Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
01 ноября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

В федеральном университете — другие возможности

В 41 номере "Прогресса Приморья" редакция опубликовала статью доктора технических наук, профессора, директора Инженерной школы ДВФУ Александра Беккера — "У нас есть базовые отрасли…". Он рассказал читателям о сотрудничестве университета с предприятиями — членами Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Сегодня автор делится своими мыслями о научных разработках, нанотехнологиях и многом другом…

Перспектива комплексной автоматизации

— В ДВФУ есть базовые проекты, которые дают нам возможности для использования средств Программы развития. Участие в базовом проекте — это основания оплачивать зарубежные командировки наших специалистов, обмены визитами. У нас, например, есть серьезные контакты по линии автоматизации производства — это кафедра автоматического управления Владимира Филаретова. Владимир Федорович побывал в Европе — встречался с представителями немецких, австрийских, итальянских компаний. Инженерной школе надо серьезно оснастить эту кафедру, потому что сейчас автоматизации в мире уделяется огромное внимание. Речь идет о комплексной автоматизации, а это у нас еще впереди.

Известно, что студенческая команда ДВФУ заняла первое место по управляемым подводным аппаратам на чемпионате мира. Серьезная победа, потому что там участвовали ведущие университеты мира. Первое место за нами, поскольку робототехника — это целый комплекс направлений, а нам удалось объединить работу Института проблем морских технологий под руководством члена-корреспондента академии наук Александра Щербатюка и аспирантов с кафедры Владимира Филаретова. И у них получилась такая совместная команда ребят разных специальностей, которые очень эффективно выступают на международной арене. Все они специалисты очень высокого класса, и кандидаты наук, и молодежь, и студенты.

Этот подводный аппарат состоит из очень сложных деталей, которые изготавливались и кафедрой передовых технологий Константина Змеу на заводе "Дальприбор" (входит в состав ПРО СМР), отметивший в текущем году 45-летний юбилей, и использованием прототипирования при создании винта. Эта технология пока применяется в университете для научных целей, но мы наметили закупку новейшего оборудования, которое позволит сразу выйти на самый высокий уровень.

В ближайшие годы нам надо очень плотно решать кадровые вопросы, но привлечение молодежи упирается в финансы. Здесь тоже происходят позитивные изменения. Сейчас у нас очень много конкурсных грантов, а это деньги на научные исследования, очень важно, что молодежь в них участвует — от студентов до кандидатов. Кафедра, например, Александра Филаретова стоит здесь на первом месте: самая рейтинговая по привлечению грантов.

В каждой школе ДВФУ была поставлена задача о подготовке специалистов со знанием иностранных языков. У нас эта задача выполнена, и с 1 октября 2012 года открылась такая программа. Это достаточно сложно и дорогостояще, мы пока только готовимся к таким программам. Язык, научно-методическое обеспечение — здесь масса вопросов. "Офшоры — шельфовое, прибрежное строительство" — по этой программе мы набрали уже семь человек и первый год, как начинаем ее реализовывать. По некоторым ее дисциплинам — три-четыре человека — приглашаем зарубежных специалистов. Преподаватели ДВФУ тоже готовятся к участию в таких программах, и наши специалисты сейчас проходят стажировки. Из Австралии возвращаются преподаватели, которые там стажировались, и еще в перспективе — Англия, Канада, Норвегия. Все это финансируется. Естественно, в первую очередь речь идет и о повышении уровня английского языка. Многие теперь серьезно занимаются языком, сдают IELTS. В будущем году планируем открыть еще одну-две программы.

У нас сейчас обучается много иностранных студентов, 98% из них — китайцы, учатся в основном на русском языке — часть здесь, часть в Китае. Китайцы и вьетнамцы — вся юго-восточная Азия — учится за рубежом. Это очень популярно, но она в основном учится на английском языке, поэтому я тоже сейчас все больше подтягиваю молодежь к этому делу, и все, кто поступал в магистратуру, заинтересованы в англоязычной программе. К нам обращаются Япония, Республика Корея, Китай, Тайвань, Австралия, Новая Зеландия. Здесь очень серьезные перспективы, и со следующего года будет проведена очень большая работа — не только в области машиностроения, но и по другим направлениям — нефти и газа, океана.
Международные связи Инженерной школы

У Инженерной школы ДВФУ большие партнерские международные контакты, и есть все возможности, чтобы максимально использовать их для развития совместных проектов. В мае текущего года я провел конференцию "Тихоокеанский шельф", посвященную выводу в эксплуатацию очередной платформы (порт Восточный). Участвовали норвежские компании "Эксел" и "Квернер", которые были спонсорами и делали доклады. Они подчеркивали важность своего взаимодействия с университетом. В конференции приняли участие ведущие приморские предприятия, входящие в состав регионального отделения СоюзМаш, — это ОАО ААК "Прогресс", ОАО "Дальприбор" и другие.

С нами встречаются японцы — по вопросам строительства. А международный симпозиум "Пасифик офшор механикс", посвященный вопросам освоения шельфа Тихоокеанского побережья, проходил во Владивостоке с 3 по 5 октября. Он обычно проходит раз в четыре года в странах, которые выходят на тихо-океанское побережье, и на этот раз мы принимали у себя зарубежных участников (порядка 30 иностранцев), которые занимаются вопросами, связанными со строительством в холодных замерзающих водах.
Планирую провести здесь одну из крупнейших в мире конференций по освоению океана (ISOP), она проходит в разных странах мира и расписана уже, как минимум, до 2015 года. Предыдущая была в Греции, а следующая состоится в Анкоридже. Я являюсь членом президиума этой важной конференции. И поскольку теперь у нас есть замечательный кампус, а на этот форум прибывает обычно около тысячи человек (порядка сорока стран со всего мира, тематика обширнейшая), их есть теперь где принять и разместить. У ДВФУ сегодня совсем другие возможности, и мы будем их использовать.

Но мы участвуем в конференциях не только касаемо темы океана: в Китае, в Даляне, недавно прошла конференция по гидравлической тематике, и наряду со мной там участвовали наши студенты и преподаватели. Группа специалистов ездила в Хорватию, где собирались специалисты по автоматизации. Практически ежедневно я подписываю документы на различные командировки и стажировки. У нас очень серьезные международные контакты, просто раньше мы их мало использовали, ресурсов не хватало. В прошлом контакты использовали с одной целью: чтобы черпать международную информацию и иметь возможность ее изучать — это огромный информационный поток. Сегодня мы участвуем в специальном конкурсе, и многие молодые ребята получают вознаграждения за свои публикации в международных научных изданиях. Мы недавно узнали, что, оказывается у наших специалистов тоже много цитируемых публикаций за рубежом, и показатели у нашей молодежи достаточно высокие. Один из молодых ученых ДВФУ заработал в прошлом году полтора миллиона (!) рублей — за 15 статей в списке Скопуса: у него хорошее цитирование в области нанотехнологий — нано-трубки, углеродные трубки — совершенно новая технология, и разработки хорошо принимают за рубежом. Так что на месте не стоим, движемся вперед. Новые открытия не заставят себя долго ждать, и Инженерная школа, совместно с коллегами по Союзу машиностроителей, еще скажет свое веское слово в области передовых технологий.

«Прогресс Приморья», № 43 (205) от 01.11.2012 г.

Светлана Светлая

 

Отзывы (1)

propeciatimeBateKetly, 27.11.2012 0:21
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно