 (205) от 01.11.2012 г.

Вадим Лавров

 

Отзывы (1)

propeciatimeBateKetly, 25.11.2012 14:34
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно