|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Шаг навстречу — вот главное…В начале 2012 года редакция газеты "Прогресс Приморья" открыла тему обеспечения кадрами предприятий, входящих в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, объемной статьей руководителя аппарата ПРО СМР Михаила Колтовича — "Острые углы кадровой политики". С той поры прошел без малого год, и, понятное дело, как в жизни, так и в вопросах обеспечения кадрами предприятий наметились перемены, но, как говорится, пресловутые "овраги" остались. Поэтому появился повод вернуться к "кадровой" теме еще раз, но взглянув на проблему с другой стороны… Из бесед с руководителями предприятий оборонного комплекса, к которому относятся заводы — лидеры регионального отделения Союза машиностроителей России — ОАО ААК "Прогресс", ОАО "ДВЗ "Звезда", ОАО "Дальприбор", ОАО "Варяг" и другие, стало ясно, что с инженерными специалистами высшего звена вопрос все же решается, в том числе и через Инженерную школу ДВФУ. Однако здесь существует новый барьер: с теми специалистами, которыми выпускникам вуза предстоит руководить, ситуация, мягко говоря, "аховая". Известно положение дел в части лицеев и техникумов, которые сегодня пребывают в меньшинстве. И хорошо, что есть еще "последние могикане", выстоявшие в "кипучей" жизни перестроек и сумевшие сохранить технические специальности. Едва ли не единственным в краевом центре выжившим учебным заведением СПО, где еще готовят кадры для предприятий машиностроительной отрасли, сегодня является Владивостокский судостроительный техникум. Но и здесь не все гладко, как выяснилось после знакомства корреспондента "ПП" с будущими специалистами "среднего звена" в личной беседе с директором Владивостокского судостроительного техникума Ириной Глушковой. — Директорам предприятий, входящих в состав ПРО СМР, очень некомфортно, когда речь заходит о подготовке кадров и, соответственно, молодых специалистах. Это и понятно: им работать с теми, кто приходит на завод, не имея опыта трудовой деятельности. Ведь "доводить до кондиции" выпускников — им и только им. И тут возникают нестыковки, как в поговорке "Петр кивает на Ивана, Иван кивает на Петра"… В чем, на ваш взгляд, истоки непонимания одних другими? — Проблема кадров начинается не отсюда, а со школы. А может, и еще раньше. И вот за эту стадию "раньше" спасибо средствам массовой информации. У нас моду буквально на все задают отнюдь не учебные заведения, а СМИ. Так, в конце 90-х и начале 2000-х была создана мода на гуманитарные направления… во всем. И понятно почему. Промышленность развалилась, а население нужно было чем-то увлечь. Поскольку созидание осталось в прошлом, решили дать людям заменитель. Что именно? Стул, стол и калькулятор. Вот отсюда и пошли такие направления, как юриспруденция, бухучет, экономика. Плюс красивые иностранные слова, которые очень подкупают молодое поколение — непонятно, но как звучит! Вот так и была создана мода... — А что, раньше было по-другому? — Вспомните юность, включаешь телевизор (пусть там шло всего две-три программы), и если фильм не про колхоз, значит, он про завод. А если и была любовь, то либо в колхозе, либо на заводе (смеется). А кончалось все любовью к Родине. Благодаря этому молодежь воспитывалась с убеждением: чтобы состояться в жизни, нужно работать! И четко эти понятия совмещались — чтобы заработать, нужно работать. Тогда это были однокоренные слова. Все было просто, понятно, и на это, если хотите, была мода. Но мода резко поменялась, и новое поколение считает: чтобы заработать, не обязательно работать. Непонятно почему, но сегодняшний молодой человек убежден, что он родился, как-то воспитался, и как-то резко… вдруг состоялся. Почему так получилось? — Да, действительно — почему? — Включите телевизор, и что вы там увидите? Если показывают бурную деятельность в некоей организации, то это либо рекламное агентство, либо банк… Вы где-нибудь видели завод, верфь, хотя бы корпус корабля? Нет, даже близко ничего нет. И потому на вопрос "где кадры" отвечаю: в телевизоре, в интернете. У наших школьников уже на генном уровне не заложены понятия "работа" и "труд". Тем более, тяжелый труд, которому мы здесь и учим. Он на самом деле нелегок, энергозатратен, и прежде чем благодаря этому труду чего-то добиться, придется очень серьезно "пахать". Раньше все было просто: от рядового рабочего с повышением разряда до мастера, потом начальником участка, а после можно стать начальником цеха, и т.д. И все этим путем шли. Сегодня на вопрос "как состояться?" молодежь отвечает себе так: я иду в банк, быстро получаю какие-то бонусы, потом посредством непонятных игр, манипуляций или обманом обхожу конкурента, и все — жизнь удалась. И потому сами видите — не в нас дело. Более того, мы сами страдаем от этого, быть может, даже больше, чем предприятия. — Ну, с предприятиями, входящими в состав ПРО СМР, понятно — это вы им не поставляете кадры?.. — Не совсем так. Предприятия могут подобрать людей отовсюду, буквально со всех сторон. А к нам приходят учиться бывшие школьники. И мы их обязаны выучить. И если раньше конкурс у нас был 2-3 человека на место и существовала возможность отбора, сегодня мы в буквальном смысле собираем детей. Еще и потому, что в школах не ведется профориентация. Плюс, после подушевого финансирования, у них также наступил кризис. С детьми. Сегодня за каждого школьника администрации держатся очень крепко. Доходит до невозможного: дети приходят сюда с аттестатами… без печати. Школа их просто не отпускает, чтобы сохранить финансирование! В прежние годы после 9 класса было ясно, кто есть кто по способностям — этот гуманитарий, этот технарь, а третий вообще не желает сидеть за партой и хочет идти работать. Мы здесь ребят довоспитывали, но ведь и получали мы способные кадры, знающие и понимающие, чего они хотят. Да и родители понимали, чего хотят от детей. В государстве была выстроена единая система подготовки кадров. И начиналась она едва ли не с детского сада. Но этой системы сейчас нет. И вина во всем не школы, а Министерства финансов, которое и перевело школы на подушевое финансирование. И мы получили то, что получили. А наше учебное заведение получает тех, кто вырвался… — И как, на ваш взгляд, подходят эти "беглецы" для тех целей, что ставит перед ними техникум? — Ни для кого сегодня не секрет, каков уровень подготовки детей в школах. Знаете, чем нам приходится заниматься с теми детьми, что к нам пришли? Первую половину образовательного периода мы доучиваем школьную программу — таблицу умножения и правила правописания. Ведь бывший школьник в своих имени-фамилии делает две-три ошибки, порой не понимает, что такое "дата рождения", не знает отчеств родителей! И это не смешно — это страшно. И с каждым годом, к сожалению, таких детей все больше. Если раньше их было 5-10%, то теперь под 50%! Вот и получается, что мы должны тратить все отведенное время исключительно на профессиональное обучение ребенка, на деле же — половина времени уходит на доучивание. Но и это не все. Немалую часть времени мы тратим на то, чтобы адаптировать ребенка… к нормальной жизни. Городские дети, более или менее образованные, распределяются большей частью в вузы Приморья. У нас же больше тех, кого условно можно назвать "загород" (сегодня даже такого понятия, как "деревня", практически нет). Там люди не адаптированы к жизни вообще — не имеют навыков общежития, не понимают каких-то элементарных бытовых норм. И что можно слепить из таких детей?! Все, что можно, мы делаем. И делаем это хорошо, они отсюда выходят профессионалами. Пусть не "супер", но все же профессионалами. Они имеют знания и навыки, владеют специальностью, да и просто адаптированы к жизни! Но мы взвалили на себя все: школу, семью и общество. Свою работу мы выполняем не на 100, а на все 150%. И вкладываем в голову ребенка все лучшее, что только возможно. — А вас не интересует, куда он пойдет дальше? — Интересует, но… Когда идет приемная кампания и мы приходим в школы (не факт, что нас туда еще пустят), я могу много рассказывать о своем учебном заведении, вот, мол, посмотрите, какие мы хорошие, какая интересная у нас здесь жизнь, чему мы вас научим… Но почему-то дополнительно я вынуждена "пиарить" еще и все наши предприятия, в том числе и входящие в ПРО СМР. Получается, что я рассказываю о том, что говорить не должна. Но если бы рядом со мной стоял работодатель и объяснял, что "вот вы поучитесь, а потом попадете ко мне, и я вас доучу, с такими-то станками познакомлю, такую-то зарплату дам, и вот такие у нас перспективы с жильем…". А получается, что я одна отвечаю и за образование, и за всю нашу промышленность. Да, мы рассказываем им о том, что они, получив специальность, пойдут куда-то работать, и здесь они далеко не дураки и прекрасно видят, что после получения диплома идти-то им некуда. Как было раньше?! Два шага — и проходная "Дальзавода" (базового предприятия), две остановки на автобусе — еще одна проходная. В другую сторону поехал — опять заводы: "Дальприбор", "Изумруд", "Варяг"... Куда ни глянь — везде заводы, места работы, отделы кадров. А что сегодня, какой адрес я им должна указать?! — Но ведь постепенно предприятия "приподнимаются"… — Да, предприятия возрождаются, они заинтересованы в свежих кадрах и уже начинают "бегать" за специалистами. Но, напомню, система сломана. И значит, внутри у ребенка не заложено понятие "работать". А он и не хочет работать. А диплом получил, может, в угоду родителям, из необходимости, каких-то иных обстоятельств. И мысль зайти на завод — последний из возможных вариантов. И, повторюсь, это не только наша проблема — это проблема общая… — Хорошо, но кто в таком случае к вам приходит учиться? Те бывшие школьники, кому некуда податься? — Таких детей, про которых я рассказывала (мы их называем "случайные дети"), сейчас стало процентов 50. Они еще не определились и просто не готовы к самостоятельной жизни. А диплом желают получить, потому что это необходимость — ведь без него они вообще никто. Но есть ведь еще и такие подростки, которые просто вообще ничего не хотят. И их очень много! Так вот, если мы из этих 50% "случайных" детей в процессе воспитания процентов 20 доделываем, 30% остаются все равно случайными. — А что с теми оставшимися 50%, о которых вы упомянули вскользь? Они как приходят, целенаправленно, осознанно?.. — Мотивация таких юношей и девушек складывается из нескольких позиций. Первая — им действительно интересно. Они не просто просидели и проиграли за компьютером, а посетили сайты (вероятно, и сайт Союза машиностроителей), почерпнули интересную информацию, что-то для себя уяснили. В частности, что вся эта банковская кухня уже надоела и не так актуальна (понимают, что в банках на всех денег не хватит). И тут у них появляется интерес к чему-то другому. Открывают для себя, что движение происходит и в других областях. Да и зарплату сейчас на возрождающихся предприятиях предлагают уже не 10 тысяч — это тоже интересно. И возникает мысль, что здесь образование можно получить бесплатно (чудодейственное слово) и есть возможность устроиться очень хорошо и перспективно. В отличие от того же банка, на предприятии к ребятам присматриваются и узнают еще и на практиках. И когда они приходят на производство после техникума работать, уже начинают не с "чистого листа". Это они очень хорошо понимают. Немало для них сегодня значит наличие на производстве социального пакета. В отличие от нас, современные молодые люди осознают ценность социальных гарантий гораздо лучше. Повторяю — они могут быть "недообразованными", но вовсе не глупыми. И прекрасно понимают — все, что можно получить от этой жизни, нужно брать, и брать сразу. И таких ребят — больше половины. — Хорошо, дети пока не понимают, что нефтяные шальные деньги рано или поздно кончатся, и в цене будут специалисты-производственники. Но родители-то не видеть этого не могут. Почему они не убеждают своих чад? — Все просто. Родители сегодня — это дети тех, кто в 90-х годах выживал как мог. И сегодня им самим требуется многое разъяснять. Ведь если дети в том же интернете могут докопаться до нужной информации, то родители в интернете не сидят вовсе и этой информацией не владеют. Почему я и говорю в школах: мне нужны не дети, мне нужны родители. В первую очередь нужно работать именно с ними! — Можно ли сегодня говорить о каком-то движении в тех вопросах, что были затронуты? Изменилось ли что-нибудь, и в какую сторону? — Я бы сказала, у нас остановилось все на каком-то нулевом уровне — ни вперед, ни назад. И так будет до тех пор, пока не разберутся с вузами и школами. Пытаются уменьшить количество бюджетных мест на гуманитарных направлениях, но это ничего не изменит. Поскольку кто желает, будет тянуться из последних сил и средств, чтобы получить заветный диплом. У кого таких возможностей нет, тот будет вынужден пойти на инженерную специальность. Но это опять могут быть случайные люди. Мы сегодня пытаемся донести до ребят очевидную мысль — вы сейчас становитесь элитой. Потому что менеджеров много, а трубу к трубе приварить некому! И значит, скоро сварщика или трубопроводчика на работу на "Мерседесе" будут возить. А они думают, что мы их обманываем или сказки рассказываем. Но мы продолжаем им это говорить. И вот как только они почувствуют, узнают на примерах, что так оно на самом деле и есть — вот тогда что-то изменится. Но опять же… Школа детей "не выпускает", высшее образование стало доступным, и пропал престиж технических специальностей. А ведь у нас в техникуме были династии до четвертого колена! И в свое время "рабочая кость" — это тогда была элита, которая получала хорошие деньги, машины, квартиры, ордена. — Понятно, что проблема существует и она очень неоднозначна. Как-то надо ее решать? — Проблема есть давно. И сегодня она, как нарыв, вскрывается. Мы очень долго, каждый на своем месте, выполняли программу, набирали, сколько положено студентов, учили их и выпускали "в свет". Но никто не интересовался, как все это происходило. Сейчас многое меняется, и меняется серьезно. Но ребят все равно не хватает. Для того, чтобы подготовить качественные кадры, нужно их отобрать. А выбора-то, увы, нет! И приходится брать всех, кто к нам приходит. И еще. В городах техникумы находятся при предприятиях. В том числе и с доплатами преподавателям и студентам. А мы — все сами. И получается, что мы готовим для всех и ни для кого конкретно. Обращаюсь к руководителям предприятий: помогите, хотя бы теоретически-психологически, давайте вместе проведем в школах профориентацию. Про обновление технического парка уже и не говорю… — Чем промышленные предприятия могут помочь в подготовке кадров? — Мы уже разрабатываем совместную программу действий с рядом предприятий ("Прогресс", "Изумруд", ДЦСС) по работе с детьми. Начиная от "шага в школу" до корректировки учебных планов. Чтобы они внимательно просмотрели их и сказали: "хватит учить их этому, давайте учить их другому". Мы, впрочем, сегодня имеем право вносить коррективы в наши программы. Но для того, чтобы научить ребенка конкретным операциям, требуется учебное оборудование. И значит, желательно, чтобы предприятия поучаствовали (на партнерских условиях) в его закупке. Следующее, что необходимо для привлечения ребят на завод — это рассказать им все на реальных примерах. О том, как в техникуме будет хорошо и что будет сделано там, когда они придут на производство. И все это — если они поступят и окончат техникум. И делать это нужно с обязательным присутствием представителя конкретного предприятия. Есть еще одно препятствие. Вы знаете, какая сегодня у ребят стипендия? Очень и очень скромная, да и то, если наш студент не имеет троек. А если промышленник был бы заинтересован в специалисте, то он вполне мог бы доплачивать, предположим, тысячу рублей, но не каждому, а тому, кто действительно достоин поощрения. Хочется, чтобы производитель брал бы на практику наших "передовиков" и ставил к станку. Чтобы практикант не только имел возможность научиться, но и заработать. Я уверена, что остальные ("случайные" и колеблющиеся) рано или поздно пошли бы по этому пути. — Вроде, на первый взгляд, ничего сложного… — Вот-вот, но наши работодатели плачутся об отсутствии кадров и пока ничего конкретного не делают для исправления ситуации. А вся конкретность — в финансах. И больше ничего не нужно… Но даже в отсутствие должного финансирования мы свою работу выполняем. У нас весной проходит такое мероприятие, как "Старт карьеры". И что любопытно: если раньше детей было больше, чем работодателей, то сегодня все происходит с точностью до наоборот. И это, поверьте, очень хорошо срабатывает, когда ребята начинают чувствовать, что они нужны. — Да, представителям Союза машиностроителей довелось однажды побывать на таком мероприятии. Хорошая задумка!.. Однако вернемся к нашим вопросам. Что нужно сделать на самом первом этапе и что может стать первым шагом к сближению и взаимопониманию? — Все, что нам нужно от работодателей — это чтобы они не просто требовали профессиональные кадры и сетовали, что их не получают. Начинать работать нужно в школах. Ведь каких сейчас уроков в школе только нет, но давайте выделим всего один час в две недели на урок профориентации. И пусть в расписании стоит, что этот урок ведем мы. И мы вместе будем рассказывать про производственную жизнь: чему научим, куда отдадим и что из них, в конце концов, получится. Не секрет, что некоторые директора предприятий и руководители высшего звена — наши выпускники. Нужен шаг навстречу. И польза будет огромная. И нужно поторопиться, а то как бы поздно не было. На подготовку специалиста уходит четыре года, вот и давайте из этого исходить. «Прогресс Приморья», № 48 (210) от 06.12.2012 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |